Японию следует лишить газа в ответ на введенные против России санкции, считает депутат Сахалинской областной думы Александр Болотников.
Ранее стало известно, что Токио вводит санкции против 41 компании и 11 частных лиц из России, а также против 11 предприятий и организаций из КНР, Индии, ОАЭ, Узбекистана, Казахстана за обход санкций против РФ.
«Эти рестрикции мы уже перестали считать, и в любом случае жизнь в стране продолжается. Санкции больше вредят не нам, а Японии: их экономика ведь во многом зависит от нашего сырья. Может быть, России тоже стоит наложить санкции и перестать им продавать газ: отрубить поставки и пусть они, как говорят у нас в народе, идут лесом», — заявил Болотников РИА «Новости».
По словам депутата, недальновидная политика руководства Японии лишает ее будущего.
«Все когда-нибудь вернется на круги своя, и торговля с нашим ближайшим соседом возобновится. Но сейчас Япония не является самостоятельной страной, фактически стала сателлитом США, которые на нее давят по всем вопросам», — подчеркнул Болотников.
При этом многие эксперты сходятся во мнении, что новые санкции Японии в отношении России не ухудшат отношения между Москвой и Токио, поскольку ухудшать их уже некуда. Есть ли смысл реагировать? Тем более, в газовой сфере: ведь Япония является выгодным клиентом, японские компании имеют долю в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». И как ограничивать поставки им газа с учетом этого?
— Какой-то ответ должен быть дан обязательно, — уверен руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— Затронута наша репутация. А вот насколько симметричным должен быть ответ — оставим решение за специалистами, знающими все «подводные течения» российско-японских экономических отношений.
«СП»: Наши отношения с Японией сильно испортились за последнее время. Есть ли смысл пытаться «починить» их сейчас?
— Инициатива не должна исходить с нашей стороны. Пусть японцы сами разбираются с тем, что натворили.
«СП»: Япония — наш экзистенциальный враг или просто оккупированная США и лишенная субъектности страна?
—Непримиримых противников во внешней политике не бывает. Колесо истории проворачивается, и рано или поздно друзья становятся врагами и наоборот. Если глубоко и серьезно подойти к анализу мировой истории, вечных врагов и вечных друзей среди мировых держав мы не найдем.
Рано или поздно к власти приходят политики, которые по объективным или субъективным, необоснованным причинам ставят во главу угла исключительно национальные интересы, без учета мнения партнеров. Так было во все времена, так будет и дальше. Со временем Япония, конечно же, постарается наладить отношения с Россией, а вопрос Курильских островов уйдет из повестки.
«СП»: Как насчет предложения лишить ее газа? Сильно ли это ударит по Японии? Заставит одуматься?
— А стоит ли отказываться от денег в наше непростое время? Если посмотреть под политическим углом зрения, то насколько это работает против имиджа России? Все обстоит с точностью до наоборот: закупка Японией газа в России и участие японского бизнеса в сахалинских проектах работает на имидж России и против имиджа Японии.
«СП»: А для нас Япония важный покупатель? Не сделаем ли мы хуже сами себе таким шагом?
— Япония является одним из крупнейших импортеров СПГ в мире. В России Япония закупила в 2023 году 6,133 млн тонн СПГ (в 2022 году было 6,869 млн тонн). При этом импорт из США вырос на 34% - до 5,526 млн тонн, в Юго-Восточной Азии (АСЕАН) было закуплено 15,866 млн тонн (-11%), на Ближнем Востоке — 8,477 млн тонн (+11%). Все регулярнее в Японию приходят перепроданные партии СПГ из Китая: в 2023 году получено 4 партии, тогда как в 2022 году была только одна.
Мы сможем найти замену — тот же Китай, и мы готовимся к вероятному отказу от поставок газа в Японию, но, как я уже сказал, не должны инициировать этот процесс.
«СП»: По-вашему, можно ли вообще газовые вопросы делать предметом политического торга или шантажа? Не уподобимся ли мы этим Западу?
— Вопрос, скорее, этический, чем экономический. Делать любые необходимые тому или иному государству ресурсы предметом торга — это нормальная бизнес-практика. А как иначе? Экономические отношения — это всегда торг, торговля.
Политический торг тоже уместен, если это не касается стран с низким уровнем жизни. Шантажировать бедные страны Африки непоставкой удобрений — это ниже достоинства уважающих себя политиков. А вот почему не пошантажировать богатую Японию, если она уже изошла на пену в антироссийской злобе и завалила нас санкциями, правда, бессмысленными и безрезультатными? Другое дело, насколько такой шантаж выгоден для российской экономики. Как я уже сказал выше: глупо отказываться от денег, особенно, если тебе их платит твой противник.
— Я бы оценил инициативу Болотникова как обычный политический информационный шум, — говорит замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Под любым роликом по газовой тематике в интернете можно обнаружить по несколько таких предложений. Уверен, что и под этой статьёй обнаружатся комментаторы, которые выскажутся в стиле «правильно он всё говорит! давно пора им там газ отключить!» Но, по сути, это просто лозунг. Притом высказанный человеком, который, возможно я заблуждаюсь, не очень хорошо понимает, сколько энергоресурсов потребляет Япония и какова наша доля на её рынке.
К примеру, в прошлом году Япония импортировала 90,3 млрд куб. м СПГ (в пересчёте на регазифицированный объём). Российская часть в этом объёме составил 8,4 млрд куб. м — 9,3%. Если ввести запрет на экспорт в Японию, то произойдёт обычный размен — наш газ пойдёт, к примеру, в Китай, а какие-то объёмы вместо китайского рынка отправятся в Японию.
И, кстати, как быть с японскими акционерами проекта «Сахалин-2»? Полагаю, сахалинскому депутату необходимо продумать этот вопрос, прежде чем выступать с какими-то инициативами.
А открытия в стиле «Япония стала сателлитом США» вызывают изумление, так как таковым Япония стала в далёком 1945 году.
«СП»: Насколько вообще реально лишить Японию газа? У нее все же доля в «Сахалин-1» и «Сахалин-2»…
— Доля в этих проектах не у Японии как государства, а у японских компаний. Но замечу, что к поставкам СПГ имеет отношение только «Сахалин-2». То есть могут быть затронуты интересы только двух компаний — «Мицубиси» и «Мицуи».
«СП»: Можно ли, по-вашему, давить на Японию газовым вопросом, заставить ее пойти на политические уступки? Или это средство лучше вообще не использовать в политике?
— Если мы хотим добавить бодрости нашим противникам в недружественных странах и подорвать позиции оставшихся сторонников, а также заронить зерно сомнения в дружественные страны, то давление на любое государство G7 через поставки энергоносителей будет восхитительной по своей эффективности идеей. Кстати, оба кандидата в президенты США тоже будут аплодировать стоя.
Иными словами, ничего позитивного для страны мы от таких ограничений не получим, как бы кому из депутатов и комментаторов чего не казалось по этому поводу. А вот сыграть на руку недоброжелателям сможем легко.
«СП»: Если Япония уйдет из проектов, насколько это будет критично для нас? Насколько она важна как покупатель газа и инвестор?
— Покупатель найдётся. Вы обратите внимание, что и «Мицубиси», и «Мицуи» фактически пролоббировали в своём правительстве исключение для «Сахалина-2» из потолка цен на нефть, а также эти компании со всех ног кинулись перерегистрироваться в новом операторе проекта, когда у нас в 2022 году начались резкие изменения в этой области.
Но это не рычаг давления на Японию, это, скорее, тонкая ниточка, которая связывает наши страны…
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».