«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова
Правительство представило проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку, но его основные параметры были опубликованы еще на прошлой неделе. И уже тогда стало известно о повышении НДС (с 20 до 22%) и о снижении порога по выручке для плательщиков на упрощенке, при котором возникает обязанность платить НДС (с 60 до 10 млн рублей).
С тех пор только ленивый не раскритиковал (причем справедливо!) эти две меры, так что повторяться не будем. Но отметим, что у этих новаций есть одно простое и понятное достоинство: они наполнят бюджет и тем самым помогут избежать взрывного роста его дефицита.
Из внесенного в Думу пакета документов по бюджету мы узнали конкретные цифры об эффекте этих мер. Согласно оценкам Минфина, повышение ставки НДС на два процентных пункта (п.п.) принесет в бюджет 1 трлн 187 млрд руб. только в 2026 г., а в 2027-м и 2028-м дополнительные доходы бюджета превысят полтора триллиона рублей ежегодно. Очень серьезный аргумент!
Персидский экспресс: Москва и Тегеран озаботились железнодорожным сообщением от Балтики до Залива
Максим Шевченко: Чем ближе Россия к Ирану — тем слабее «пятая колонна», произраильские и проамериканские движения в нашей стране
Что касается снижения порога уплаты НДС, тут выгода для бюджета не столь впечатляющая, но все равно заметная — по 200 млрд рублей в год.
Такая добавка к доходам позволила Минфину сверстать бюджет с более-менее приемлемым дефицитом. Так, в 2026-м он прогнозируется на уровне 3,786 трлн рублей (или 1,6% ВВП), в то время как без двух указанных налоговых новаций дефицит превысил бы 5 трлн рублей (более 2% ВВП). Это грубая оценка без учета влияния повышения НДС на динамику ВВП и прочие экономические показатели, но примерный порядок величин она показывает.
Кстати, ЦБ на сентябрьском заседании особо подчеркивал, что влияние бюджета на инфляцию определяется именно размером его дефицита, а не объемом госрасходов.
Плюс к тому, высокий дефицит бюджета означает быстрый рост госдолга, а значит, и расходов на его обслуживание. В какой-то момент это приводит к долговой спирали. Многие западные страны сейчас вплотную подошли к этой черте или даже пересекли ее, и нам не надо повторять их ошибок.
Можно ли было для удержания дефицита на приемлемом уровне обойтись без повышения налогов? Теоретически можно, но на практике все эти пути ведут в тупик.
Резкая девальвация рубля помогла бы повысить доходы бюджета, но привела бы к еще большему разгону инфляции, чем повышение НДС. Кроме того, резкая девальвация дала бы нашим геополитическим оппонентам повод для разговоров о «разорванной в клочья российской экономике», что тоже совсем ни к чему.
Можно было продать (или сократить) доли государства в некоторых предприятиях и госбанках. Но это тоже плохое решение, поскольку в нынешних условиях они бы ушли за бесценок.
И наконец, теоретически можно было урезать социальные расходы. То, что это путь в никуда, думается, объяснять не надо…
Так что правильно, что правительство на перечисленные меры не пошло. А раз так, то повышение налогов было неизбежно; вопрос лишь в том, какие налоги надо было повышать. Правительство выбрало НДС как самое простое решение — этот налог собирать проще всего.
120 лет — норма: Татьяна Голикова приказала россиянам долго жить
Профессор Воробьев назвал неожиданную связь работы и долголетия
Но можно было пойти другим путем, который не был бы столь деструктивен для экономики. А именно — повысить НДФЛ, сделав его шкалу более прогрессивной. Именно этим путем шли западные страны во время Второй мировой войны: повышение подоходного налога с физлиц там было основным источником финансирования военных расходов.
В Великобритании и США подоходный налог был значительно поднят почти для всех, но для богатых он вырос гораздо сильнее. Так, в США максимальная ставка подоходного налога на пике (в 1944 г.) достигала 95%, а в Великобритании — немыслимых 99,25%. Такого экстрима нам, наверное, не надо, но поднять максимальную ставку хотя бы до 50% вполне реально.
Почему предпочтительнее повысить НДФЛ, а не НДС?
Во-первых, потому, что расходы на НДС в конечном счете распределяются по всему населению равномерно (фактически пропорционально уровню расходов людей, а значит, примерно пропорционально их уровню доходов — как и плоская шкала подоходного налога). Однако более правильно было бы, чтобы основная тяжесть дополнительных расходов бюджета легла на более обеспеченных граждан, которым легче будет их перенести, поскольку им, в отличие от малообеспеченных, не придется отказываться от самого необходимого.
Во-вторых, повышение НДС внесет вклад в ускорение инфляции (будет ли это ускорение долгоиграющим — вопрос дискуссионный, но на горизонте полугода, пока идет подстройка цен, скачок инфляции из-за повышения НДС мы увидим абсолютно точно). А вот повышение НДФЛ инфляцию точно не ускорит. Скорее всего, даже несколько замедлит — из-за снижения потребительского спроса.
В-третьих, повышение НДС сокращает потребительский спрос равномерно по всей номенклатуре товаров и услуг, а реализация более прогрессивной шкалы НДФЛ снижает потребительский спрос преимущественно в товарах и услугах далеко не первой необходимости. В этих сегментах рост деловой активности будет снижаться, а дефицитные ресурсы (в первую очередь — трудовые) оттуда будут перенаправляться туда, где они будут работать на обеспечение насущных потребностей более широких слоев населения. Для страны, ведущей войну на истощение, это более оптимальное распределение дефицитных ресурсов.
В силу перечисленных факторов повышение доходов бюджета за счет более крутой шкалы НДФЛ было бы предпочтительнее, чем с помощью НДС. Оппоненты говорят, что НДФЛ при высоких ставках трудно будет собирать. Но при теперешнем уровне цифровизации массовое уклонение от уплаты НДФЛ все-таки не просматривается. Так что лучше идти этим путем.
Последние новости о банках, банковских картах, сбережениях и финансовых рынках, — в теме «Свободной Прессы».