«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова

Нефтяные компании — в панике.
Китай может совершить революцию в нефтяной отрасли, которая накрепко связана с политикой. Потому что именно Китай, спрос которого на нефть составляет 41% ежегодного роста мирового потребления нефти, массово начал отказываться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, переходя на электромобили.
И сейчас нефтяные магнаты по всему миру задаются вопросом: «Что будет, когда просядет нефтяной рынок Китая?»
Датский Saxo Bank в своем ежегодном «шокирующем прогнозе» для мировой экономики также написал, что если другие страны последуют примеру Китая в переходе на электромобили, это приведет к резкому падению цен на нефть. Аналитики банка отметили, что члены ОПЕК, обеспечивающие основные поставки нефти, уже начали пересматривать квоты на добычу, чтобы поддерживать стоимость топлива на достаточном уровне.
Автострадания: Мы не дошли до «ручки», мы с нее и не уходили
Почему в России автомобиль с коробкой-автоматом стал недостижимой технологической вершиной
По мнению экспертов, ожидаемое уже в следующем году снижение объемов китайского нефтяного импорта стало шоком для нефтяных компаний и государств, зависимых от экспорта сырья. Сейчас замены китайскому рынку нет, и никакая другая страна не в состоянии поддержать тот рост, который давала экономика КНР.
Скорость перехода на электромобили в Китае «ошеломила» производителей нефти и инвесторов, пишет Reuters. В июле продажи электромобилей и их гибридов в Китае впервые превысила продажи машин с ДВС. Это снизило необходимость импорта сырой нефти для нефтеперерабатывающих заводов, производящих бензин.
«Бензин и дизельное топливо перестали продаваться, поскольку производство электромобилей растет удивительно быстрыми темпами, а СПГ все больше заменяется», — сообщил агентству Reuters трейдер независимого китайского нефтеперерабатывающего завода.
По мнению аналитиков, темпы перехода на электромобили в Китае могут привести к падению спроса Пекина на сырую нефть. А поскольку страна является крупнейшим мировым покупателем углеводородов, это скажется на общем росте рынка, считают эксперты.
Не произойдет ли так, что мир в ближайшем будущем вообще откажется от нефти и перейдет на возобновляемую энергетику? Или это касается исключительно Китая? С таким вопросом мы обратились к ведущему эксперту Фонда национальной энергетической безопасности Игорю Юшкову.
— Я бы сказал, что запрос на возобновляемую энергетику — это сейчас тренд именно в Китае. Но использование техники с двигателями внутреннего сгорания в Китае никто не отменял. Электрокары не вытеснят автомобили с двигателями внутреннего сгорания по крайней мере в ближайшее время. Нефть будет использоваться, но, возможно, перейдет в другие сегменты — например, нефтехимию, где используют полимеры, пластик, красители.
Но смешивать керосин с биотопливом еще никто не решился. Морские суда тоже не собираются переводить на биотопливо, скорее на СПГ. То есть фактор снижения потребления нефти коснется скорее всего только автомобилей. И то в основном китайских.
«СП»: Как скажется на мировом рынке снижение потребления нефти Китаем? Ведь он — один из самых крупных потребителей.
— ОПЕК прогнозировал пик потребления нефти на 2019 год. Действительно, пересаживаться на электрокары в Китае начали именно во времена ковида. Но потом все вернулось на круги своя, во всем мире люди по-прежнему пользуются автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. И пик потребления нефти, по данным ОПЕК, еще впереди. Спад его, по данным аналитиков, придется, вероятно, на 2030 год.
«СП»: А как относятся к электрокарам в других странах? Там нет такого массового перехода на них, как в Китае?
— В США переход к электрокарам происходит постепенно, но о тенденции отказа от двигателей внутреннего сгорания все же можно говорить. Я думаю, что бум электрокаров придется не на США, а на Европу, где так много говорят об экологии. В Европе использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания постепенно будет снижаться.
Недаром там так остро стоит вопрос о выбросе парниковых газов. Концерн Volvo, например, еще с 2020 года заявлял, что будет сокращать производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. К этому концерн идет под климатическим флагом.
«СП»: И все же — почему именно Китай стал лидером в переходе на электромобили?
— В китайских городах очень большая загазованность. И там пошли на такую меру: если ты покупаешь электрокар, тебе проще получить регистрационный номер.
Если речь идет о покупке автомобиля с двигателем внутреннего сгорания — номер получить сложнее. При этом Китай вкладывает гигантские субсидии в производство автомобилей, работающих на бензине, чтобы продавать их в Европу, — резюмировал эксперт.
Однако спрос на сырую нефть в Китае все же остается — за счет растущего сектора нефтехимии и спроса на авиатопливо. Но, несмотря на то, что импорт сырой нефти в Китай увеличился в ноябре, за первые 10 месяцев этого года он сократился на 3,4% в годовом исчислении. Это можно считать резким снижением, отмечает REUTERS. Это сказалось на ценах на сырую нефть — большую часть года они колебались в диапазоне $70−80 за баррель. Кроме того, пишет агентство, это «сорвало планы ОПЕК» по увеличению объема поставок.
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Российские авиакомпании в поиске выхода из сложной ситуации используют мировой опыт
И все же эксперты не склонны переоценивать отказ Китая от нефти. По мнению признанного эксперта по китайскому бизнесу и экономике, эксперта Фонда НТИ и АСИ Михаила Горяного, бум на электромобили в Китае есть, но при этом вся сельскохозяйственная и строительная техника работает на машинах с ДВС.
«Пока электрокары — это сугубо китайская история, и то их использование по сравнению с техникой, работающей на двигателях внутреннего сгорания, я бы оценил 50 на 50. В Европе электрокар — это сегодня роскошь, так что если есть желание купить модный электрокар, лучше сделать это в Китае.
И нельзя сегодня говорить о том, что эти электрокары как-то существенно повлияют на нефтяной рынок. Ведь нефть — это политика. Посмотрите, как Украина манипулирует транзитом нефти, решая политические вопросы. Европа то покупает у России нефть, то отказывается от нее, таким образом влияя на российскую экономику. Установление потолков на ценообразование в нефтяной отрасли — это сегодня один из путей давления на Россию и ее политику. Так что от нефти в ближайшее время массового отказа не будет", — считает Михаил Горяной.
Китай, как известно, один из основных покупателей нефти и СПГ в России. По итогам 2023 года объем поставок ключевых энергетических ресурсов из РФ в Китай заметно вырос. Нефть, уголь, трубопроводный и сжиженный природный газ (СПГ) стали одними из главных драйверов роста товарооборота двух стран, который к концу 2023 года вырос на 26,3 процента, до рекордных 240,11 миллиарда долларов.
Не придется ли российским экспортерам нефти в дальнейшем пойти на уступки, учитывая стратегию Пекина по переходу к безуглеродной экономике? С таким вопросом мы обратились к бизнес-аналитику, председателю Российско-азиатского делового совета Максиму Кузнецову.
— Пока Китай не сокращает спрос на российскую нефть. Хотя главный прирост спроса на российскую нефть идет от Индии. 40% прироста индийского рынка нефти — за счет России. В Китай мы поставляем всего 20% импорта нашей российской нефти. Что касается Китая, годовое потребление нефти этой страной в России расти пока не будет и останется на тех же отметках.
Пик потребления нефти в мире ОПЕК прогнозирует на 2025 год, но затем Европа постепенно будет переходить на более экологичные технологии. Но это будет позже. На сегодня Индия и Китай остаются главными потребителями российской нефти.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, - в теме «Свободной Прессы».