пятница, 8 августа
совместно с Жэньминь жибао

Западные бренды, готовые вернуться в Россию, ждёт жёсткая конкуренция

Все освободившиеся ниши заняты китайскими компаниями

3845
На фото: сотрудник сборочного конвейера на заводе стиральных машин Haier
На фото: сотрудник сборочного конвейера на заводе стиральных машин Haier (Фото: Егор Алеев/ТАСС)

Слухи о возможном возвращении в Россию крупных западных копаний, ушедших в 2022 г., совсем не радуют Китай. Многие ниши, освободившиеся после ухода западников, стремительно и прочно заняли именно производители из Поднебесной. И возврат конкурентов им совсем ни к чему.

Товарооборот России и Китая по итогам 2024 г. оказался рекордным, несмотря на санкции. По данным Главного таможенного управления КНР, импорт в Россию увеличился на 5% в юанях.

Его основу составляют три категории: наземный транспорт, электрическое и механическое оборудование, пишет исследовательский фонд Observer. На обувь и одежду из Китая суммарно приходится чуть больше 5% от стоимости всего импорта.

По данным Йельской школы менеджмента, после 2022 г. в России продолжали успешно работать как минимум 40 крупных компаний.

Читайте также
Мигрантов в такси обязали иметь российские права, но по факту сойдут и киргизские Мигрантов в такси обязали иметь российские права, но по факту сойдут и киргизские Наведение порядка на дорогах и тротуарах по сути никому не нужно

Среди них такие известные потребительские бренды как China Mobile, Honor, Vivo, ZTE, Huawei, Xiaomi, Oppo, Gorenje (словенский бренд в 2018 г. купила китайская Hisense). Более того, по крайней мере два китайских технологических гиганта: Lenovo и DiDi — даже столкнулись с негативной реакцией в китайских соцсетях после того, как стало известно, что они планируют покинуть Россию.

Как пишет в исследовании фонд Observer, Китай с 2022 г., когда Россию покинули почти 6500 западных и азиатских компаний, стал самым крупным экспортёром электроники, мобильных телефонов, мебели, игрушек, текстиля.

Массовый уход западных производителей особенно сильно отразился на автомобильном секторе, и пустоту заполнили Geely, JAC Motors, Omoda, Chery и Changan.

Однако экспансию в Россию начали не только автомобильные бренды. Но и, например, корпорация Haier — второй по величине производитель бытовой техники после Midea. Компания расширяет сеть фирменных салонов в России и готова завершить строительство четвёртого по счету завода.

Более того, получила государственное финансирование ВЭБ. Один из заводов Haier производит холодильники, и сейчас доля бренда на российском рынке уже почти 20%. Haier даже презентовал в России свой премиальный бренд Casarte — флагманский магазин открылся на Новинском бульваре в Москве.

А, например, гонконгский производитель мобильной электроники Tecno открыл первый фирменный магазин в Калининграде и собирается до конца 2025 г. запустить еще 30−50 бутиков. Естественно, возврат западных конкурентов китайцам в этом сегменте рынка ни к чему.

Фонд Observer пишет, что только в 2024 г. КНР реализовала в России не менее 50 крупных инвестиционных проектов. В пакете российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству 109 инвестпроектов на общую сумму 18 трлн рублей.

Читайте также
В России тоскуют по IKEA, наш бизнес проворонил важный момент В России тоскуют по IKEA, наш бизнес проворонил важный момент Смогут ли маркетплейсы занять пустующую нишу?

Они охватывают почти все сферы экономики: добычу сырья, газовую и химическую промышленность, автопром, транспорт, логистику, строительство, производство бытовой техники.

Деловое издание Campaign Asia пишет, что после ухода западных компания и ряд российских брендов стали не только быстрее расти внутри России, но и пошли в Китай. Например, Dodo Pizza — франшиза пиццерий, которая считает Китай своим «основным рынком будущего».

«Яндекс», у которого есть доступ к 170 млн пользователей смартфонов, также служит связующим звеном между рынками России и Китая. Это крупнейшая зарубежная поисковая система, которая официально работает в КНР: по оценкам Stat Counter, она занимает 3% рынка. Это больше, чем было у Google, хотя и очень далеко от лидера рынка, Baidu (доля 51%).

А китайские технологические корпорации Alibaba Group и Tencent являются совладельцами VK (их общая доля составляет 16,5%). Кроме того, Tencent инвестировала в российского разработчика видеоигр GFA Games.

C 2022 г. ворвались на российский рынок несколько брендов одежды, пишет агентство AK&M. Это, в частности, спортивная одежда и экипировка Li Ning, детские товары Balabala (фирма планирует расшириться до 60 бутиков), премиальная женская одежда и обувь Ellassay (флагманский магазин открылся сразу в московском ГУМе).

На российский потребительский рынок готовятся выйти новички. Например, бренд спортивной одежды Sprandi, который принадлежит китайской ANTA Sports (она же владелец итальянского FILA). Он был популярен в России еще в 1990-е, но в 2009-м ушел из России, не выдержав конкуренции с западными. Теперь всё с точностью до наоборот.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Сергей Токарев

Cекретарь Липецкого обкома КПРФ

Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня