Объемы «простаивающей» российской нефти, которая находится на танкерах вне портов у берегов Китая, за последние дни значительно выросло, сообщил Bloomberg со ссылкой на собственные данные и информацию Kpler. По их подсчетам, в китайских водах остаются 5 танкеров, которые перевозят 4 млн баррелей нефти с российского Дальнего Востока.
Судовые брокеры в разговоре с агентством предположили, что через какое-то время в ответ на новые санкции вырастет число перегрузок нефти с одного танкера на другой. Они также ожидают ухода судов в небольшие порты.
Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в разговоре с «СП» подчеркнул, что еще не очень понятен масштаб проблемы.
— Пока игроки на рынке присматриваются и анализируют санкции, а китайские порты и другие контрагенты перестраховываются. Нельзя сказать, что они откажутся работать с российской нефтью на танкерах, которые попали под санкции, или грузами, которые так или связаны с подсанкционными компаниями. Можно сказать, что есть риск снижения поставок нефти (изменение обстановки практически не коснулось нефтепродуктов) в январе-феврале. Вряд ли это будет иметь среднесрочный эффект. Если не будет новых санкций, то адаптация к новой санкционной обстановке займет от нескольких недель до 2−3 месяцев.
«СП»: Как можно решить проблему с затовариванием?
— Обсуждаемые перевалки с судна на судно и применение более мелких портов — это вполне возможные варианты. Есть разные схемы обхода санкций, которые были хорошо отработаны не только Россией, но и Венесуэлой с Ираном. США про них тоже знают, но далеко не все методы можно заблокировать, не вступая в большой конфликт с покупателями нефти.
На мой взгляд, Вашингтон пока не готов к прямой конфронтацией с Китаем и Индией по вопросам импорта российской нефти. Не думаю, что администрация Дональда Трампа готова к хлесткой конфронтации с покупателями. Поэтому риск вторичных санкций именно против импортеров остается минимальным. Риск введения вторичных ограничений против крупных китайских и индийских портов также сильно преувеличен.
Кроме того, есть разные серые схемы, которые позволяют минимизировать этот риск. В перспективе будет вполне логично, что Китай и Индия выделят ряд портов для импорта подсанкционных товаров, чтобы минимизировать риски для тех портов, которые являются основными перевалочными пунктами на текущий момент.
Со стратегической точки зрения выходом из этой ситуации, если санкционное давление продолжится, могло бы стать создание полностью независимой от западных стран логистически-перевалочной системы со страховкой. То есть речь об альтернативной международной организации, на которую западные страны смогут влиять только ограниченно. Уже сейчас значительная часть поставок нефти в Индию и Китай страхуются российскими компаниями.
«СП»: Может ли Россия на фоне санкций нарастить поставки по нефтепроводам в Китай?
— Нет, такие мощности, как и поставки нефти в КНР по железным дорогам, ограничены, они забиты почти под завязку.
Автор телеграм-канала «Нефтегазовый Мир» Сергей Ветчинин обратил внимание, что ранее вице-премьер Александр Новак упоминал о возможности построить нефтепровод, который будет проходить параллельно газопроводу «Сила Сибири-2» (В июне Новак называл проект перспективным, но при этом «сырым» — «СП»).
— Но если бы сейчас уже была возможность перебросить нефть по трубам, то это уже было бы реализовано, так как перегонять нефть через порты и танкеры дороже.
Что касается ситуации с «простаивающей» нефтью, то она зависнет на период от 2 до 6 месяцев, пока не будут найдены способы обхода, а контрагенты из Китая и Индии не будут убеждены в том, что при обходе ограничений риски будут минимальными. Сейчас с одной стороны ведется поиск обхода санкций и возможностей предоставить гарантии зарубежным контрагентам, но с другой стороны контрагенты хотят сами удовлетворить собственные интересы, выбивая скидки с российских поставщиков. В целом западные ограничения вводятся постепенно, по мере адаптации российских компаний, в том числе чтобы не вызвать обвала на рынке и ухода сразу большого количества нефти с рынка.
«СП»: Рискует ли Россия рискует потерять часть рынков сбыта?
— Безусловно, минимальная планка потерь российских объемов экспортируемой нефти составляет 15−20% на тот момент, пока не будут найдены пути обхода. Если это произойдет, то разглашать об обходах не будут, чтобы на Западе не придумали более тяжелых санкций. Что касается политики Трампа в отношении российского нефтяного экспорта, то он будет работать исключительно на интересы американского нефтегазопромышленного комплекса и будет стараться усилить его в том числе и за счет России.
«СП»: Bloomberg считает, что сырая нефть с российского Дальнего Востока пользуется популярностью у китайских так называемых «чайниковых» нефтепереработчиков. Можно ли утверждать, что такие организации меньше опасаются американских санкций, чем более крупные игроки?
— Речь идет о частных, условно независимых китайских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), которые не входят в структуру государственной собственности КНР. У них нет такого большого страха перед запретами и ограничениями, они склонны к более высоким рискам, тем не менее санкции могут и на них распространиться.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля читайте в теме «Свободной Прессы».