Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Власть
5 ноября 2024 14:12

Михаил Делягин: Бюджет страны на предстоящие годы порадовал финансовых спекулянтов

Выплаты процентов на обслуживание государственного долга превысят расходы на здравоохранение, образование и социальную политику

5680
Михаил Делягин: Бюджет страны на предстоящие годы порадовал финансовых спекулянтов
Фото: Марат Абулхатин/ТАСС

Структура расходов бюджета выражает стремление исправить отдельные ошибки (в части недофинансирования обороны и экономики), сохраняя уничтожающую страну либеральную «нормальность».

Так, финансирование обороны вырастет с намечавшихся на 2023 год 21,2% расходов бюджета и на 2024 — 29,4% до 32,5% в 2025 году. Однако уже в 2026 их долю снизят ниже уровня 2024 года — до 29,1% и в 2027 — до 28,5%. В реальном выражении в 2027 году они превысят уровень 2024 года лишь на 3,7%.

Финансирование социальной политики сократится в 2025 году более чем на 1,2 трлн руб. При росте расходов на материнский капитал (в том числе из-за раздачи гражданства заведомо не интегрируемым мигрантам) это вызвано падением пенсионных расходов из-за повышения пенсионного возраста (в 2025 на пенсию по старости не выйдет никто, как никто не вышел в 2023 и не выйдет в 2027 году) и вымирания пожилых (в том числе из-за принуждения нищетой к заведомо непосильному труду).

Читайте также
России не хватает рабочих рук для танков: «Уралвагонзавод» готов платить 400 тыс. «ЧТЗ-Уралтрак» - 120 тыс. России не хватает рабочих рук для танков: «Уралвагонзавод» готов платить 400 тыс. «ЧТЗ-Уралтрак» — 120 тыс. Оборонные предприятия Урала ищут специалистов по всей стране

Благодаря этим достижениям либералов трансферты Социальному фонду в реальном выражении и в 2027 году будут на 26,6% ниже намеченного на 2024 уровня.

Социальные расходы без учета пенсий в реальном выражении в 2025 году останутся на уровне 2024 года, а в 2026 и 2027 годах сократятся на 3,0% и 4,0%.

Позитивный элемент — рост расходов на экономику, превышающих даже расходы на безопасность и правоохрану. В реальном выражении они превысят намечавшийся на 2024 год уровень в 2025- на 4,8%, в 2026 -на 10,1% и в 2027 году — на 3,5%.

Рост расходов на экологию вызван компенсациями автопрому (во многом сборщикам китайских автомобилей) утилизационного сбора. В 2023 году на это шло 180,2 млрд руб., в 2024 — 350,4 млрд, в 2025 пойдет уже 818,9 млрд., в 2026 — 1,1 трлн, а в 2027 году — 1,4 трлн.

Это разумная (хотя и недостаточная) протекционистская мера. Но расходы на экологию (даже с учетом катастрофической мусорной реформы) в реальном выражении в 2025 году рухнут почти на 30%, в 2026 останутся ниже намеченного на 2024 год уровня и лишь в 2027 превысят его на незначительные 6,1%.

После выделения на сбор, удаление отходов и очистку сточных вод в 2023 и 2024 годах 19,9 млрд и 17,7 млрд руб. «сокращение доли загрязненных сточных вод» в 2025 году не будут финансировать вообще, а в 2026 и 2027 годах будут в недостаточном размере — 8,9 и 19,7 млрд.

Скачок расходов на ЖКХ (с намеченных на 2024 год 881,3 млрд руб. до 1,8 трлн в 2025) связан с оплатой льгот по ипотеке: 119 млрд в 2023, 454 млрд в 2024, 739 млрд в 2025 году. Неясно, почему субсидия сожмется в 2027 году почти вдвое, до 373 млрд руб.

Расходы на модернизацию коммунальной инфраструктуры, находящейся (даже в богатейшем Подмосковье) в отчаянном состоянии, заведомо недостаточны: в 2025 году на страну (кроме новых регионов) выделяется 46,8 млрд руб., в 2026 — 55,5 и в 2027 году — 66,4 млрд руб. В новых регионах на это в 2025 и 2026 годах направят по 40 млрд, а в 2027 году — 60 млрд руб.

О спасении сотен тысяч людей из аварийного и ветхого жилья нет и речи — говорится лишь об «обеспечении устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда». Задачу будут решать не прямо, а гомеопатическим взносом в «Фонд развития территорий»: в 2025 — 39.4 млрд, а в 2026 и 2027 годах — по 57,4 млрд руб.

Для обеспечения жильем только военнослужащих Минобороны и по состоянию до начала СВО надо 571 млрд руб. В 2025 и 2026 годах на эту задачу выделят менее чем по 2,6 млрд., а в 2027 году — аж 2,9 млрд.

Странно, мягко говоря, выглядит сокращение расходов на безопасность и правоохрану. В 2025 в реальном выражении они снизятся по сравнению с намеченным на 2024 год уровнем на 4,6%, в 2026 — на 5,9% и в 2027 — на 5,5%.

Намечено знаменательно сокращение расходов и на образование (в реальном выражении на 4,5%, 2,3% и 3,1% к намеченному на 2024 год уровню). Доля его финансирования в расходах бюджета падает с 4,8% в 2023 и 4,2% в 2024 году до произвольно установленных на 2025−2027 годы 3,8%.

Рост финансирования здравоохранения в реальном выражении в 2025 году на 7,7% - запоздалая реакция на СВО и его «оптимизацию» в ковидобесие. Но уже в 2026 году его сократят по сравнению с 2025 годом даже в натуральном выражении, а в 2027 реальное финансирование превысит намеченный на 2024 год уровень на символические 1,2%. Долю в расходах бюджета с 4,5% в 2025 году снизят в 2026 и 2027 годах до 4,2% (еще в 2023 году она составляла 5,2%).

На «скорую помощь» выделят по 8,7 млрд руб. в год, что в реальном выражении ниже намеченного на 2024 год в 2025 году — на 5,3%, в 2026 — на 9,5%, в 2027 году — на 13,6%.

Финансирование донорской крови в реальном выражении вырастет в 2025—2027 годах по сравнению с намеченным на 2024 уровнем на 7,1%, 4,9% и 2.7%, что недостаточно с учетом боевых действий.

Пугает сокращение и так недостаточной помощи регионам. В реальном выражении по сравнению с намеченным на 2024 год уровнем межбюджетные трансферты в 2025 году снизят на 11,2%, в 2026 — на 18,5%, а в 2027 — и вовсе на 19,7%.

Быстрее всего растут процентные выплаты по госдолгу (их доля в расходах выросла с 5,0% в 2023 и 6,3%, намеченных на 2024 год, до 7,7%-7,9% в 2025—2027). Они будут постоянно превышать расходы не только на здравоохранение и образование, но и на общегосударственные нужды, и на социальную политику (за вычетом субсидий Социальному фонду на пенсии и маткапитал).

Это значит, что субсидирование финансовых спекулянтов за счет налогоплательщиков при помощи заведомо ненужных займов остается одним из главных приоритетов либералов, управляющих бюджетом.

Это неприемлемо и подлежит отмене.

Последние новости
Цитаты
Алексей Куринный

Член комитета Госдумы по охране здоровья, кандидат медицинских наук

Станислав Митрахович

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Михаил Нейжмаков

Политический аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня