Неконтролируемый рост стоимости куриного мяса — причём на ровном месте — побудил чиновников принять меры. Точнее, сделать вид, что таковые будут приняты. Экспорт мяса птицы вроде как собираются «временно ограничить», только не говорят какого именно. Более того, чиновники совсем не торопятся и явно хотят дождаться, чтобы цены на внутреннем рынке поднялись ещё больше. Этот самый «запрет» на вывоз курятины, если таковой вообще будет принят, хотят ввести с декабря. Когда перед новогодними праздниками всё ещё сильней подорожает.
«В настоящий момент в Российской Федерации отмечается существенный рост внутренних цен на отдельные виды мяса домашней птицы. По данным ведомственного мониторинга Минсельхоза России рост к соответствующему периоду прошлого года составил 25,3%. Данная ситуация связана прежде всего со снижением объемов производства данной продукции в последние месяцы и роста ее себестоимости на фоне высокого курса доллара США. Кроме того, текущая ситуация способствует чрезмерной привлекательности вывоза мяса птицы по сравнению с поставками на внутренний рынок, что создает угрозу продовольственной безопасности Российской Федерации. Учитывая изложенное, в целях сдерживания роста потребительских цен на социально значимую продукцию и недопущения дефицита предлагается установить временный запрет на вывоз отдельных видов мяса птицы за пределы территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев», — говорится в проекте постановления, разработанного Минсельхозом.
Означенные 25,3% это, конечно, чистой воды ложь. В прошлом году та же куриная тушка в магазине эконом-класса стоила 130−140 руб. за килограмм, сейчас — 200 рублей. Считаем: рост в 43−54%. Собственно, такую нехитрую калькуляцию может провести любой, особенно у кого есть так называемая «скидочная» карта какой-нибудь торговой сети. Скидки там жульнические, а вот опция просмотра покупок — штука полезная. И у вас получится, что куриное филе подорожало намного больше — на 60−70%.
Выросли и оптовые цены — для бизнеса. Причём даже больше, чем розничные. И не за 12 месяцев, а с января сего года.
«Цены на курицу, к сожалению, растут. За последние восемь месяцев цена куриного бедра повысилась на 65%. Это очень существенно для бизнеса, и, конечно, кто-то отказывается от каких-то блюд. Кто-то поднимает цены достаточно высоко. Просто курица и свинина — это самое доступное мясо, самый доступный белок всегда был. Что касается говядины, цена тоже растет — не так стремительно, как на курицу, но рост, безусловно, есть. Телячья грудинка как таковая вообще пропала», — рассказывает основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов.
По себестоимости тоже неправда, она на 99% рублёвая, благо, кормов в РФ хватает, даже более чем. И, вроде как, несмотря на бесконтрольный экспорт зерновых, пшеницы должно остаться много.
«Ожидаем, что урожай зерна у нас составит порядка 140 млн тонн в чистом весе, из которых около 93 млн тонн — это будет пшеница. Надеемся, это станет вторым результатом в истории нашей страны. Такой объем обеспечит оптимальный баланс между внутренними потребностями и исполнением наших экспортных обязательств», — говорит глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев.
Третий момент — сроки принятия решения. Ввести «частичный запрет» собираются с декабря сего года, что попахивает откровенным издевательством. Собственно, запретить экспорт курятины, который является причиной роста цен — Минсельхоз в своей цидульке это таки отметил — можно моментально. Раз — и всё, ничего нельзя вывозить. Когда наши власти хотят что-то запретить, они делают это быстро и эффективно. Но не в этом случае. Чиновники явно собираются дождаться предновогоднего роста цен, когда курятина подскочит в цене ещё на 20−25%, а то и больше. Чтобы их друзья слупили с народа побольше денег.
Снижения объёмов производства мяса птицы вроде как нет, тут минсельхозовцы что-то совсем заврались. «Внутренний потребительский рынок полностью обеспечен мясом курицы. В условиях сохраняющегося роста спроса на мясо птицы российские предприятия продолжают наращивать объёмы производства — для этого задействованы все мощности. По итогам 2023 года ожидается положительная динамика показателей», — недавно вещали в Минсельхозе.
Где «снижение объемов производства данной продукции»?
«Что касается мяса птицы и яиц, на совещаниях, которые были проведены с производителями, с отраслевым союзом, мы договорились, что они выходят по росту производства к концу года примерно на 3%. И, соответственно, сейчас уже цены стабилизировались, уже роста нет. Дальше ожидаем снижения цен», — обещает вице-премьер Виктория Абрамченко.
Правда, в плане цен к ее словам нужно относиться с опаской. Как правило, «пророчества» сбываются с точностью до наоборот, Кассандра из неё никакая.
И, наконец, что такое означенные в документе «отдельные виды мяса птицы»? Что запрещать-то будут, почему нет конкретики? Всё как-то очень смахивает на недавнее «секретное» постановление о обязательной продаже валютной выручки, в котором кто именно должен продавать решили сделать тайной. Дескать, нечего «электорату» это знать, ещё найдётся кто-то умный и посчитает, а концы с концами-то и не сойдутся…
Здесь, судя по всему, хотят провернуть ту же обманку. Дескать, в интересах «уважаемых, панимаишь, рассеян» экспорт мяса птицы запретили. Но какого именно — не скажем. Будет что-то по типу пресловутого майонеза на перепелиных яйцах — одно перепелиное яйцо на 100 тысяч кубометров майонеза. Вот мясо перепелов и запретят вывозить. Ибо нечего! Птица? Птица! Мясо в них есть? Есть! Всё, экспорта по данной позиции нет! Кушайте, граждане, и ни в чём себе не отказывайте.
«Запрет экспорта добавит на внутренний рынок необходимые объемы, при этом оказав минимальное влияние на производителей в сравнении с другим мерами регулирования, например ограничением цен. Согласно действующей нормативной базе, правительство может это сделать — рост цен за два месяца превысил 10%, а куриное мясо — это социально значимый продукт. Ограничение экспорта является менее травматичной мерой для производителей, поскольку экспорт на порядок меньше внутреннего рынка», — считает ведущий научный сотрудник центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Денис Терновский.
Всё верно, если, конечно, этот запрет будет настоящим, а не фиктивным. Однако на это надежд мало, чиновники, курирующие агробизнес, все прикормлены.
При этом министерские одновременно делают вид, что выполняют поручение президента. Который недавно неодобрительно высказался по поводу роста цен на это «социальное» мясо. Собственно, пожелание «включить известные механизмы» и выполняется. Но исключительно на бумаге. Меры разрабатываются и их когда-нибудь примут. Наверное…
Вероятность этого примерно такая же, как по «расследованию» роста цен на курятину, которое ещё в августе инициировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Результатов, как несложно догадаться, нет. Весной прошлого года, когда сахар дорожал, ФАС тоже искала сговор. Не нашла.