Только недавно немецкие власти рапортовали о том, что полностью избавились от энергетической зависимости от России, а вскоре и вовсе откажутся от нефти и газа. Но, как оказалось, эту задачу сложно выполнить без все той же России, и немцы, кажется, уже успели приобрести другую — от российских палладия, ванадия и кобальта, необходимых для перехода страны на «зеленую» энергетику. К таким выводам пришла немецкий аналитик издания Investing Андреа Краус.
Как напоминает эксперт, Германия разработала амбициозный план по переходу на возобновляемые источники энергии. К 2030 году страна хочет полностью отказаться от углеводородов, заменив их экологически чистой энергией. Однако реализация плана столкнулась с «маленькой проблемкой» — для него необходимы металлы, поставляемые Россией.
Увеличение количества ветряных турбин требует больших объемов цемента, стали, алюминия и редкоземельных металлов. Все эти компоненты Германия или изготавливает самостоятельно, или импортирует у того же Китая. Но далеко не все российское сырье так легко заменить, и палладий — самый яркий пример.
Палладий — промышленный металл, один из самых редких среди благородных металлов: его запасы в 15 раз меньше запасов платины в мире и в 30 раз — золота. По данным Краус, в 2023 году Германия закупила у России 480 кг этого драгоценного металла, который широко используется в электронике и автомобилестроении. И эти цифры легко объяснить — на долю России в 2022 году приходился 41% мирового рынка палладия. Основной производитель — ГМК «Норильский никель». Месторождения находятся в Норильском районе и на Кольском полуострове.
Второй крупный источник ценного металла находится в ЮАР, в Бушвелдском комплексе. Другие месторождения расположены в Зимбабве и на территории Северной Америки. При этом добыча исчисляется не миллионами, а всего лишь сотнями тонн в год.
Палладий Россия поставляет не только в Германию, но и в США, Японию и другие промышленно развитые страны. Его используют в различных высокотехнологичных отраслях, например, как катализатор при крекинге нефти и органическом синтезе, а также в электронике. В прошлом году издание Business Insider отмечало, что если Россия решит ограничить поставки палладия, то в США может резко возрасти число краж каталитических нейтрализаторов из двигателей внутреннего сгорания.
Похожая ситуация еще с двумя металлам — ванадием и кобальтом. Менее 1% ванадия и столько же хрома позволяют резко увеличить ударопрочность и виброустойчивость стали, поэтому его называют своего рода «металлическим витамином». 98% ванадия ФРГ закупает всего в трех странах — Китае, России и ЮАР, которые и являются его основными производителями. Всего в 2022 году было извлечено более 100 тысяч тонн ванадия. Китай добыл 70 тыс. тонн, Россия — 17, ЮАР — 9,1, Бразилия — 6,2.
Крупнейшим экспортером ванадия из России является группа Evraz («Евраз Ванадий Тула»), которая занимает почти 15% мирового рынка, уступая только китайским производителям. В России основные учтенные запасы ванадия сосредоточены в низкотитанистых титаномагнетитовых рудах магматических месторождений (Гусевогорское, Первоуральское, Волковское).
Что касается кобальта, который используется в никель-кадмиевых и некоторых конструкциях литий-ионных аккумуляторов, на долю России приходится только 4,4% от мирового производства. Но, как ни странно, это ставит ее на второе место в глобальном рейтинге, так как львиная доля добычи — более 70% - приходится на одну страну — Демократическую Республику Конго. Единственный производитель кобальта в России — все тот же «Норникель». Добыча кобальта в России в 2021 году составила 7,6 тысячи тонн (в Конго, для сравнения, 120 тысяч тонн). Основные залежи мышьяковистых кобальтовых руд находятся близ села Хову-Аксы (Тыва), сернистых — в Норильском рудном районе и на Кольском полуострове, силикатно-никелевых — на Урале и в Казахстане.
Для справки.
По состоянию на 7 февраля, тройская унция (31,1 грамм) палладия на Нью-Йоркской и Лондонских биржах торгуется по 950 долларов. При этом средняя цена в прошлом году была заметно выше — около 1600 долларов.
Цена кобальта на Лондонской бирже металлов сегодня составляет: 29135 долларов за тонну.
Цены на феррованадий находятся в диапазоне 24,9- 25,3 долл/кг ванадия.
Возникает вопрос, что будет с планами Германии по строительству «зеленой» энергетики, если Россия в один момент решит прекратить поставки редких металлов? Заменить палладий будет непросто даже ЮАР, на долю которой также приходится чуть меньше 40% рынка. В краткосрочной перспективе нарастить производство настолько, чтобы удовлетворить растущий спрос, у Южной Африки не получится.
С кобальтом и ванадием все вроде бы не так серьезно, но рынок редких металлов настолько сбалансирован, что одномоментно перестроить его может быть сложнее, чем перенаправить потоки нефти.
Как сообщило издание Bloomberg 1 февраля, немецкие власти выделили около миллиарда евро на программу снижения зависимости от экспорта сырья из Китая и «других стран». Также весь прошлый год немецкие предприятия специально наращивали закупки палладия и других металлов на случай прекращения экспорта.
Как говорят специалисты, конечно, если Россия прекратит поставки палладия в Германию, ее экономика не рухнет. Но это будет весьма и весьма неприятно.
Например, производителям автомобилей придется или принимать решение, ослабляющее нормы выброса вредных газов в атмосферу, выпуская автомобили без катализаторов, или сокращать производство новых машин. В микроэлектронике и производстве микросхем палладий можно частично заменить на золото, но далеко не всегда.
Директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович рассказал «СП», что, в конечном итоге, Германия может найти замену российским металлам, но это будет дорого и долго, поэтому планы по «озеленению», возможно, придется отложить.
— Россия — одна из ведущих стран по производству палладия. Она делает хорошую продукцию, плюс предоставляет демократичные цены. Поэтому западные страны и берут у нас палладий, титан и другие металлы. Понятно, что это проблема не экономическая, а политическая.
«СП»: Готова ли Германия запретить импорт российского сырья?
— С точки зрения экономики Германии не выгодно отказываться от российской продукции. Но с политической точки зрения, раз идет такая история, они начинают работать в этом направлении.
Найти замену можно, но она будет дороже, может быть, не такой эффективной с точки зрения производительных функций, как российское сырье. Пока что немецкое руководство не вводит запрет на российский палладий, но дают рекомендации компаниям — до прояснения ситуации особых контактов с Россией не развивать.
«СП»: Что будет с немецкими высокотехнологичными отраслями, в частности, «зеленой» энергетикой, если Россия сама откажется от этих поставок?
— Конечно, они от этого не умрут. Но им придется нести дополнительные расходы. Увеличатся издержки немецких компаний. Рано или поздно замену они найдут, другой вопрос, по какой цене. Но все это будет зависеть от политических событий.
С этим согласен и вице-президент компании «Золотая Палата» Алексей Вязовский.
— Все наши драгметаллы, не только палладий, из-за санкций торгуются с дисконтом. Палладий продается на Запад в основном через «прокладки» в виде арабских стран с дисконтом в 40−50 долларов за унцию. Иногда он доходит и до 100 долларов. Это очень выгодно, но несет для немецких потребителей риск вторичных санкций, если они вступают в коммерческие отношения с «Норильским никелем».
Я знаю, что «Норникель» пытается развивать свою децентрализованную платформу «Атамайск», где можно торговать криптоактивами, привязанными к драгметаллам, в обезличенном виде. Пока сложно сказать, насколько она взлетит, но смысл понятен — сделать платежи анонимными. Заменить российский палладий можно, но это очень сложно и дорого. Сотрудничать с проверенным производителем всегда выгодней.