Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Арктика – 21 век
6 сентября 2023 21:26

На Севморпуть готовятся выйти тяжелые ледоколы и бывалые казнокрады

Насколько обосновано и своевременно создание конкурента Суэцкому каналу

11633
На фото: атомный ледокол "Вайгач" на пути западного сектора Арктики - от Мурманска на Кольском полуострове до города Дудинка на полуострове Таймыр.
На фото: атомный ледокол «Вайгач» на пути западного сектора Арктики — от Мурманска на Кольском полуострове до города Дудинка на полуострове Таймыр. (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)
Материал комментируют:

Для развития Северного морского пути России не хватает ледоколов. Заявление главы Минвостокразвития Алексея Чекункова прозвучало неожиданно, хотя в конце прошлого года ту же проблему поднимали запмред Совбеза Дмитрий Медведев и представители «Росатома».

Чекунков напомнил о флагманах арктического флота в преддверии Восточного экономического форума (ВЭФ). В текущем году Севморпутём намечено перевезти примерно такой же объем грузов, как в 2022-м, — 34 млн тонн, сообщил министр. В то же время в 2024-м планируется нарастить транзит более чем вдвое — до 80 млн тонн, а к 2031-му — до 200 миллионов. Для достижения прорывных показателей пока не хватает ледоколов, причем не только в нашей стране. «Наибольшую озабоченность вызывает как раз доступность в достаточном количестве флота ледового класса. Просто в мире пока в том объеме, который необходим, чтобы 200 млн т перевозить уже через семь-восемь лет, его нет. А цикл производства большого танкера ледового класса — это не месяцы, а годы», — заявил Чекунков.

Читайте также

Одна из ключевых проблем, по его словам, недостаток производственных мощностей, в частности — верфей. Есть сомнения в наличии нужного числа специалистов. Впрочем, кадровый вопрос, отмечает министр, «это, наверное, как раз та тема, где интересно разговаривать с нашими крупнейшими партнерами на предмет кооперации». В качестве потенциальных соинвесторов чиновник назвал Индию и Китай.

В июне 2023-го по результатам стратегической сессии, посвященной развитию СМП, было объявлено о создании единого инфраструктурного комплекса. Запланировано строительство более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, аварийно-спасательных центров, а также формирование орбитальной группировки спутников. Размер инвестиций должен составить около 2 трлн рублей в течение ближайших 13 лет, из которых 600 млрд будут предусмотрены в федеральном бюджете.

Военно-морской эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин уверен, что программа развития ледокольного флота, которая реализуется в России в настоящее время, позволяет решить задачи освоения СМП.

— Не стоит забывать, что наша страна остается единственной в мире, обладающей атомным ледокольным флотом. И не только атомным, конечно. Скажем, у США всего пара ледоколов. Некоторое время назад американцы собирались запустить программу строительства новых, но пока о ней ничего не слышно. У нас же строятся не только тяжелые ледоколы, но и суда ледового класса, способные ходить по Северному морскому пути.

«СП»: Он активно осваивается?

— Маршрут постоянно используется для перевозки сжиженного газа и не только, причем ежегодно грузооборот растет на миллионы тонн. У нас же сейчас строятся ледоколы проекта 22220, часть из них уже спущена на воду и введена в строй: «Арктика», «Сибирь», «Урал». «Чукотка», «Якутия» в процессе постройки.

А главное -ледокол супертяжелого класса, преодолевающий лёд толщиной до четырех метров. Это проект «Лидер», он реализуется на верфи «Звезда», там же строятся танкеры для нашего сжиженного газа.

С постройкой таких ледоколов водоизмещением 70 тысяч тонн проблема будет в значительной степени решена. К тому же пока еще работают «старички»: «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач». Есть корабли, у которых технические возможности позволяют заходить в устье рек и колоть лед.

Полагаю, несмотря на санкции, часть строящихся ледоколов в ближайшие годы выйдет на трассу. Еще несколько лет — и этот маршрут, на который точат зубы США и их союзники, будет эффективно работать. Причем с нашей проводкой им заинтересуются и другие страны — в частности, Китай, который тоже имеет виды на Северный морской путь и разработал свою программу строительства ледоколов.

«СП»: Министр Чекунков назвал в числе потенциальных партнеров по развитию СМП Индию и Китай.

— Этот путь куда более выгодный, нежели через Африку. К тому же недавние события показали уязвимость Суэцкого канала, когда там случился большой затор из-за того, что один танкер развернулся поперек маршрута. Тем более, что на Ближнем Востоке неспокойно и в военно-политическом отношении. А на СМП при проводке мощными ледоколами есть возможность уменьшить дорогу на несколько тысяч километров и быстрее доставить грузы, сэкономить деньги. Конечно, Индию и Китай привлекает экономическая эффективность. Плюс здесь есть элементы геополитики.

По словам главного политического советника председателя ЦК КПРФ Вячеслава Тетёкина, в свое время работавшего в арктическом регионе, проблема не в количестве судов для проводки морских транспортов.

На фото: разгрузка дизель-электрохода "Норильский никель" на пути западного сектора Арктики - от Мурманска на Кольском полуострове до города Дудинка на полуострове Таймыр.
На фото: разгрузка дизель-электрохода "Норильский никель" на пути западного сектора Арктики - от Мурманска на Кольском полуострове до города Дудинка на полуострове Таймыр. (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)

— У нас и без того самый многочисленный ледокольный флот в мире. Для систематического функционирования СМП, возможно, их и недостаточно. Другое дело — есть ли достаточный объем грузов для перевозки в сопровождении ледоколов. Это большой вопрос. Сейчас СМП пытаются превратить в конкурента Суэцкому каналу — ведь речь идет о транзите товаров из Европы в Азию и обратно.

Читайте также

На мой взгляд, здесь есть два момента: во-первых, в ближайшее время никто через этот путь отправлять сопоставимый объем товаров и тем самым поддерживать российский бюджет не будет, поскольку транзит стоит немалых денег.

Во-вторых, следует руководствоваться собственными интересами, целесообразностью для нашей экономики. Пока там идет перевозка СПГ, для этого, конечно, требуются ледоколы, но не в таком объеме. Конечно, развивать проект нужно, однако делать это следует с учетом объемов грузов, которые судам предстоит перевозить.

«СП»: Не получится так, что, пока мы построим запланированные в правительственной программе ледоколы, значительная часть арктического льда растает?

— Процесс таяния, конечно, идет, но он носит затяжной характер. Иногда потепление даже сменяется похолоданием — это довольно длинный климатический цикл.

Меня здесь тревожит, будут ли использоваться должным образом вложенные в строительство ледоколов гигантские средства. Один печально известный деятель назвал три вида коррупции в России: взятки чиновникам, расхищение средств в ходе реализации крупных проектов и создание специальных проектов для разворовывания.

Не хочу сказать, что здесь мы имеем дело с третьим видом. Скорее всего, будет иметь место второй вид. Но опасность расхищения ресурсов при строительстве ледоколов существует, потому как деньги выделяются немалые, а реализация проектов часто вызывает вопросы.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня