Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин предложил ввести уголовное наказание за использование пальмового масла и других заменителей в молочных продуктах.
«Нам необходимо ввести уголовную ответственность для тех, кто использует эти заменители. Понятно, что они дешевле, прибыли больше, но, с другой стороны, это вред для здоровья», — сказал он на пленарном заседании.
Глава Госдумы отметил, что в продуктах, которые должны производиться из молока, в том числе мороженое, конфеты, сыры, йогурты, масло, фактически используется дешевые заменители — говяжий жир или пальмовое масло, при этом ответственности за это нет. По его мнению, за использование подобного фальсификата должны быть огромные штрафы и уголовная ответственность, «тогда здоровье людей будет защищено». Подготовка соответствующих изменений в законодательство в этой области станет хорошим подспорьем и для Россельхознадзора.
«Если будет ответственность за это, понятно, что желающих будет меньше. И как вы понимаете, уже голову станут включать. Надо стандартизировать продукцию — во всем мире такой подход. Если это продукт на основе молока, должно быть молоко», — убежден Вячеслав Володин.
Он также напомнил, что Госдума ранее лишила производителей, использует в своей продукции пальмовое масло, льгот, однако его продолжают применять, так как оно дешевое.
«Наша с вами задача — посмотреть на это с другой точки зрения. Если должно быть в основе молоко, значит надо, чтобы было молоко. Если что‑то другое начинают использовать, надо наказывать, потому что это уже не молочный продукт», — подчеркнул он.
Позицию депутатов поддержал руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, ведомству которого Вячеслав Володин предложил вместе с профильными комитетами Госдумы и Роспотребнадзором подготовить необходимые законопроекты.
— Речь идет именно о фальсификате: когда используют растительные масла, а пишут, что это, например, сливочное масло, — обращает внимание Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. — Мы тоже против производства фальсификата и за ужесточение ответственности.
Вся продукция, которая производится с использованием растительных масел и жиров в полном соответствии с техническими регламентами и безопасная, имеет право на жизнь. Во всем мире она производится, потребляется, никакой опасности для здоровья не представляет. Вячеслав Володин имел ввиду именно борьбу с фальсификатом.
«СП»: То есть производитель, который использует в том или ином продукте пальмовое масло, должен это обязательно указывать.
— Не имеет значения пальмовое или любое другое растительное масло. Везде, где используются растительные масла и жиры на их основе, а это очень большой перечень продукции, должно быть написано «жир на растительной основе». Там, где это не написано, а по факту содержатся жиры на растительной или животной основе (началось все именно с того, что начали фальсифицировать продукцию даже не растительными маслами и жирами на растительной основе, а именно животными жирами, к чему как раз есть вопросы по эффекту для здоровья) — это недопустимо. Это называется фальсификация продукции.
Мы последовательно выступаем против этого. Мы совместно с «Союзмолоко» ежегодно подбиваем баланс производства молочного жира, чтобы вычислить, сколько реально продукции фальсифицируется. По факту за историю мониторинга она упала более чем в два раза — с 10% в 2018 г. до примерно 4% в 2022 году.
В целом доля фальсификата на рынке относительно небольшая, но ужесточать ответственность надо, потому что это подрывает доверие к продовольствию. Если будут более жестокие санкции за нарушение технических регламентов, то будет больше порядка. Мы только «за».
Академик РАН, экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко выступает за минимизацию использования пальмового масла в рецептуре российских продуктов.
— Вячеслав Володин имеет ввиду фальсификацию, а не запрет. А я ставил вопрос, чтобы его минимизировать, довести вообще до нуля. Моя позиция более жесткая. В косметике, пожалуйста.
Наша генетическая память на это масло не рассчитана. Я уже не говорю про 19 век, про первую половину 20-го, чтобы было так, что мы тосковали по пальмовому маслу.
Видимо, Вячеслав Володин имеет в виду, что в технологии (производства продукта — ред.) пальмовое масла отсутствует, а оно там присутствует. Надо разбираться.
Пальмовое масло и в косметике используется, и в питании. В советское время мы его использовали где-то около миллиона тонн, но оно шло в основном на туалетное мыло. В 90-е годы мы сохранили почти тот же объем его потребления, но уже акцент делался на использование в питании. Был период, когда я его практически запретил, но после приезда к нам главного поставщика пальмового масла эта жесткость была снята.
Использование пальмового масла в питании не запрещено, хотя неподтверждённые высказывания на эту тему были.
Минимизировать его использование не помешало бы, тем более что мы сегодня не ощущаем дефицита в том числе и своего растительного масла. Хотя в глобальном масштабе этого не запретишь, потому что на планете есть почти миллиард населения, которому просто нечего есть. Физически нет пищи в тех объемах, которые нужны 8 млрд населения Земли. В этом плане пальмовое масло будет использоваться, но в нашем случае необходимости нет. У нас есть для этого все необходимые предпосылки — мы себя пока кормим.