В начале июня российские СМИ озвучили сенсационную новость, касающуюся российской экономики. Сама эта новость родилась не в России, а за океаном, во Всемирном банке. Речь идет о месте нашей страны в рейтинге стран по показателю валового внутреннего продукта (ВВП). Российские власти неоднократно озвучивали цель: Россия должна стать пятой экономикой мира. Эта цель была закреплена в национальных проектах, утвержденных президентским майским указом 2018 года.
В прошлом десятилетии она устойчиво занимала шестое место по показателю ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС) национальной валюты (рубля) к доллару США. Такой показатель называется реальным ВВП (в отличие от номинального ВВП, который рассчитывается по рыночному курсу валют).
После Китая, США, Индии, Японии и Германии. Иначе говоря, ставилась задача обойти Германию. Президент Российской Федерации в прошлом году объявил, что по итогам 2022 года мы, наконец, стали пятой экономикой мира.
Правда, некоторые отечественные экономисты, комментируя эту новость, признали: это не столько достижение российской экономики, сколько результат неожиданного провала германской экономики (которая пострадала от антироссийских санкций больше, чем наша экономика). Повышение рейтинга России вдохновило наши власти. В прошлом году уже стала озвучиваться цель стать четвертой экономикой мира. Для чего нам надо обойти Японию.
И вот в конце мая российские СМИ сообщили, что по данным Всемирного банка Россия вышла на 4 место в мире по величине ВВП, обогнав Японию. А пострадавшая от антироссийских санкций Германия (главные потери — утрата дешевого российского газа), пребывающая уже более двух лет в стагнации, опустилась в рейтинге Всемирного банка на шестое место.
Всемирный банк улучшил рейтинг России после пересмотра своих данных и заявил, что Россия фактически обогнала Японию в 2021 году и с тех пор сохраняет свою позицию на четвертом месте. Всемирный банк объяснил, что корректировка произошла в результате пересмотра значений ППС.
На только что прошедшем Петербургском международном экономическом форуме эта сенсация озвучивалась многократно. Участвовавшие в форуме российские чиновники не преминули записать «экономическое чудо» в свой актив. Мол, мы славно потрудились.
Не обошел стороной эту новость и Владимир Путин в своем выступлении на пленарном заседании ПМЭФ. Приведу фрагмент выступления:
«Россия занимает четвёртое место по размеру ВВП, по паритету покупательной способности. Как я уже сказал, опередив Японию. Но что хотел бы отметить. Дело, конечно, не в системах оценки и расчётов ВВП и даже не в формальном выходе на четвёртую строчку. Мы где-то рядом: Россия, Федеративная Республика Германия, Япония. Разница небольшая. Мы впереди, но разница небольшая.
Но мы понимаем при этом, что лидерские позиции нужно постоянно подтверждать, усиливать. Другие страны тоже не стоят на месте. Нам важно обеспечивать стабильно высокие темпы и качество роста на долгосрочную перспективу. Вот в чём сегодня наша задача. И дело не только в рядом с нами стоящих по шкале экономиках ФРГ либо Японии. Дело в том, что и другие страны не стоят на месте. Индонезия наступает на пятки всем. Население растёт, экономика развивается. Мы никогда об этом не должны забывать".
Да, президент озвучил сенсационную новость насчет четвертого места России в рейтинге мировых экономик. Но комментарии его были достаточно сдержанными, без особых восторгов. Он совершенно верно подметил, что сопоставление экономик по их месту в рейтинге является достаточно формальным.
Он фактически признал, что реально экономики России, Германии и Японии находятся на одном уровне. Т.е., как говорят экономисты, различия между ними находятся «в пределах статистической погрешности». Президент предостерег от самоуспокоения, сказав, что необходимо ускорение экономического развития России. Намекнул, что есть страны более динамичные, чем Россия, конкретно упомянул Индонезию. Которая, кстати, в прошлом десятилетии в рейтингах ВВП следовала за Россией.
Пользуясь случаем, хочу обратить внимание, что оценкой экономик стран мира наряду со Всемирным банком занимается также Международный валютный фонд (МВФ). Между оценками этих двух международных финансовых организаций нередко возникают расхождения. Не очень большие, но тем не менее…
И если мы зайдем на сайт МВФ, то увидим, что рейтинг стран по показателю реального ВВП Фонда отличается от рейтинга Всемирного банка. И в 2021, и в 2023 гг. Россия находилась на шестом месте в рейтинге. Приведу данные по доле стран в мировом ВВП в 2023 году (в скобках — доля в 2021 году; проценты):
На отрезке времени 2021−2023 гг. все страны оставались на своих строчках, никаких перемещений не было. Бросается в глаза, что три страны (Китай, Индия и Индонезия) увеличили свою долю в мировом ВВП. А четыре страны (США, Япония, Германия и Россия) — понизили.
Давайте посмотрим на тенденцию по России за более длительный отрезок времени. В первый год существования РФ (1992 г.) показатель доли в мировом ВВП составил 4,85%. А в 2023 году — 2,95%. Тенденция крайне удручающая. Примечательно, что снижение шло почти непрерывно в течение трех десятков лет. Подробнее см.: «Валентин Катасонов: Российская экономика — три потерянных десятилетия»
Единственным исключением стал 2023 год: доля России в мировом ВВП по сравнению с предыдущим, 2022 годом выросла с 2,93 до 2,95%. Пожалуй, это единственный год, когда темпы экономического развития России оказались выше мировых. У России они составили 3,6%, а в целом по миру — 3,2%.
Наши чиновники радостно заявили, что экономика России перестроилась и отныне приобрела чудесную динамику. С намеком, что, мол, мы и дальше будем подниматься по лестнице мирового рейтинга ВВП.
Но хочу вас, уважаемые читатели, огорчить. Никакой перестройки не произошло. А непривычно высокий прирост ВВП по итогам 2023 года обусловлен низкой базой 2022 года (тогда ВВП снизился на 2,1%). В 2023 году Россия отыгрывала экономические потери предыдущего года.
Даже господин Герман Греф, который обычно оптимистично высказывался о перспективах российской экономики, на ПМЭФ-2024 высказал большое сомнение, что России удастся удержаться на нынешней ступеньке мирового рейтинга (т.е. на четвертой, согласно последним оценкам Всемирного банка). Греф не верит, что Россия с ее нынешними проблемами может иметь темпы экономического развития выше среднемировых. «Если мы будем расти в соответствии с консенсус-прогнозом, а он составляет 1,8% роста в год, то, к сожалению, к 2030 году, скорее всего, мы можем потерять свое четвертое место», — сказал Греф.
По его мнению, Япония и Германия «вряд ли это самые грозные конкуренты, а вот такие конкуренты, как Бразилия и Индонезия, которые растут значительно быстрее, они точно займут наше место в ближайшие пять лет, если мы не повысим темпы нашего экономического роста».
Мне уже много раз приходилось писать и говорить о том, что ВВП является, мягко выражаясь, «несовершенным показателем». Что, кстати, говоря, признается экономистами многих стран.
Показатель ВВП можно просто «надувать» с помощью разного рода виртуальных «услуг», а также путем статистических манипуляций. Свою недавнюю статью «ВВП в эпоху ВВП: Росстат мастерски жонглирует цифрами, но дело не только в нем», посвященную разного рода «надувательствам» и манипуляциям с показателем ВВП я заключил следующим выводом: «Нынешнюю статистику ВВП можно сравнить со сломанным компасом, который может окончательно завести Россию в болото».
Каждый второй участник ПМЭФ-2024, выходя на трибуну, с гордостью говорил о том, что теперь Россия — «четвертая экономика мира». Подобную эйфорию я бы охарактеризовал словами «Много шума из ничего». Это название комедии Уильяма Шекспира (1600 г.). Эта пьеса, где много событий и треволнений, которые, как известно, завершаются «счастливым концом». А вот нынешний шум на Питерском форуме (по поводу четвертого места России) может привести к концу, который счастливым никак не назовешь.