После того, как польские перевозчики начали перекрывать автомобильные пункты пропуска на границе с Украиной, Киев вступил в диалог с Варшавой по поводу разблокирования.
Однако, как сообщил представитель Государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко, переговоры закончились безрезультатно. «Польские перевозчики продолжают блокировать три основных направления на границе с Польшей: „Ягодин“, „Краковец“ и „Рава-Русская“. Всего на них заблокировано около 2300 грузовых автомобилей», — уточнил чиновник.
Как пояснил «Свободной Прессе» российский политолог, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, суть конфликта в том, что в ЕС достаточно жесткие условия для дальнобойщиков по времени непрерывной работы, по максимальному километражу, который можно проехать за день.
— Эти нормы были приняты Евросоюзом для обеспечения безопасности движения, а также в интересах тех же самых водителей большегрузов. Правда, данные нормативы, соответственно, повышают стоимость перемещения грузов.
Украинские же дальнобойщики от подобных ограничений избавлены — сколько хочешь, столько и едь, пока не заснешь. Поэтому они за счет демпинга, связанного с тем, что у них иные условия, подрывают бизнес польских перевозчиков.
Да, переговоры ведутся. Но учитывая последнее заявление министра инфраструктуры Украины Сергея Деркача, который откровенно сказал, что те условия, которые выдвигают польские дальнобойщики не приемлемы, потому что они не соответствуют интересам украинских водителей, прогресса ожидать не стоит. Пока у Киева такая позиция, вряд ли будет найден компромисс.
«СП»: То есть, как понимаю, в большей степени в сложившейся ситуации виноват Киев.
— Конечно, ведь в первую очередь именно у поляков горит бизнес.
Но так как поляки перекрывают приграничные пункты пропуска, то сейчас горит и украинский бизнес.
Хочу обратить внимание: поляками, конечно, были сделаны некие исключения для перевозки вооружений, медикаментов и каких-то скоропортящихся грузов. Но все равно это, конечно, бьет по интересам украинских дальнобойщиков.
«СП»: На ваш взгляд, как сейчас в целом складываются экономические отношения Киева и Варшавы? Если закрыть на глаза на проблему дальнобойщиков, можно ли сказать, что у них все нормально, или же существует некая тайная война между ними?
— Война существует, причем далеко не тайная, а вполне открытая. Есть конкуренция, в которой украинская сторона, зачастую, пытается выиграть за счет того, что упрощает правила и условия, которые существуют в Европейском союзе, тем самым, снижая себестоимость собственной продукции.
Вы же помните: совсем недавно затихла война вокруг украинского зерна, которое тоже подрывает бизнес польских производителей за счет демпинга.
Так что, думаю, война не сегодня началась и не завтра закончится, потому что украинская сторона зачастую использует незаконные методы конкуренции.
«СП»: И как же Украина сейчас стремится в Евросоюз? Ведь ей тогда придется работать по установленным правилам…
— Конечно! Но в Киеве прекрасно понимают, что их в ЕС не примут — это тот журавлик, которого киевские власти все время показывают украинским гражданам: вот-вот мы вступим, вот-вот нас примут. При этом сами понимают, что их в ближайшие десятилетия там никто не ждет.