Нефтяные компании — в панике.
Китай может совершить революцию в нефтяной отрасли, которая накрепко связана с политикой. Потому что именно Китай, спрос которого на нефть составляет 41% ежегодного роста мирового потребления нефти, массово начал отказываться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, переходя на электромобили.
И сейчас нефтяные магнаты по всему миру задаются вопросом: «Что будет, когда просядет нефтяной рынок Китая?»
Датский Saxo Bank в своем ежегодном «шокирующем прогнозе» для мировой экономики также написал, что если другие страны последуют примеру Китая в переходе на электромобили, это приведет к резкому падению цен на нефть. Аналитики банка отметили, что члены ОПЕК, обеспечивающие основные поставки нефти, уже начали пересматривать квоты на добычу, чтобы поддерживать стоимость топлива на достаточном уровне.
По мнению экспертов, ожидаемое уже в следующем году снижение объемов китайского нефтяного импорта стало шоком для нефтяных компаний и государств, зависимых от экспорта сырья. Сейчас замены китайскому рынку нет, и никакая другая страна не в состоянии поддержать тот рост, который давала экономика КНР.
Скорость перехода на электромобили в Китае «ошеломила» производителей нефти и инвесторов, пишет Reuters. В июле продажи электромобилей и их гибридов в Китае впервые превысила продажи машин с ДВС. Это снизило необходимость импорта сырой нефти для нефтеперерабатывающих заводов, производящих бензин.
«Бензин и дизельное топливо перестали продаваться, поскольку производство электромобилей растет удивительно быстрыми темпами, а СПГ все больше заменяется», — сообщил агентству Reuters трейдер независимого китайского нефтеперерабатывающего завода.
По мнению аналитиков, темпы перехода на электромобили в Китае могут привести к падению спроса Пекина на сырую нефть. А поскольку страна является крупнейшим мировым покупателем углеводородов, это скажется на общем росте рынка, считают эксперты.
Не произойдет ли так, что мир в ближайшем будущем вообще откажется от нефти и перейдет на возобновляемую энергетику? Или это касается исключительно Китая? С таким вопросом мы обратились к ведущему эксперту Фонда национальной энергетической безопасности Игорю Юшкову.
— Я бы сказал, что запрос на возобновляемую энергетику — это сейчас тренд именно в Китае. Но использование техники с двигателями внутреннего сгорания в Китае никто не отменял. Электрокары не вытеснят автомобили с двигателями внутреннего сгорания по крайней мере в ближайшее время. Нефть будет использоваться, но, возможно, перейдет в другие сегменты — например, нефтехимию, где используют полимеры, пластик, красители.
Но смешивать керосин с биотопливом еще никто не решился. Морские суда тоже не собираются переводить на биотопливо, скорее на СПГ. То есть фактор снижения потребления нефти коснется скорее всего только автомобилей. И то в основном китайских.
«СП»: Как скажется на мировом рынке снижение потребления нефти Китаем? Ведь он — один из самых крупных потребителей.
— ОПЕК прогнозировал пик потребления нефти на 2019 год. Действительно, пересаживаться на электрокары в Китае начали именно во времена ковида. Но потом все вернулось на круги своя, во всем мире люди по-прежнему пользуются автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. И пик потребления нефти, по данным ОПЕК, еще впереди. Спад его, по данным аналитиков, придется, вероятно, на 2030 год.
«СП»: А как относятся к электрокарам в других странах? Там нет такого массового перехода на них, как в Китае?
— В США переход к электрокарам происходит постепенно, но о тенденции отказа от двигателей внутреннего сгорания все же можно говорить. Я думаю, что бум электрокаров придется не на США, а на Европу, где так много говорят об экологии. В Европе использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания постепенно будет снижаться.
Недаром там так остро стоит вопрос о выбросе парниковых газов. Концерн Volvo, например, еще с 2020 года заявлял, что будет сокращать производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. К этому концерн идет под климатическим флагом.
«СП»: И все же — почему именно Китай стал лидером в переходе на электромобили?
— В китайских городах очень большая загазованность. И там пошли на такую меру: если ты покупаешь электрокар, тебе проще получить регистрационный номер.
Если речь идет о покупке автомобиля с двигателем внутреннего сгорания — номер получить сложнее. При этом Китай вкладывает гигантские субсидии в производство автомобилей, работающих на бензине, чтобы продавать их в Европу, — резюмировал эксперт.
Однако спрос на сырую нефть в Китае все же остается — за счет растущего сектора нефтехимии и спроса на авиатопливо. Но, несмотря на то, что импорт сырой нефти в Китай увеличился в ноябре, за первые 10 месяцев этого года он сократился на 3,4% в годовом исчислении. Это можно считать резким снижением, отмечает REUTERS. Это сказалось на ценах на сырую нефть — большую часть года они колебались в диапазоне $70−80 за баррель. Кроме того, пишет агентство, это «сорвало планы ОПЕК» по увеличению объема поставок.
И все же эксперты не склонны переоценивать отказ Китая от нефти. По мнению признанного эксперта по китайскому бизнесу и экономике, эксперта Фонда НТИ и АСИ Михаила Горяного, бум на электромобили в Китае есть, но при этом вся сельскохозяйственная и строительная техника работает на машинах с ДВС.
«Пока электрокары — это сугубо китайская история, и то их использование по сравнению с техникой, работающей на двигателях внутреннего сгорания, я бы оценил 50 на 50. В Европе электрокар — это сегодня роскошь, так что если есть желание купить модный электрокар, лучше сделать это в Китае.
И нельзя сегодня говорить о том, что эти электрокары как-то существенно повлияют на нефтяной рынок. Ведь нефть — это политика. Посмотрите, как Украина манипулирует транзитом нефти, решая политические вопросы. Европа то покупает у России нефть, то отказывается от нее, таким образом влияя на российскую экономику. Установление потолков на ценообразование в нефтяной отрасли — это сегодня один из путей давления на Россию и ее политику. Так что от нефти в ближайшее время массового отказа не будет", — считает Михаил Горяной.
Китай, как известно, один из основных покупателей нефти и СПГ в России. По итогам 2023 года объем поставок ключевых энергетических ресурсов из РФ в Китай заметно вырос. Нефть, уголь, трубопроводный и сжиженный природный газ (СПГ) стали одними из главных драйверов роста товарооборота двух стран, который к концу 2023 года вырос на 26,3 процента, до рекордных 240,11 миллиарда долларов.
Не придется ли российским экспортерам нефти в дальнейшем пойти на уступки, учитывая стратегию Пекина по переходу к безуглеродной экономике? С таким вопросом мы обратились к бизнес-аналитику, председателю Российско-азиатского делового совета Максиму Кузнецову.
— Пока Китай не сокращает спрос на российскую нефть. Хотя главный прирост спроса на российскую нефть идет от Индии. 40% прироста индийского рынка нефти — за счет России. В Китай мы поставляем всего 20% импорта нашей российской нефти. Что касается Китая, годовое потребление нефти этой страной в России расти пока не будет и останется на тех же отметках.
Пик потребления нефти в мире ОПЕК прогнозирует на 2025 год, но затем Европа постепенно будет переходить на более экологичные технологии. Но это будет позже. На сегодня Индия и Китай остаются главными потребителями российской нефти.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, - в теме «Свободной Прессы».