Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Нефть и газ
11 августа 11:02

Золото и водка могут подешеветь, но бензин — никогда. За стоимостью барреля можно даже не следить

Стоимость топлива, которое мы покупаем на АЗС, зависит от многих факторов, и цена нефти — наименьший из них

5478
Золото и водка могут подешеветь, но бензин – никогда. За стоимостью барреля можно даже не следить
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Материал комментируют:

Возможно, нефть опять подорожает. Её перевозка на танкерах из РФ в зарубежные страны из-за санкций ЕС стала по некоторым направлениям дороже на 30%. Инвесторы задумались о новых, преимущественно более высоких пошлинах, которые вступили в силу с 1 августа.

Ведь Дональд Трамп подписал указ о введении пошлин в размере от 10% до 41% на импорт из десятков стран и регионов, включая Канаду, Индию и Тайвань.

Некоторые аналитики предупреждают, что новые пошлины могут ограничить экономический рост из-за повышения цен, что негативно скажется на потреблении нефтепродуктов.

Сейчас в России средняя стоимость бензина марки АИ-95 составляет около 62 рублей за литр, а АИ-92 — около 57 рублей за литр. Дизельное топливо стоит в среднем 71 рубль за литр. В США средняя цена за литр бензина 46 руб., хотя, конечно, обычно американцы все меряют в галлонах.

Читайте также
Василий Мельниченко: Отменить налоги, списать долги, вернуть возраст выхода на пенсию – иначе будет голод Василий Мельниченко: Отменить налоги, списать долги, вернуть возраст выхода на пенсию — иначе будет голод Почему продовольственный суверенитет обеспечивают не агрохолдинги, а крестьяне

В Европе цены на бензин обычно выше, чем в США или в России. В Люксембурге в пересчете на российские рубли по текущему курсу она составляет примерно 138 рублей.

В Германии около 150−160 рублей, в Британии — 160−170 рублей, во Франции — 170−180 рублей. В Монако бензин может стоить 214 руб. за литр, в Исландии — 213 руб., в Дании — 202 руб. Зато в Кувейте 27 руб., а в Венесуэле в десять раз меньше — 2,7 руб.

Цены на нефть падали по сравнению с теми временами, когда она стоила 100 долларов за бочку. Теперь-то она стоит чуть больше 70, а заправляться в России дешевле не становится. Знакомая картина. Для российских автолюбителей давно не новость, а реальность, хотя и странная.

В то время как в других уголках планеты цены на бензин чутко реагируют на колебания нефтяных котировок, в России они упорно ползут вверх или в лучшем случае замирают. В чем же причина этого парадокса? Ответ кроется в особой системе ценообразования, где стоимость нефти играет далеко не главную роль.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напоминает, что что в России система ценообразования на топливо существенно отличается от западной, особенно от американской:

— Там действует либеральный рынок: цена на бензин или дизель для конечного потребителя напрямую зависит от стоимости нефти. У нас такой связи практически нет.

«СП»: Но ведь цены на нефть действительно снижались в последнее время…

— Да, особенно начиная с марта 2025 года, когда Дональд Трамп объявил о повышении пошлин на экспорт нефти из других стран, а страны ОПЕК+ - о росте добычи. Это привело к падению мировых цен на нефть, и в течение довольно долгого времени они оставались низкими.

Позже ситуация изменилась, когда обострилась ситуация вокруг Ирана и Израиля, и появился риск перекрытия Ормузского пролива. Тогда цены немного выросли. Но в целом, особенно в Европе, стоимость топлива действительно снизилась вслед за нефтью.

«СП»: А почему в России не произошло аналогичного снижения?

— Потому что у нас нефть как таковая — это лишь небольшая часть стоимости литра бензина. Около 80% цены на АЗС составляют налоги, сборы и акцизы, которые поступают в государственный бюджет. И если нефть дешевеет, это почти не влияет на розничную цену: налоги-то не снижаются, а наоборот, чаще всего растут. Поэтому и цена на топливо растёт.

«СП»: Должен же быть какой-то механизм, чтобы сдерживать скачки цен…

— Он есть. Это так называемый топливный демпфер. Его суть в том, что государство компенсирует нефтяным компаниям разницу между экспортной ценой и внутренней.

Если продавать топливо за границу выгоднее, государство доплачивает компаниям, чтобы им было всё равно, куда продавать — внутри страны или за рубеж. Это сделано для стабилизации цен на внутреннем рынке.

«СП»: Получается, государство платит компаниям, чтобы удерживать цены?

— Да. Но есть и обратная сторона. Когда цены на мировом рынке снижаются и становятся ниже российских, компании, наоборот, должны доплачивать государству, чтобы реализовывать топливо внутри страны.

По сути — за то, чтобы цены… не снижались. Такой случай уже был в 2022 году: цены на нефть в Европе упали, а у нас топливо оставалось дороже, потому что компании компенсировали разницу бюджету. В результате — цены не только не упали, но и иногда росли.

«СП»: То есть демпфер исключает снижение цен на бензин?

— Фактически да. Это ключевая причина, почему в России снижение цен на топливо почти невозможно даже в теории. Демпфер стабилизирует цены — но не в сторону уменьшения, а в сторону стабильности или роста.

«СП»: А кроме демпфера, что ещё влияет на рост цен на топливо в России?

— В первую очередь — рост акцизов. За последние годы они увеличились существенно. А акциз закладывается напрямую в стоимость одного литра топлива на заправке. То есть чем выше акциз — тем выше розничная цена. Также влияют инфляция, колебания курса рубля и другие макроэкономические факторы.

Читайте также
Зангезурский коридор имени Трампа – почему Иран протестует, а МИД России помалкивает Зангезурский коридор имени Трампа — почему Иран протестует, а МИД России помалкивает Будущие угрозы России из Закавказья почему-то больше беспокоят Тегеран, чем Москву

«СП»: А рубль сейчас укрепляется. Почему это считается негативным фактором для топливных цен?

— Всё просто: когда рубль укрепляется, при пересчёте в валюте оказывается, что цена на топливо внутри страны выросла больше, чем это кажется в рублёвом выражении.

Это ухудшает позиции компаний, и они могут пересматривать цены, чтобы компенсировать потери. Получается, что и курс рубля тоже влияет на стоимость топлива — пусть и косвенно, указывает эксперт…

Живущий в Вене экономист Юрий Горохов напоминает, что, говоря о стоимости бензина в России, следует понимать, что цена топлива — это не просто цифра на табло АЗС:

— В ней заложены налоги, финансирующие бюджет, социальные программы, оборону. В этом смысле каждый, кто заправляет машину, участвует в построении государства. Это позиция ответственного гражданина.

Ведь именно налоги определяют, каким будет уровень жизни, инфраструктура, медицина и образование. Люди, платящие большие налоги, исторически имели и большее право голоса — так было в прежние времена.

Таким образом, покупка бензина — это акт гражданского участия. Выражая готовность платить налоговую составляющую топлива, вы подтверждаете легитимность государственной политики и приоритетов, считает эксперт…

Так что демпферный механизм, акцизы и налоги — вот истинные столпы российской цены на бензин. Они надежно отсекают любую возможность ее снижения, превращая «стабильность» в синоним «недешево».

А «гражданское участие» и финансировании будущего через покупку топлива лишь подчеркивает горькую иронию: наш «патриотический акт» у заправочной колонки — это принятие системы, где рыночные законы нефти отменены в пользу вечного налогового бремени. Мы платим не только за бензин, но и за невозможность его удешевления.


Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Андрей Туманов

Председатель общественной организации «Садоводы России»

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня