Минэнерго России предложило правительству ограничить число экспортеров бензина, чтобы пресечь серые схемы его вывоза за рубеж и тем самым сдержать рост цен на внутреннем рынке, утверждает «Коммерсант» со ссылкой на источники. По их информации, в ведомстве считают необходимым сформировать ограниченный перечень нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), производящих товарный бензин, и разрешить экспорт только им.
Этот шаг призван пресечь серый экспорт бензина, который стал одной из причин роста оптовых цен в России в последние месяцы. Объем серого экспорта начал расти в прошлом году, когда стоимость топлива в РФ упала из-за санкций, но за рубежом цены оставались высокими.
Экспортерам стало выгодней закупать бензин на внутреннем рынке, а затем отправлять на за рубеж. При этом, так как экспортные цены были выше внутренних, производители получали субсидии по демпферу — государство доплачивало им за продажу топлива российским покупателям, а на самом деле оно нелегально поступало именно за границу.
По мнению властей, крупнейшими серыми экспортерами являются небольшие и средние НПЗ или связанные с ними компании, поэтому предложенный Минэнерго запрет коснется их. Такие заводы, как правило, сами не производят товарный продукт, а покупают топливо марки АИ-92, а затем присадками и добавками превращают его в АИ-95 или АИ-100 и экспортируют.
Биржевые цены на бензин в России бьют рекорды — 21 июля стоимость АИ-92 превысила 64,5 тысячи рублей за тонну, а АИ-95 подорожал до 69,8 тысячи рублей. Для сравнения, в начале лета тонна АИ-92 стоила на бирже 53,5 тысячи рублей, а АИ-95 — 62,2 тысячи. Рост цен на бирже начался еще весной, что объяснялось сезоном ремонтов на НПЗ. Тогда Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба сначала рекомендовали нефтяникам, а затем и потребовали от них увеличить продажи бензина на бирже.
Вслед за биржевыми ценами растут и розничные: по данным Росстата, в июне они выросли на 1,6% по сравнению с маем и на 3,1% по сравнению с июнем прошлого года. В июле рост цен ускорился.
Впрочем, насколько мера по ограничению экспорта, если ее примут, будет эффективной, сказать трудно, так как на цены влияют и другие факторы — ослабление курса рубля, которое накладывается на рост мировых цен на нефть, ремонты на НПЗ и рост спроса внутри страны. Кроме того, с 1 сентября изменятся параметры демпферного механизма, в результате чего компенсации нефтяникам за удержание внутренних цен сократятся в два раза.
Эксперт в топливной сфере, зампред правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев считает, что для стабилизации цен нужны не разовые, а комплексные фискальные цены.
— Отмечу, что правового юридического понятия «серый экспорт» не существует. На сегодняшний день бензин, топливо и нефтепродукты не являются товарами, ограниченными в обороте. Соответственно, говорить о сером экспорте не совсем корректно.
Хотя существует другая проблема — внутренние цены субсидируются, и зачастую получается, что отправить на экспорт продукцию по цене для внутреннего рынка гораздо выгодней, чем потребить ее внутри страны, чем и занимаются как некоторые нефтеперерабатывающие заводы, так и трейдеры. Это показатель ценового диспаритета и мер, находящихся в сфере фискальной политике.
Похожая ситуация была в Казахстане, который субсидирует цены, и очень часто топливо из этой страны попадало контрабандой на территорию РФ, потому что так люди могли больше заработать.
«СП»: Вы считаете, что ограничение круга экспортеров не будет эффективным?
— Краткосрочные меры возможны только в части запрета экспорта, но это достаточно сложная материя, полностью это сделать нельзя. Решение должно лежать в более простом моменте. Вся эта биржевая игра на повышение в последние недели возникла на фоне того, что правительство решило пересмотреть параметры демпфера в сторону понижения. Если вернуться к старой модели, это станет стабилизирующим фактором для цен на рынке.
«СП»: Этого будет достаточно, чтобы цены пошли вниз?
— Механизм демпфера построен на сравнении внутреннего рынка и экспортных альтернатив — стоимости и маржинальности поставок на экспорт. С учетом того, что курс рубля пошел вниз, логично, что экспортные альтернативы поставок стали выгодней. К сожалению, на топливном рынке невозможно принять какое-то разовое несистемное решения для стабилизации ситуации, потому что все взаимосвязано. Когда компании экспортируют, они увеличивают доходы государства. Ограничивая экспорт, получается, что государство отказывается от части доходов, чтобы насытить внутренний рынок. Это очень сложный баланс.
Мне кажется, проблема в том, что общая фискальная система у нас больше была нацелена на налогообложение нефти и экспорт, нежели на поставки внутри страны. Если бы изначально нефть, которая направляется на переработку не облагалась НДПИ с момента добычи, а только по факту экспорта, конечно, всем было бы выгодней перерабатывать их внутри страны. Соответственно, насыщенность рынка была бы выше, а цены — ниже.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков также считает, что даже в случае принятия меры цены на бензин вниз не пойдут.
— Власти пытаются продемонстрировать, что хотят убить двух зайцев — насытить внутренний рынок и сократить расходы бюджета на выплаты демпфера. Претензия к НПЗ в том, что демпфер призван стабилизировать цены на внутреннем рынке. Предприятия получают выплаты и обязаны определенные объемы продавать в России, а они этого не делают и направляют топливо на экспорт. По сути, они получают выплаты незаконно.
Но речь в этих поправках идет только о мини-НПЗ и средних НПЗ, а в России таких заводов не так много, и они не производят большие объемы топлива. Подавляющее большинство топлива у нас производят крупные заводы, которые почти все принадлежат вертикально интегрированным компаниям. Но к ним все эти претензии не относятся.
Серый объем поставок с маленьких и средних НПЗ для российского рынка мизерный. Даже если его оставить на внутреннем рынке, это его никак не насытит и на цены не повлияет. Хотя, безусловно, контроль нужно усиливать, так как такие предприятия нарушают правила и получают демпфер незаконно. Просто, как я уже сказал, на решении проблемы роста цен это никак не скажется.
«СП»: Когда цены на бензин прекратят расти и произойдет ли это вообще?
— Правительство предпринимает разные шаги. Несколько дней назад они заявили, что поднимут долю обязательных продаж на бирже, чтобы ее насытить, но поднимут буквально на один процент. Сейчас говорят, что будет ограничение экспорта, но не для всех, а для небольшой доли. По всей видимости, власти просто дождутся конца лета, когда произойдет снижение объемов потребления бензина.
Народ у нас активно летом ездит на машинах, тем более что многие аэропорты на юге закрыты. Автотуризм активно развивается, и потребление бензина после 2022 года резко выросло. Лето закончится, все приедут обратно, поведут детей в школы, объем потребления бензина упадет, что стабилизирует рынок естественным образом.
Мгновенно цены исправить можно только одним способом — соглашением между государством и компаниями, чтобы они просто поменяли ценники на заправках. Но непонятно для чего нефтяники сейчас должны войти в положение правительства и снижать цены, тем более на фоне грядущего снижения демпфера.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко также предположил, что цены пойдут вниз к осени.
— Рост цен на бензин вызван совпадением различных факторов. В первую очередь, это конъюнктура рынка — баланс спроса и предложения. Это также рост стоимости нефти, которая является сырьем для производства нефтепродуктов.
С этим совпали плановые ремонты на НПЗ в Российской Федерации. Курс валют также играет определенную роль при принятии решений, в каком объеме и на какие рынки поставлять продукцию. Наконец, летний отпускной сезон всегда повышает спрос на перевозки и моторное топливо.
На мой взгляд, меры, которые сейчас предпринимаются российским правительством, обоснованы. Речь идет о квотировании и более тщательном подходе к контролю над экспортом.
Думаю, в совокупности с окончанием отпускного сезона и ремонтов на НПЗ дадут эффект. Цены будут стабилизироваться, а, на мой взгляд, смогут даже немного уменьшиться. Сложно сказать, когда именно это произойдет, но, скорее всего, к началу сентября ситуация придет в норму.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля читайте в теме «Свободной Прессы».