Депутат Госдумы Николай Новичков первым в текущем году поднял в Госдуме вопрос об отмене или хотя бы остановке пенсионной реформы в части повышения возраста выхода на заслуженный отдых.
В прошлом году с такими призывами неоднократно выступал Геннадий Зюганов.
Новичков призвал сделать это в честь 80-летия Великой Победы. Между тем, наступивший год станет самым тяжелым для предпенсионеров — этот статус получают женщины в 55 лет и мужчины в 60.
Правительство Москвы с 2025 года отменило право бесплатного проезда для подавляющего большинства предпенсионеров. Нетрудно догадаться, что и другие регионы последуют столичному примеру, если не сделали этого раньше.
В «Условия получения карты москвича предпенсионером» Закона города Москвы № 19 внесено дополнение: «если на указанную дату гражданин имеет страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости». А это — 38 лет. Такой стаж есть не у многих.
Другая проблема: в 2025 году у россиян не будет возможности выйти на пенсию по возрасту. Причина — переходный период пенсионной реформы.
В 2024 году на пенсию выходили женщины в возрасте 58 лет (1966 года рождения) и мужчины в возрасте 63 лет (1961 года рождения). Женщины 1967 года рождения и мужчины 1962 года рождения (достигшие возраста 59 и 64 лет соответственно) смогут выйти на пенсию лишь в следующем 2026 году.
О том, есть ли у Госдумы шанс смягчить или отыграть назад пенсионную реформу, «Свободной Прессе» рассказал депутат Госдумы, бывший кандидат в президенты России от КПРФ Николай Харитонов:
— Новичков — член нашего комитета по делам Дальнего Востока и Арктики. Конечно, наш комитет поддерживает. Но Новичков не первый. Геннадий Андреевич Зюганов устал говорить об этом в каждом своём выступлении. Конечно, граждане России ждут этого, фракция КПРФ настаивает на этом. Но для того, чтобы состоялось это новаторство — долгие переговоры могут быть. Сегодня большинства в Думе у нас нет, поэтому сложно претендовать на этот законопроект уже к 80-летию Победы.
«СП»: Николай Михайлович, у предпенсионеров отобрали бесплатный проезд и некоторые другие льготы, привязанные к социальной карте. Что вы можете сказать об этом?
— Я думаю, что хотя бы в год Победы не следовало этого делать. Но у мэра Собянина такая статистика, что средняя зарплата по Москве — 160 тысяч.
Если так, то плата за проезд не обременительна.
А вообще я невольно вспоминаю, что после войны Сталин каждый год в марте понижал цены. Потому что понимал, что у большинства населения заработок не очень высокий. И сейчас тоже власть должна это понимать: цена за проезд кусается, а люди пожилые часто получают намного ниже среднего, а некоторые — на уровне прожиточного минимума.
Может быть, Собянину вспомнить хорошие советские традиции, и в марте в честь года Победы тоже снизить какие-то цены, зависящие от него и правительства Москвы.
О том, много ли сэкономило государство на пенсионерах, повышая возраст, «Свободной Прессе» рассказал независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.
— Сколько сэкономили — пока никто не считал. Я думаю, что как раз в этом году, когда пенсионеров почти не прибавиться, а будут выходить только единицы — по инвалидности и льготам, можно будет провести расчёты.
Но я думаю, что пока не экономили, а за счёт увеличения возраста добавили пенсии тем, кто уже вышел, и делают регулярную индексацию. В том числе вернули индексацию работающим пенсионерам. Это важно, потому что за те годы, когда её не было, 9 миллионов работающих пенсионеров «ушли в тень».
Решение повысить возраст было направлено не на то, чтобы спасти бюджет, тем более что когда составлялись графики поэтапного повышения возраста — в 2018 году — никаких проблем с бюджетом не было. Целью было гарантировать социальные обязательства в будущем.
«СП»: В каком будущем?
— После 2030 года, когда начнут выходить на пенсию самые массовые поколения — с 1965 по 1991 годы. Если исходить из средней продолжительности жизни, рождаемости в РСФСР в эти годы, добавить русских, которые приехали в Россию после распада СССР, то получается — с 2030 года на пенсию ежегодно будут выходить до двух миллионов человек.
А рожденных в 90-е и «нулевые» годы было мало. При этом они составят костяк работающего населения. Людей в возрасте от 30 до 40 лет у нас будет в два раза меньше, чем в начале века.
«СП»: То есть, увеличение пенсионного возраста — это отсрочка, чтобы к началу 30-х государство успело придумать: чем платить пенсионерам?
— Да. Во-первых, пенсионный фонд должен накопить денег к тому времени. Здесь может быть использован опыт Норвегии. Там доходы от нефтянки поступают в пенсионный фонд, а он, в свою очередь, размещает деньги по всему миру. И в прошлом году пенсионный фонд Норвегии заработал — именно, что не получил, а сам заработал — $22 млрд. Не на нефти, а на грамотном размещении активов.
Понятно, что в условиях санкций мы ничего пока размещать не можем, но я думаю, что до 30-х годов эта проблема решится.
«СП»: Так или иначе, пенсионный возраст вернут на прежний уровень вряд ли?
— Если бы предпенсионеры очень настаивали, то государство было бы вынуждено делать встречные шаги. Но ведь они не настаивают. Наоборот. Сейчас значительно увеличились зарплаты для опытных сотрудников, и пенсия им не очень нужна, или даже вредна.
Не случайно ещё задолго до реформы государственным служащим повысили пенсионный возраст до 65 лет. По их просьбе. Хотя они просили больше — до 70 лет. Чтобы не выдавливали их на пенсию.
Потому что было как: тебе 60 лет — будь добр на заслуженный отдых. Можешь и продолжать работать, но уже на совсем другой должности с другим окладом. И новая зарплата в сумме с пенсией оказывалась намного меньше.
И зачем эта пенсия, если ты резко теряешь в зарплате?
«СП»: Это вы, Константин Сергеевич, говорите о людях с хорошим здоровьем. Но есть и те, кому даже в 55 работать становится тяжело. Кто их интересы учтёт?
— В нашей стране лучше быть здоровым. У меня в 58 лет был сердечный приступ, и в больнице посоветовали оформить инвалидность и уйти на пенсию.
А потом уже кардиолог в поликлинике мне сказал: у вас такое сердце, что с таким не живут, и вы можете умереть через два дня, а инвалидность оформлять — это полгода бегать. Лучше уж работайте до конца.