Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Народный автомобиль соберут золотые руки заключенных

Осужденные должны восполнить нехватку рабочей силы на заводе в Тольятти

4829
Народный автомобиль соберут золотые руки заключенных
Фото: DPA/TASS

Для развития флагмана отечественной автомобильной промышленности планируется привлечь на работу заключенных. Управление ФСИН России по Самарской области, руководители ведомства провели соответствующую встречу с представителем «АвтоВАЗа», сообщает «Интерфакс». Предполагается, что осужденные к принудительным работам смогут собирать модель Lada Vesta NG на первой линии конвейера завода в Тольятти. Однако поможет ли такая мера улучшить качество машин и будет ли полезна для общества в целом?

Интересно, что если кликнуть новость на сайте областного управления ФСИН, на которую ссылаются некоторые издания, сообщения о привлечении заключенных к труду там нет. Зато видно, что последний раз страница обновлялась 14 июня в 16:04, когда информагентства и издания успели распространить информацию.

«Интерфакс» пишет, что предприятие просит принять во внимание крайне напряженную ситуацию, которая сложилась на рынке труда в Тольятти и Самарской области в целом. Тем не менее, «АвтоВАЗ» ранее принял на себя обязательства увеличить производство на первой линии на 28% с сентября текущего года и на 40% с начала 2024-го. Для этого предприятию требуются кадры по 19 специальностям, в том числе слесари механосборочных работ, операторы металлообрабатывающего оборудования, кузнецы-штамповщики и маляры. При этом уже к сентябрю к конвейеру должны встать 1100 человек, к январю — еще 2900 человек.

Читайте также
Михаил Ефремов: лучше винтовка в руке, чем нары в тюрьме Михаил Ефремов: лучше винтовка в руке, чем нары в тюрьме В зону СВО очень просится известный исполнитель ролей героев Великой Отечественной войны

По данным ФСИН, за счет труда заключенных можно закрыть примерно половину потребности в трудовых ресурсах. Сейчас начат отбор необходимых кадров.

Инициатива, прямо скажем, неоднозначная. И имеет несколько аспектов. Скажем вначале о педагогическом. Не секрет, что заключенные работают на самых разных производствах. Если говорить об осужденных к принудработам, им априори кто-то должен обеспечить трудоустройство на срок, определенный судом. Собственно, почему это не может быть завод по выпуску легковых автомобилей в Тольятти. Тем более, что среди осужденных наверняка найдутся и требуемые специалисты. Опять же, кто-то сможет на практике получить новую специальность, что в дальнейшем окажется для человека весьма полезным. Да и труд, как известно, перевоспитывает.

Однако есть и другие факторы. Первый — качество. Автор этих строк работал на подшипниковом заводе в далеком 2002 году. И своими глазами наблюдал интересную картину. В цеху, где производились детали для подшипников, используемых в космической и оборонной отрасли, трудились рабочие с большим опытом. И их продукция отвечала, как правило, стандартам качества. Заметим, повышенным стандартам, так как точность обработки изделий для космоса и обороны всегда значительно выше, чем для бытовых агрегатов и гражданских машин.

Но в цеху, где делались подшипники не для космоса и не для обороны, почему у станков стояли солдаты-срочники. Их каждое утро приводили на рабочее место их офицеры. Так вот значительная часть продукции не могла пройти отдел технического контроля и отправлялась на переплавку. То есть заготовка проходила множество сложных трудоемких этапов, но на последнем этапе обработки просто становилась негодной.

Отечественные автомобили, признаемся, ранее не славились высоким качеством. Даже номинальные характеристики той же модели Lada Vesta NG далеки от современных общемировых представлений, каким должен быть легковой автомобиль. Скажем, например, что у машины механическая коробка передач. Причем стоить такой автомобиль будет в зависимости от комплектации от 1,5 до 2,3 млн рублей. Для сравнения: в Германии схожий по классу новый «Мерседес» A180d тоже с механической коробкой можно купить за €31200. По курсу на 15 июня (1€ = 91р) это примерно 2,84 млн рублей. Немного дороже. Но вот после привлечения к труду заключенных, будет ли наша «Лада» такого качества? Вопрос, как говорится, открытый.

Интересно и то, почему «АвтоВАЗ» не может найти персонал в большой Самарской области? Ведущее предприятие российского автопрома должно быть одних из самых привлекательных мест работы вообще в стране. И неужели так может быть, что среди жителей Тольятти и Самарской области необходимых специалистов нет, а среди осужденных они найдутся?

Может появиться крамольная мысль, что специалисты просто не хотят идти на завод в Тольятти. Официальная страница «АвтоВАЗ» с вакансиями сообщает, что зарплата слесаря механосборочных работ начинается от 39500 рублей. Много это или мало? В Москве сейчас по большинству вакансий предлагается заработок от 65−70 тысяч. На подобных позициях на автозаводах Германии платят около €4000 в месяц (около 364 тыс. рублей по нынешнему курсу). То есть получается, что либо машины «АвтоВАЗ» слишком дорогие на выходе, либо платят там очень мало. Либо труд применяется в высшей степени неэффективно. Или есть другие варианты?

И еще один момент, о котором нужно сказать. После ввода тотальных западных санкций вопрос об импортозамещении перешел из плоскости теоретической в плоскость самых насущных проблем. А потому одна из первоочередных задач — создать мотивацию у молодежи идти трудиться на производство. Становиться не юристами, экономистами, тем более — блогерами или айтишниками после месячных онлайн-курсов, а идти в технику и институты получать специальности слесаря и инженера.

Но мотивируют сегодня молодых людей к этому нынешние зарплаты на «АвтоВАЗ»? А теперь зададим второй вопрос: а увеличится ли эта мотивация, если в обществе укоренится мнение, что работать на сборке автомобилей — это для зэков?

Политолог, директор Центра стратегического развития Владимир Хрыков считает, что при привлечении к работам на производстве заключенных очень важно сохранить баланс между разными сферами:

— Действительно существует практика привлечения людей из мест лишения свободы к труду. Вопрос в том, какие работы должны осуществлять заключенные и как это организованно.

Первый важный аспект — педагогический. Он решается в России не просто так. С одной стороны, есть известный опыт Антона Макаренко по перевоспитанию малолетних правонарушителей. Но даже эта практика требует дополнительного осмысления в современном мире.

Читайте также
Шаурма по-братски. По регионам России расползлось биологическое оружие Шаурма по-братски. По регионам России расползлось биологическое оружие Отечественный общепит скорее мёртв, чем жив: приличные заведения исчезли как класс

«СП»: Заключенных надо не только перевоспитывать. Есть еще и экономический аспект.

— Совершенно верно. Когда мы говорим о производстве, пусть и конвейерном, то на первый план выходит проблема качества продукции. И сложно сказать, насколько заключенный, имеющий срок, может быть надлежащим исполнителем.

И всё-таки это будет подневольный работник. А такой труд всегда в истории был малоэффективным. Автомобильное производство связано с высокой долей ответственности работника.

«СП»: Зато труд заключенных может быть дешевле.

— Понятно, что «АвтоВАЗ» идет на такие шаги, скорее всего, не от хорошей жизни. Но в долгосрочной перспективе, если мы хотим развития отечественного автопрома, надо говорить о материальном стимулировании работников.

Работа на автозаводе должна быть оплачиваемой, перспективной, интересной. Нужна и другая идеология, в том числе в рекламе. Молодые люди после школы пусть смотрят не на каких-то смешных блогеров, а на производство. Но для этого предприятие должно иметь определенный технологический уровень и достойно платить своим сотрудникам. Рабочий человек должен себя чувствовать человеком.

Понятно, почему заключенных хотят привлечь сейчас. Но это явно не то направление, по которому автопрому надо идти в будущем.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня