Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Власть
5 октября 2023 13:06

Михаил Делягин: Бюджет-2024 — стагнация и спекуляции

Пенсионеры перебьются, а госдолг — это святое

8259
Михаил Делягин: Бюджет-2024 – стагнация и спекуляции
Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Проект бюджета-2024 по-прежнему основан на незыблемых либеральных догмах, лишь слегка спрыснутых живой водой реальности. Необходимость преображения России на основе всеобъемлющей модернизации игнорируется. Главная цель — стимулирование финансовых спекуляций, подавление производства добавленной стоимости и дальнейшее усугубление положения России как экономической колонии (продающей сырье и покупающей, если позволят, часть продукции его переработки).

Смертельный в современных условиях либеральный императив минимизации роли государства сохранен в неприкосновенности.

Расходы федерального бюджета вынужденно (из-за военных действий) увеличены с 19,1% ВВП в 2023 году до 20,4% ВВП в 2024 (что лишь чуть выше уровня 2022 — 20,3%). В 2025 году их урежут 18.0, в 2026 — до 17,6% ВВП.

Цель — удержание бюджетного дефицита все три года ниже 1% ВВП (0,9% в 2024, 0.4% в 2025 и 0,8% ВВП в 2026). Ради этого намечен заведомо неправдоподобный взлет доходов с 17,3% ВВП в 2023 до 19,5% ВВП в 2024 году (с падением до 17,6% в 2025 и 16,8% ВВП в 2026 — снижение доходов государства остается приоритетом либералов).

Читайте также
Список "Форбс":  110 российских миллиардеров привычно наращивают капиталы Список «Форбс»: 110 российских миллиардеров привычно наращивают капиталы Богатейшие россияне продолжают богатеть, несмотря на ограничения Запада и проблемы в экономике

Пагубность их догм многократно опровергнута не только теорией, но и историей, — в частности, отсутствием инфляционных последствий скачка бюджетных расходов в конце 2022 года и дефицита января 2023 в 1,7 трлн.руб. Напротив, рост бюджетных расходов в силу его осмысленного характера привел к уверенному росту производства и в особенности инвестиций (на 12,8%) во II квартале 2023 года, так что либералам пришлось спешно душить экономику рукотворными девальвацией рубля и удорожанием кредита.

Расходы бюджета в 2024 растут на 6,4 трлн.руб. (в реальном выражении на 14,4%) за счет увеличения расходов на оборону на 4,4 трлн., на пенсии — на 1,5 трлн., на проценты по госдолгу — на 0,8 трлн.руб. Но затем их снизят до превышения уровня 2023 года в реальном выражении в 2025 на 3.6, а в 2026 на 3,4%.

«Бюджетное правило» сохраняется: доходы от превышения ценой газа 250 млрд.долл./тыс.куб., а нефти — установленных Западом 60 долл/барр. будут не служить России, а по-прежнему замораживаться на счетах для обесценения.

Таким образом, как только нефтяники научились преодолевать введенный Западом порог продаж нефти в 60 долл/барр, Минфин РФ (и «Единая Россия», которая поддержит этот бюджет) стали обеспечивать исполнение санкций хотя бы в части бюджета.

На его счетах (включая Фонд национального благосостояния) заморозят в 2024 году более 0,5 трлн., а в 2025 и в 2026 — более чем по 1,8 трлн.руб.

Кроме того, в структуре его дефицита предусмотрено отвлечение средств на «прочие источники», — включая, возможно, замораживание в «бюджетных депозитах», — 2,4 трлн. в 2024, 2.0 трлн. в 2025 и 1,8 трлн.руб. в 2026 году.

Структура расходов бюджета слабо учитывает необходимость восстановления новых территорий, преобразования ОПК и науки, да и в целом развития.

Расходы на оборону наконец стали главным приоритетом, но весь их прирост внесен в «другие вопросы» (они растут с 0,5 трлн. в 2023 году до 7,0 трлн. в 2024, 5.1 трлн. в 2025 и 3,5 трлн.руб. в 2026 году при сокращении расходов на Вооруженные Силы с 5,4 трлн. в 2023 до 3.3, 3.0 и 3,5 трлн.руб. в следующие годы).

Перенос основной части расходов в категорию «других» позволяет использовать деньги на любые цели. Это повышает гибкость управления, но может затруднить стратегическое планирование.

Недопустимо сокращение финансирования прикладных оборонных исследований — с 406 млрд. в 2023 до 396.2 в 2024, 325,0 в 2025 и 345,5 млрд.руб. в 2026 году.

Однако в 2025—2026 годах расходы на оборону снижают, в реальном выражении вернув их в 2026-м почти на уровень 2023 года. Эта самонадеянность и игнорирование реальности не имеют оправдания.

Второй приоритет бюджета — рост пенсионных расходов, то есть дотаций Соцфонду. С 2,6 трлн. в 2023 они подскакивают сразу до 4,1 трлн. в 2024, 3.9 трлн.руб. в 2025 и 2026 годах — и это при том, что в силу повышения пенсионного возраста в 2025 году на пенсию по старости не выйдет никто (как и в 2023, и в 2027).

Серьезного улучшения условий существования пенсионеров, несмотря на безусловно полезные индексации, не предусмотрено. Средняя пенсия в 2024 году будет 23,4 тыс.руб./мес (минимальная — 13,3 тыс.), что драматически ниже реального прожиточного минимума.

В этих условиях скачок дотаций на пенсии выражает не социальную ориентацию либеральной бюрократии, а ее растущую беспомощность перед последствиями ее же собственной деятельности, а также крах пенсионных реформ и в целом политики выталкивания страны в «тень» фактическим налогом на бедность (из-за чего люди не платят пенсионных взносов, расширяя, дефицитность пенсионной системы, несмотря на урезание пенсионных гарантий).

Планы сокращения дотирования пенсий в 2025—2026 годах так же неправдоподобны, как и предыдущие, — если не предположить нового витка людоедской отмены пенсионных прав.

Правда, если рост пенсионных расходов бюджета вызван падением качества администрирования в результате слияния Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в Социальный фонд, то медленная и мучительная нормализация этого бюрократического новообразования может проявляться и в сокращении потребности в дотациях.

Радует резкий рост расходов на охрану окружающей среды, но оно идет за счет «других расходов», составляющих в 2023 году 89% этой статьи, в 2024 — 92%, в 2025 — 96.5%, в 2026 году — 97%. Такая закрытость — признак криминогенности.

При этом сбор, удаление отходов и очистка сточных вод после выделения в 2023 и 2024 годах 19,9 и 17,7 млрд.руб. в 2025 и 2026 годах почти прекратят финансировать, выделив на него 1,9 и 2,0 млрд.руб.

Сокращение расходов на экономику — признак отказа от ее модернизации.

Не имеет оправдания благодушное и самонадеянное урезание резервных фондов правительства — с 371,4 млрд.руб. до 110 млрд. в 2024 и 90 млрд.руб. в 2025 и 2026 годах.

О полном непонимании современных реалий, в частности, особенностей и форм информационно-психологической войны свидетельствует сокращение расходов на СМИ.

Читайте также
Каким брендам покинуть Россию, а каким остаться – решают в США Каким брендам покинуть Россию, а каким остаться — решают в США На российском рынке вскоре могут остаться только американские компании

Наконец, урезание финансирования образования и здравоохранения — признак традиционного стремления либералов к дебилизации и вымиранию России.

Неадекватным (особенно в условиях закладываемой в бюджет и обеспечиваемой им стагнации российской экономики с постепенной потерей ею позиций в мире) видится последовательное сокращение финансовой помощи регионам. В реальном выражении по сравнению с уровнем 2023 года межбюджетные трансферты в 2024 году снизят на 9.0%, в 2025 — на 14.5%, а в 2026 — на 17,6%.

Поддержка регионов сократится и по линии бюджетных кредитов: если в 2023 году их чистое предоставление составило мизерные 197,3 млрд.руб., то в 2024 оно снизится до 109,0 млрд., в 2025 станет отрицательным на 172,8 млрд.руб. (регионы погасят больше ранее выданных кредитов, чем получат), а в 2026 году предоставление бюджетных кредитов прекратится, — а их погашение составит 359,7 млрд.руб.

Единственная укрупненная статья бюджета, не только доля которой в его общих расходах (с 5,0% в 2023 до 9,8% в 2026 году), но и финансирование которой в реальном выражении неуклонно растет — обслуживание госдолга.

Расходы на него в реальном выражении превышают уровень 2023 года в 2024 — в 1,4 раза, в 2025 — в 1,7 раза, а в 2026 году — уже более чем в 1,9 раза, увеличившись за три года с 1,5 до 3,3 трлн.руб.

Это значит, что выкармливание крупнейших финансовых спекулянтов средствами налогоплательщиков при помощи все новых заведомо ненужных займов и аккуратного обслуживания госдолга в отношении стран, замораживающих и конфискующих российские активы, является одним из главных приоритетов либералов, управляющих федеральным бюджетом.

Это неприемлемо и подлежит немедленной отмене — вместе со всей преступной либеральной политикой.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня