Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Нефть и газ
22 августа 14:08

Бензиновый тупик: Почему Россия снова не может заправиться?

Запретить нельзя экспортировать — где поставить запятую в топливном кризисе

2756
Бензиновый тупик: Почему Россия снова не может заправиться?
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Материал комментируют:

Биржевые цены на бензин с начала августа обновляют рекорды. Даже введённый властями для крупнейших производителей запрет на экспорт топлива пока не охладил рынок. Ситуацию обостряют традиционный летний рост спроса и аварии на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).

Биржевые котировки бензина пошли вверх ещё в начале лета, к концу июля рост резко ускорился, а в августе цена на ходовые марки побила максимумы, державшиеся с прошлой осени. 21 августа стоимость тонны АИ-92 достигла почти 73 тыс., АИ-95 — свыше 81 тыс. рублей.

Эмбарго на экспорт бензина, сначала введенное для стабилизации ситуации с конца июля до конца августа, затем было продлено ещё на сентябрь и октябрь. Осенью 2023-го такая мера резко обрушила цены, но теперь сработала лишь частично, котировки чуть снизились и снова пошли вверх.

Читайте также
Кто спасет умирающие города. Активные жители? Неравнодушная власть? У Мишустина есть ответ Кто спасет умирающие города. Активные жители? Неравнодушная власть? У Мишустина есть ответ Юрий Крупнов: Для оживления «глубинной России» нужно срочно менять социально-экономический курс страны

Власти потребовали от нефтяных компаний обеспечить рынок достаточными объёмами, включая рост производства. Те заверяют, что выполняют все обязательства. Но как с такими ценами на топливо убирать урожай? Или это непреложный закон капиталистической экономики?

Экономист Никита Масленников сообщил, что ситуация крайне неравномерна по регионам:

— Сейчас в ходе высокого отпускного сезона образовался дефицит бензина на юге России. Он уже есть в разных регионах, но по-разному представлен. Причин тут в основном две. Главная — это спрос автомобилистов, которые ездят по городам и весело организуют себе отдых.

Это, понятно, всегда было, есть и будет. Но нынче немножко посложнее. И, естественно, уборочная компания, которая сейчас в самом разгаре. Аграрии в основном берут дизель, но на бензин тоже спрос достаточно высок. Поэтому пока всё это продолжается, мы будем находиться в нынешнем состоянии.

«СП»: Вмешались ещё некоторые обстоятельства, внеплановые ремонты на НПЗ?

— Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов, что некоторые заводы пострадали из-за атак беспилотников. Хорошо хоть, обошлось без человеческих жертв.

Чтобы нормально работать, нужно провести и внеплановые ремонты, и модернизировать мощности.

А в сентябре у ряда НПЗ, по традиционному графику, есть плановые ремонты. Поэтому правительство приняло решение о запрете на экспорт бензина для всех до конца сентября.

Видимо, будет принято решение продлить до конца октября для некоторых категорий.

Но, тем не менее, конечно же, бензин идёт на экспорт в силу межправительственных соглашений. Они не подпадают под запрет. Он, естественно, даст некоторое облегчение и, скорее всего, стабилизирует ситуацию.

«СП»: Но в целом остается проблема устойчивого роста предложения, поскольку эта история с бензиновыми перебоями у нас повторится каждый год?

— Нужно искать системное решение. А это упирается в то, что, во-первых, конечно, надо отрегулировать все биржевые торги, потому что участники рынка активно говорят, что торги носят достаточно непрозрачный характер.

Весь объем биржевого предложения снимается с начала торгов в течение часа-полутора, иногда даже раньше. Всё распределяется между несколькими игроками. При этом есть случаи, когда нефтеперерабатывающие заводы занимаются «байбэком», покупая собственный бензин на бирже.

С одной стороны, вроде норматив они выполнили, но здесь есть вопросы. Главное, надо, конечно, отрегулировать систему биржевых торгов, возможно, повысив норматив продаж. Сейчас действует норматив: 15% всего производства должны продавать на торгах. Но предполагают, что поднимут до 17%. Вопрос дискутируется.

«СП»: И, конечно же, есть проблема с топливным демпфером?

— При достаточно высоких ценах, нефтеперерабатывающие компании не получают субсидий из федерального бюджета. А это ограничивает их, растягивают срок ремонтных работ, модернизация, наращивания производства. Этот механизм демпфера вводился как временный, но в России, к сожалению, временное становится постоянным, поэтому каждый год его приходится корректировать. Требуется системное решение.

В этом году тоже будет произведена коррекция. Вице-премьер Александр Новак дал поручение Минфину и Минэкономразвития подготовить предложение о том, чтобы де-факто в этом году поднять пороги превышения цены и задним числом предоставить нефтепереработчикам топливные субсидии с 1 августа.

Это даст возможность пройти нормально к сентябрю. Но, тем не менее, ситуация у нас остается такая, что мы, видимо, этот год пройдем, шарахаясь во все стороны, хотя крупного топливного кризиса, видимо, не возникнет.

«СП»: А дальше?

— Думаю, что с учетом всего этого накопленного неоднозначного опыта придется искать системное решение по перезапуску бензинового рынка.

Действительно проблема становится достаточно актуальной, потому что каждый год в высокий сезон летних отпусков и уборочных компаний — повторяется одно и то же.

Читайте также
Загадки МВФ: Казахстан по ВВП на душу населения рванул вверх, обошел Россию и даже Китай Загадки МВФ: Казахстан по ВВП на душу населения рванул вверх, обошел Россию и даже Китай Самые богатые по этому показателю страны бывшего СССР — прибалтийские. Правда, оттуда почему-то народ разбегается

Сейчас мяч на половине поля правительства, там делают всё необходимое, чтобы стабилизировать ситуацию, — считает эксперт…

Обсуждается идея ограничить стартовую цену на торгах: если за месяц она выросла более чем на 10%, новые сделки будут фиксироваться по котировкам на уровне его начала. Однако такие шаги могут усилить нестабильность, резкое подорожание после искусственного отката создаст проблемы для покупателей и почву для спекуляций.

В целом эксперты считают, что без развития срочного рынка и долгосрочных инструментов страхования цен подобные кризисы будут повторяться, а ручное вмешательство лишь добавит турбулентности.

Необходимо ещё уточнить, что официальные показатели о запасах и производстве топлива по понятным причинам скрыты и проверке не поддаются.

Рынок по-своему интерпретирует косвенные признаки дефицита. Утверждения властей о достаточных запасах воспринимаются с недоверием. Это способствует росту слухов, которые в свою очередь могут влиять на рынок.

Но пока нет конкретных данных и официальных сообщений о дефиците дизельного топлива для уборки урожая. Замминистра сельского хозяйства Андрей Разин рассказал, что цены на горючее остались фактически на уровне прошлого года, изменение не превышает 1−1,5%. Существенных перебоев с дизельным топливом или бензином именно у аграриев нет.

Благодаря совместному плану Минсельхоза и Минэнерго аграрии получают гарантированные объемы «по понятным и комфортным и при этом рыночным ценам». Так что сейчас ситуация, говорят, стабильная. Уборка идёт, хотя и с некоторыми замедлениями и опасениями по поводу погодных условий, которые могут повлиять на темпы.

Кстати, началась она с отставанием от графика. Жара на юге страны может ускорить созревание зерна, но также усиливает почвенную засуху, что может негативно сказаться на урожайности.


Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Михаил Гинзбург

Диетолог, психотерапевт, доктор медицинских наук

Владимир Шаповалов

Историк, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня