«Кредиты, которые РФ выдаёт как невозвратные, производят впечатление хищения...»
Михаил Делягин

В 2026 году на рынке труда в РФ ожидаются серьезные изменения. Прогнозируется усиление роли искусственного интеллекта. ИИ-грамотность станет обязательным требованием для специалистов из самых разных сфер. Возрастет значимость эмпатии со стороны работодателей, а также изменится привычный нам формат собеседований.
«Свободная Пресса» решила разобраться в перспективах отечественного рынка труда: какие тренды будут главенствовать, что на них повлияет, где сохранится дефицит кадров и как будут обстоять дела с трудовыми мигрантами.
Поляризация рынка
Прогнозируется её усиление, идет уклон в сторону найма опытных людей, способных приносить измеримый результат. Инвестиции компании в обучение и адаптацию человека становится редкостью. Генеральный директор hh.ru Дмитрий Сергиенков отмечает:
«Рынок труда перешёл от глобального дефицита 2022−2024 годов к фазе избирательности и выжидания. Расслоение рынка усиливается: джуниоров нужно меньше, сеньоров — больше. Бизнес всё реже готов инвестировать в „долгий рост“ и всё чаще ищет людей, которые создают измеримую ценность сразу».
Тропический облом: Пора понять, что в конечном итоге бурить выгоднее у нас, а не за океаном
Дефицит российского бюджета будет намного больше влиять на курс рубля, чем нефтяные игры
За столом с экспертами
О том, где сохранится дефицит кадров, что будет с трудовыми мигрантами и уровнем безработицы «Свободной Прессе» рассказал доцент кафедры Стратегического и инновационного развития Факультета «Высшая школа управления» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации Михаил Хачатурян.
«СП»: Где ожидается наибольший дефицит кадров?
— Рынок труда в России в 2026 году продолжит функционировать в ситуации достаточно значимого дефицита кадров. Наиболее значительным кадровый голод будет вероятнее всего наблюдаться в производстве, здравоохранении и в розничной торговле.
С одной стороны, в решении проблемы дефицита кадров вероятнее всего государство станет придерживаться существующих инструментов улучшения демографической ситуации и привлечения трудовых мигрантов для его восполнения.
«СП»: Какая ситуация будет с трудовыми мигрантами?
— В их отношении подходы, вероятнее всего, претерпят некоторые изменения. Так, при привлечении трудовых мигрантов будет уделяться внимание аспектам восприятия ими российских традиционных ценностей. При привлечении таких кадров будет делаться ставка на постепенное предоставление возможности получения ими российского гражданства.
Очевидно, что эти аспекты будут весьма значимы при привлечении наиболее квалифицированной рабочей силы. В этом вопросе наибольшее предпочтение будет делаться для соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья, желающих переехать в Россию на постоянное место жительства.
«СП»: Если говорить о привлечении из-за рубежа кадров с низкой квалификацией, на что будет делаться ставка здесь?
— Важно отметить, что российская экономика в текущих условиях испытывает значительную потребность в кадрах с разной квалификаций. Однако при привлечении кадров с более низкой подготовкой акцент будет делаться на предоставление ограниченных трудовых виз и контрактов, которые в случае отсутствия пролонгации будут предусматривать возвращение мигранта на родину.
«СП»: Как будут обстоять дела с безработицей в новом году?
— По итогам 2025 года уровень безработицы достигнет в России показателя 2,3−2,6%, что является одним из самых низких в мире. В целом оценивая перспективы рынка труда в 2026 году, резонно предположить, что данный показатель продолжит сохраняться в данном диапазоне, при некоторых сезонных колебаниях в сторону увеличения в период января-марта и сентября-ноября. Что в целом является традиционным явлением для российского рынка труда, но при этом данные колебания не будут превышать уровня в 0,5−0,7%.
Какие тренды будут главенствующими
О ключевых направлениях рынка труда в 2026 году рассказывает Дарья Баранова, HR-специалист в сфере Telco & IT.
«СП»: Что окажет влияние на тренды рынка труда в грядущем году?
— Текущий рынок труда характеризуется противоречивыми трендами: с одной стороны — кадровым голодом в одних отраслях, с другой — преобладанием рынка работодателя над кандидатами, где на одну вакансию приходится по 300−400 откликов соискателей, в других сферах.
На тренды рынка труда в 2026 году будет оказывать влияние экономический контекст, а именно: стабильно низкий уровень безработицы в стране — 2,3%, в Центральной России — 1,4%.
Стареющее население
Эксперт обращает внимание на связь старения и дефицита кадров:
— Продолжает наблюдаться тенденция старения населения. Доля населения в возрастной группе 20−39 лет снижается, что провоцирует структурный дефицит кадров, который станет ощутим уже в ближайшее время.
«СП»: Какие изменения стоит ожидать в сфере найма?
— Компании будут все больше ориентироваться на реальные навыки, а не только на «ключевые слова» в резюме. Понятное подтверждение профессионализма и компетенций через курсы, дипломы, должности и стажировки обесценивается. В качестве альтернативы компании будут опираться на репутацию в профессиональных сообществах и оперативную демонстрацию проектов и результатов.
«СП»: То есть уделяется внимание и неформальным сигналам?
— Реферальные программы и доверие к личным рекомендациям усиливаются. Нетворкинг и участие в профессиональных сообществах станут необходимостью, а не просто трендом, особенно в условиях сложного рынка труда.
«СП»: Сохранятся ли такие популярные форматы работы, как гибрид и удаленка?
— Сохраняется тренд на удалённую работу и гибридный график. После пандемии многие компании либо остались на удаленке, либо перешли к гибридным форматам работы. Для молодых сотрудников удалёнка или гибрид — одно из ключевых требований к форме занятости. Для работодателей — это способ удержания ценных сотрудников через персонализированные и гибкие графики.
Что будет с зарплатами?
Зимние забавы депутатов Госдумы всё чудесатее: Каждой снежной горке — по полицейскому
Трагедия в Татарстане — хороший повод напомнить о себе
О том, изменятся ли зарплаты, в каких отраслях, рассказывает финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев.
«СП»: Стоит ли ждать повышения доходов, и кому именно?
— Особенно рассчитывать никому не надо. Каких-то ресурсов, чтобы кому-то чего-то улучшать и повышать — не предвидится. С другой стороны, есть определенные отрасли, которые будут испытывать ускоренное развитие и повышение прибыли. Там можно чего-то ожидать. Развитие будет ускоренное, но наблюдается дефицит кадров.
Будет продолжаться рост зарплат у представителей рабочих профессий и тех, кто работает в реальном секторе экономики. Но такого бурного, который был в предыдущие годы, ожидать не стоит. Возможно, прибавка будет в районе 10−15%, но я не беру отдельные категории.
Может быть прирост зарплаты в отраслях, которые сами по себе быстро развиваются — информационные технологии, все, что связано с научно-техническим прогрессом.
«СП»: Что будет с зарплатами в бюджетных отраслях?
— Ожидать здесь роста зарплат, даже в отраслях ВПК (военно-промышленный комплекс) вряд ли стоит. Отдельные категории: рабочие, инженерные профессии получат рост зарплат, потому что будет наблюдаться их дефицит. Но не просто дефицит, а дефицит кадров в тех отраслях, которые испытывают рост.
Про индексацию я не говорю. Это прерогатива государства, но ему, видимо придется поправить в бюджетной отрасли зарплаты, силовому блоку — в районе 4−5%, отдельным категориям госслужащих, бюджетников, тоже в районе 4−5%. Ожидать бурного роста не стоит, потому что темпы роста экономики не позволят это сделать.