Как мы уже сообщали, 12 июня Вашингтон принял новые антироссийские санкции, под которые попали, в том числе, Московская биржа и Национальный клиринговый центр (НКЦ). В свете ограничений Мосбиржа сообщила, что с 13 июня полностью прекращает операции с долларом, евро и гонконгским долларом, который тесно привязан к американской валюте, а также инструментами с расчетами в них. Торги по другим валютным парам продолжатся.
Центральный банк оперативно выпустил разъяснение, в котором сообщил, что санкции против Мосбиржи не повлияют на приток валюты, а лишь изменят структуру торговли на внутреннем валютном рынке. Доллар и евро из страны никуда не исчезнут — они продолжат торговаться на внебиржевом рынке.
Нельзя сказать, что санкции США стали совсем уж неожиданными, по большому счету, их предсказывали еще с самого начала СВО.
Тем не менее, сейчас весь финансовый сектор замер в ожидании того, что будет дальше. Как именно будет определяться курс валюты, какие механизмы будет использовать регулятор, будет ли контролироваться межбанк и так далее. Например, есть версия, что в России появится фактически два курса валют — официальный и неофициальный, как, например, в Иране.
Сразу после новостей о санкциях, курс в уличных обменниках подрос до 100 рублей за доллар и выше. Некоторые точки даже поставили заградительный курс в 200 рублей за единицу американской валюты. Акции Мосбиржи обвалились на 15%, ее рублевый индекс опустился ниже 3100 пунктов впервые с 3 июня. Падают и акции российских компаний, попавших под санкции.
Брокеры «Финам» и БКС временно приостановили вывод долларов и евро с брокерских счетов клиентов. Также вывод долларов, евро и юаней с брокерских счетов приостановил Райффайзенбанк. В Сбере же заявили, что курсы валют в банке остаются стабильными, никаких изменений курсовой разницы со вчерашнего дня не производилось. СМИ уже фиксируют очереди из желающих приобрести валюту в некоторых обменниках Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов.
Предугадать, каким будет курс в ближайшей перспективе сложно. Главное, как говорят эксперты, сейчас не паниковать. Волатильность действительно возможна, так что 100 рублей за доллар в обменниках — далеко не предел. Но, как показывает опыт 2014 или 2022 гг, в перспективе курс стабилизируется, поэтому бросаться скупать валюту по заоблачным ценам не стоит, если только вам не предстоит зарубежный отпуск буквально на днях и доллары необходимы.
Замглавы Администрации президента Максим Орешкин, несмотря на сложность ситуации, спокоен. «Всё будет хорошо», — сказал он корреспонденту Life.ru.
Экономист, инвестор Владимир Григорьев советует не делать резких движений, но признает, что негативные последствия будут, хотя и не фатальные — курс станет менее выгодным для граждан, а цены на импорт, скорее всего, неизбежно вырастут.
— Валютный рынок делится на биржевой и внебиржевой, где банки покупают и продают валюту в собственных интересах и интересах клиентов. В развитых странах валюта, как правило, продается и покупается именно на межбанковском рынке.
То, что у нас центральной частью валютного рынка была биржа — это чисто наша особенность. Но и межбанковский рынок все эти десятилетия тоже существовал. У биржевого рынка есть преимущества, так как цена там формируется прозрачно и в режиме реального времени. Теперь то же самое будет происходить у нас на межбанке, где будет формироваться курс рубль/доллар и рубль/евро.
«СП»: Как именно будет формироваться курс и каким он будет?
— Я бы пока не спешил с комментариями, потому что нужно посмотреть, как все это реально будет функционировать. Готовились к санкциям против Мосбиржи и НКЦ у нас давно, первый краш-тест был проведен еще в весной 2022 года. Теперь мы посмотрим в режиме реального времени, как это будет работать на практике.
«СП»: Что в этой ситуации делать простым россиянам?
— Думаю, курс доллара и евро и в обменных пунктах, и в банковских приложениях изменится в невыгодную сторону для граждан, по крайней мере, в ближайшее время. Исчез центральный механизм, который формировал курсовое соотношение. Банки этим воспользуются и будут продавать валюту дороже рынка, а покупать — дешевле. Сто в обменниках — это далеко не худший сценарий.
Поэтому главный совет вашим читателям — это не бросаться в обменники и не сметать там доллары и евро. Учиться надо на своих ошибках. Помните, в марте 2022 года многие бросились скупать доллары, а потом очень печалились по этому поводу. Не нужно повторять эту ошибку сейчас.
Подчеркну, что доллар и евро в России никто не отменяет. Их точно так же можно будет покупать и продавать, ими можно будет пользоваться при поездках за границу. В принципе, ситуация для российских граждан не изменится. Если курсовое соотношение изменится на 3−10%, это неприятно, но не критично.
Как мы не раз видели, ситуация в перспективе стабилизируется. Может быть, не завтра и не послезавтра, но это произойдет.
Конечно, если вам на днях предстоит улетать за границу, понятно, что валюту придется покупать, но в любой другой ситуации совершать резких действий не нужно. Никакого обвала рубля не будет, потому что нерезиденты от нашего финансового рынка давно почти полностью отключены, а резиденты полностью адаптировались.
«СП»: Скажется ли эта ситуация на импорте?
— Для компаний, которые участвуют в международной торговле, ситуация станет менее комфортной. У них однозначно вырастут издержки, удлинятся сроки проведения операций, а сами они усложнятся.
Поэтому в среднесрочной перспективе или даже быстрей это приведет к росту цен на импортные товары. Даже сейчас оплата импортных поставок для большинства компаний — это «специальная финансовая операция», это сложно, долго и дорого. Теперь эти операции еще больше усложнятся. Это не приведет к исчезновению импорта, но рост его стоимости неизбежен.
Профессор кафедры финансового менеджмента, д.э.н. РЭУ имени Г. В. Плеханова Константин Ордов считает, что у финансовых регуляторов есть все возможности, чтобы не допустить обвала курса.
— Сейчас невозможно спрогнозировать, что будет происходить на валютном рынке, потому что такого события еще никогда не было. Хотя важно понимать, что Минфин и ЦБ обладают всеми механизмами, которые способны удержать курс рубля от повышенной волатильности. А санкции против Мосбиржи — это, конечно, фактор, который может привести к волатильности курсообразования.
Внебиржевые механизмы, к счастью, не связаны у нас с черным рынком. Рыночный курс рубля отражал сложившиеся макроэкономические условия, спрос и предложение валют. Поэтому радикальных изменений курса доллара и евро быть не должно. Всплески и спекуляции всегда возможны, но мы живем в период существенных ограничений со стороны регуляторов, и у них будет соблазн использовать все рычаги, чтобы убрать эту нервозность с рынка.
Механизмы формирования курса пока не приняты, и тут мы можем лишь гадать, но все они находятся в сфере регуляторного воздействия ЦБ и Минфина. Валюта из ниоткуда взяться не может, мы ее не печатаем, обязательность продажи валютной выручки тоже сохраняется.
Вопрос в том, насколько эффективно мы сможем перейти на транзакции исключительно в национальных валютах, насколько платежные системы будут интегрированы с системами дружественных стран, которые взяли курс на дедолларизацию.
Это решение США — очередной гвоздь в крышку использования доллара в мире.
«СП»: Каким будет курс доллара и что сейчас делать гражданам?
— Спекулятивные поползновения, конечно же, будут. У нас традиционно скорее психологическая зависимость от доллара, чем экономическая. Жертвы психоза будут появляться, а их количество зависит от того, насколько рационально наш регулятор подойдет к управлению валютным рынком.
Напомню, что на территории РФ расплачиваться можно только рублями, а доллар — это, скорее психологическая лакмусовая бумажка. Поэтому я бы призвал граждан не принимать поспешных решений.
О последних новостях курса доллара, евро, юаня и других валют, — в теме «Свободной Прессы».