Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Власть
4 января 09:11

Министерство странной экономики: $8 млрд Россия потратила на импорт авто и $0,8 млрд на закупку станков

Зачем внешнюю торговлю отдали на откуп Минэкономразвития?

6916
Министерство странной экономики: $8 млрд Россия потратила на импорт авто и $0,8 млрд на закупку станков
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Согласно классификатору Росстата, в российской экономике насчитывается около сотни отраслей, производящих разные товары и оказывающих всевозможные услуги. Отдельные из них группируются в сектора экономики. Масштабы отраслей и секторов оцениваются, прежде всего, с помощью показателя их доли в создании валового внутреннего продукта (ВВП).

По данным Росстата, в 2023 году самым крупным сектором российской экономики была обрабатывающая промышленность с долей 13,7% ВВП. На втором месте стоит торговля (внутренняя — оптовая и розничная) — 13,4%. Далее следуют: добывающая промышленность — 12,4%; операции с недвижимым имуществом — 10,3%; транспорт (включая хранение) — 6,9%; строительство — 5,0%; сельское хозяйство (с включением рыбного и лесного) — 3,7% и т. д.

Но есть еще один сектор российской экономики, который не включается в список тех, которые создают ВВП. Это сектор, который, как написано в методических документах Росстата, а также в учебниках по экономике, общественный продукт не создает, он его перераспределяет.

Читайте также
Профессор Катасонов: Нынешним министрам не мешает курс "экономики Сталина" пройти Профессор Катасонов: Нынешним министрам не мешает курс «экономики Сталина» пройти Об этом не любят говорить, но в чиновников Россия вкладывает сегодня больше, чем в станки и самолеты

Этот сектор часто обозначают аббревиатурой — «ВЭД». Что означает «внешнеэкономическая деятельность». Иногда еще этот сектор называют «внешнеэкономический комплекс» («ВЭК»). Применительно к России это почти исключительно экспорт и импорт товаров и услуг.

Росстат оценивает масштабы сектора ВЭД с помощью ряда показателей, в том числе показателя величины экспорта и импорта по отношению к ВВП. И вот каковы значения величины экспорта России к ВВП за последние годы (%): 2018 г. — 30,8; 2019 г. — 28,5; 2020 г. — 25,5; 2021 г. — 30,0; 2022 г. — 27,6; 2023 г. — 23,5.

По импорту значения относительного показателя были следующими (%): 2018 г. — 20,7; 2019 г. — 20,8; 2020 г. — 20,4; 2021 г. — 20,6; 2022 г. — 15,1; 2023 г. — 19,1.

Таким образом, если ранжировать сектора российской экономики по их относительным показателям (проценты ВВП), то оказывается, что ВЭД — самый крупный сектор. Даже если мы будем измерять сектор ВЭД с помощью показателя чистого экспорта (превышение экспорта над импортом), то и в этом случае он оказывается в числе крупнейших секторов экономики. Относительная величина чистого экспорта России была следующей (% ВВП): 2018 г. — 10,1; 2019 г. — 7,7; 2020 г. — 5,1; 2021 г. — 9,4; 2022 г. — 12,5; 2023 г. — 4,4.

Примечательно, что у большинства секторов российской экономики есть министерства и ведомства, которые их контролируют, регулируют, направляют. У обрабатывающей промышленности — Минпромторг; у добывающей промышленности — Министерство энергетики и Министерство природных ресурсов; у строительства — Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; у транспорта — Министерство транспорта; у оптовой и розничной торговли — опять Минпромторг; у сельского хозяйства — Министерство сельского хозяйства. Плохо или хорошо управляются сектора российской экономики соответствующими ведомствами, — уже другой вопрос. По крайней мере, понятно, кто ответственный за сектор.

А кто курирует, регулирует и направляет крупнейший сектор российской экономики, называемый «ВЭД»? Большой вопрос. Это тот случай, который можно назвать известной фразой: «У семи нянек дитя без глазу». Как ни парадоксально, но я насчитал (по памяти, не прибегая к справочной литературе) ровно семь «нянек», которым поручено присматривать за ВЭД: Минэкономразвития, Минпромторг, Банк России, Минфин, Федеральная таможенная службы (ФТС), Росфинмониторинг, Федеральная налоговая служба (ФНС). Но у всех этих семи «нянек» есть еще куча других «детей», причем гораздо более важных, чем ребенок под ником «ВЭД». Последнему они уделяют время и внимание по остаточному принципу.

Одним словом, российский дитя «ВЭД» проводит жизнь без «мамы». А она нужна, причем действительно ответственная «мама». Зовут эту «маму» «министерство внешней торговли».

Напомню, что в Советском Союза подобное ведомство было. Идея такого ведомства была заложена еще в декрете СНК от 22 апреля 1918 года «О национализации внешней торговли».

Согласно декрету, непосредственное государственное руководство внешней торговлей поручалось Народному комиссариату торговли и промышленности, переименованному в 1920 в Народный комиссариат внешней торговли РСФСР. На базе этого ведомства в 1923 году был создан Наркомат внешней торговли СССР. После Великой Отечественной войны Наркомат внешней торговли СССР был переименован в Министерство внешней торговли СССР (МВТ).

В 1988 году, в ходе горбачевской перестройки, Министерство внешней торговли было окончательно упразднено и закончило самостоятельное существование. МВТ с Государственным комитетом СССР по внешнеэкономическим связям (ГКЭС СССР) были объединены в Министерство внешнеэкономических связей (МВЭС) СССР. Министерство просуществовало до прекращения существования СССР в декабре 1991 года.

Постановлением Правительства РСФСР № 50 от 18 декабря 1991 года материальная база МВЭС СССР на территории России и за рубежом передана в ведение Комитета внешнеэкономических связей (КВЭС) РСФСР (в составе Министерства иностранных дел РСФСР). Указом президента России от 22 февраля 1992 года № 175 КВЭС был реорганизован в Министерство внешних экономических связей (МВЭС) Российской Федерации, которое в 2008 году ликвидировали. Его функции были переданы вновь созданному Министерству промышленности и торговли. А в последнем функции управления внешней торговлей растворились почти без остатка…

21 год назад Дума приняла Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ. Закон очень объемный, всего 13 глав и 54 статьи. Но очень аморфный и декларативный. Одни лишь «основы», но никакой конкретики. Вот, например, статья 6 «Полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности».

В статье 14 пунктов, но она так и не называет те федеральные ведомства, которые прямо или косвенно несут ответственность за управление экспортом и импортом. Не буду читателя погружать в подробности данного закона, в том числе статьи 6. Но по факту все те полномочия и функции, которые прописаны в 14 пунктах статьи 6, оказались растащенными по разным министерствам и ведомствам, часть из которых я выше назвал.

Говорят, что автомобилем нельзя управлять в четыре руки, опасно для водителей, пассажиров и окружающих. А тут сложной машиной под названием «ВЭД» управляет такое количество водителей. Опасно!

Иногда Минэкономразвития делает вид, что именно это министерство является главным в команде тех «нянек», которые якобы «управляют» ВЭД. Ведомство даже воображает, что оно разрабатывает какую-то стратегию развития внешней торговли России.

Читайте также
«Башням Кремля» пора определиться: Жилье всем нуждающимся – сейчас это реально, но нужно захотеть «Башням Кремля» пора определиться: Жилье всем нуждающимся — сейчас это реально, но нужно захотеть Жить хочется, но ипотека превратилась в полную профанацию — размер первоначального взноса достиг 80%

Но то, что выходит из недр этого ведомства под названием «стратегия ВЭД», представляет собой смесь прогнозов и благих пожеланий. Вот, например, на сайте Минэкономразвития очень броский документ: «Владимир Ильичев: внешнеэкономическая стратегия России строится на диверсификации экспорта».

На самом деле это пересказ выступления заместителя руководителя министерства В. Ильичева на международном экспортном форуме «Сделано в России», который 19−20 октября 2023 года проходил в Москве. «Мы против того, чтобы замыкаться на каком-то одном, двух-трёх рынках, — резюмировал замминистра. — Стратегия сотрудничества России с внешнеэкономическими партнерами будет гораздо более устойчивой, если будет строиться на диверсификации экспорта, увеличении доли несырьевых и неэнергетических товаров, а также на поставках высокотехнологичной продукции. Отсутствие диверсификации с Евросоюзом, как мы помним, привели к сильнейшей взаимозависимости и проигрышу всех сторон».

Это не стратегия, а набор благих помыслов. У Минэкономразвития нет ни полномочий, ни реальных рычагов, с помощью которых можно управлять внешней торговлей. Да, в составе Минэкономразвития есть подразделение с очень многообещающим названием: «Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности». Но для справки отмечу, что в этом министерстве аж 37 департаментов. И у всех очень серьезные вывески.

Минэкономразвития занимается всем и ничем. Это министерство — что-то наподобие «ночного сторожа», который из своего укрытия наблюдает, что происходит в российской и мировой экономике (напомню, что термин «ночной сторож» — из лексикона либералов, которые считают, что государство не должно вмешиваться в экономику, ограничиваясь функциями военно-полицейскими и судейскими).

Почему-то, изучая материалы сайта Минэкономразвития, относящиеся к тематике ВЭД, я вспоминаю басню А.И. Крылова «Муха и дорожные».

Напомню, что в басне некая муха сопровождала экипаж и при этом непрерывно жужжала. Экипаж попадал на трудные участки дороги, но лошади и кучер с большим напряжением преодолевают эти участки. Когда экипаж выезжает на ровную дорогу, то муха восклицает, что это произошло исключительно благодаря ее усилиям. Как всегда, басня Крылова кончается «моралью»: «Куда людей на свете много есть, // Которые везде хотят себя приплесть // И любят хлопотать, где их совсем не просят».

Спрашивается: а зачем нужно централизованное управление внешней торговлей? Да хотя бы для того, чтобы сбалансировать экспорт и импорт. Выше я уже приводил цифры, из которых видно, что российский экспорт серьезно превышает импорт. И это превышение хроническое. Оно фиксируется все годы существования Российской Федерации (в отдельные годы оно оказывалось даже двукратным).

Суммарное превышение российского экспорта над импортом только за последние двенадцать лет (2012−2023 гг.), согласно данным Банка России, составило примерно 2 триллиона долларов (точная цифра — 1.995,7 млрд долл.).

Читайте также
Алмазы, золото, редкозёмы. Как Москва возвращает "мертвые" кредиты Алмазы, золото, редкозёмы. Как Москва возвращает «мертвые» кредиты Долги других государств перед Россией выросли на небывалую за четверть века величину

Для сравнения отмечу, что параметры федерального бюджета Российской Федерации на 2024 год в валютном эквиваленте следующие: доходы — 379,1 млрд. долларов; расходы — 396,3 млрд. долларов; дефицит — 17,2 млрд. долларов.

Итак, внешнеторговый профицит за 12 лет оказался эквивалентным примерно пяти годовым бюджетам Российской Федерации образца 2024 года. У России государственный бюджет становится уже хронически дефицитным. И власти воспринимают это чуть ли как ни норму. Достаточно парадоксальная ситуация: торговый баланс имеет гигантский профицит, а государственный бюджет сводится с дефицитом.

Я слышал много заявлений с высоких трибун (например, на Питерском международном экономическом форуме), что, мол, России следует и дальше наращивать свой экспорт. Это возводится чуть ли ни в ранг национальной идеи и национальной стратегии. Про импорт говорят гораздо меньше. Я полагаю, что причина этого в том, что тема импорта скользкая, она сопряжена с малоприятной для чиновников темой импортозамещения.

Настоящего импортозамещения как не было, так и нет. Потому что для настоящего импортозамещения нужна стратегия. Стратегия экономического развития Российской Федерации. Которая, кстати, предусмотрена Законом о стратегическом планировании 2014 года. Прошло уже десять лет со времени принятия закона, а стратегии экономического развития так и не принято. Настоящее импортозамещение должно было бы стать важнейшей стратегической целью. И для ее достижения следовало бы восстановить в стране единый народнохозяйственный комплекс (ЕНХК), который существовал в СССР.

Создание ЕНХК в Советском Союзе происходило в 30-е годы (это называлось индустриализацией страны). Фундаментом ЕНХК должны были стать производства средств производства (группа отраслей «А»). А для этого в 30-е годы Наркомат внешней торговли организовал массированные закупки на мировом рынке машин и оборудования, прежде всего станков и КПО (кузнечнопрессового оборудования). Был определенный алгоритм, а точнее директивный план проведения индустриализации (то, что сегодня называется бесцветным словом «импортозамещение»).

Читайте также
Платные дороги: «Автодор» меняет правила езды Платные дороги: «Автодор» меняет правила езды На трассе М-11 Москва-Питер начали штрафовать тех, кто «тормозит»

Была ярко выраженная импортная мобилизация, которая выражалась в том, что все валютные ресурсы страны направлялись на закупки именно машин и оборудования (выражаясь нынешним языком, инвестиционных товаров).

Сегодня такой импортной мобилизации и поныне нет. Приведу некоторые цифры. Согласно официальной статистике у нас почти половина всего импорта приходится на такую группу товаров, которая называется «Машины, оборудование и транспортные средства»). Так, в 2021 году на указанную группу пришлось 48,6% всего товарного импорта России.

А теперь давайте посмотрим на структуру импорта за тот же год по назначению товаров. На инвестиционные товары пришлось лишь 29,0%. А вот на товары личного потребления — 31,3%; на продукцию промежуточного назначения (сырье, полуфабрикаты, детали и проч.) — 39,7%. Мягко выражаясь, странная структура импорта. Получается, между прочим, более 40% импорта по группе «Машины, оборудование и транспортные средства» приходится на товары личного потребления. То, что по идее должно было уже давно производиться внутри страны.

В качестве иллюстрации назову некоторые цифры: импорт металлорежущих станков (то, с чего должно начинаться настоящее импортозамещение) в 2021 году составил всего 787,7 млн долл. Это всего лишь 0,27% всего российского импорта. А вот импорт легковых автомобилей равнялся ровно 8 млрд долл. Т.е. более чем на порядок превысил импорт станков.

В общем, в российской внешней торговле надо наводить порядок. И начинать надо с импорта. Импорт должен быть таким, чтобы он позволил действительно провести в кратчайшие сроки импортозамещение. Т.е. ставка должна быть сделана на импорт инвестиционных товаров, особенно тех, с помощью которых можно запустить отечественное производство средств производства. Без этого все разговоры о восстановлении национального суверенитета превращаются в пустую болтовню. Ну а для валютного обеспечения такого целевого импорта необходим экспорт. И валютная выручка от экспорта должна полностью направляться на импортные закупки.

Иными словами, торговый баланс должен быть уравновешенным. А для управления этим сложным хозяйством, называемым «ВЭД», необходимо восстановление министерства внешней торговли. Со своими полномочиями и, естественно, своей ответственностью.

Последние новости
Цитаты
Юрий Крупнов

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Андрей Манойло

Политолог

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня