«Если ясности в экономике нет, то предприятия инвестировать не будут…»
Никита Масленников

Страны Прибалтики, которые минувшим летом с помпой отказались от российского электричества, выйдя из энергетического кольца с Россией и Белоруссией, теперь столкнулись с энергетическим кризисом. Прибалты не без оснований ожидали помощи от Европы, но холодной зимой страны ЕС сами столкнулись с дефицитом мощностей, и ничего не дали трём сестрицам.
Первыми выход из положения нашли в Вильнюсе: Литва попросила помощи у Китая. Об этом с нескрываемым удивлением написали СМИ Поднебесной.
Прибалты текущей зимой вдруг узнали, что Электрическое кольцо Белоруссии, России, Эстонии, Латвии, Литвы (БРЭЛЛ), от которого они отсоединились, не только позволяло покупать российскую энергию, но и технологически способствовало выработке тока на прибалтийских станциях.
Первым результатом отключения от российских энергоносителей стал рост цен на электричество. В Литве они выросли на 46% ещё до начала зимы. А в новом году оптовая цена на электричество увеличилась ещё на 24% — до 192,83 евро за мегаватт-час.
«Подкоп» под санкции: Как Пекин втайне от Запада открывает себе новый рынок
Китай фактически создаёт альтернативную модель экспортной экономики
Больше всего пострадали домохозяйства трёх стран Балтии. В январе им пришлось платить за свет и электрообогрев, в среднем, на 85−90% больше, чем месяцем ранее — в декабре 2025-го.
О чём в итоге попросил Вильнюс у Пекина, не бросить же ЛЭП из Азии на балтийский берег? Нет. Как выяснили китайские СМИ, прибалтам потребовалось оборудование для собственной генерации и электропередачи: энергетические установки, трансформаторы и даже провода.
Но прибалты не были бы самими собой, если бы не оформили (для внутреннего читателя и телезрителя) просьбу, как приказ: Литва официально заявила, что «пересмотрела политику и разрешила использовать для электросетей произведенное в Китае оборудование».
Поставит Пекин прибалтам трансформаторы или нет — зависит от того, сколько они готовы заплатить.
А тем временем, во всех трёх постсоветских прибрежных республиках, а вдобавок к ним и в Финляндии, начался газовый кризис. Как сообщил «Газпром» со ссылкой на операторов из этих стран, в Инчукалнсе — единственном подземном газохранилище на всю Прибалтику — почти пусто.
Наземные хранилища опустошены более, чем на 75%, но в остающуюся четверть входят и технологические объёмы, которые отбирать нельзя, чтобы не спровоцировать аварию.
Если хранилища не пополнить до конца февраля — вырабатывать электроэнергию станет не из чего. Угольная генерация может дать не более 20% электричества и тепла, потребляемого лимитрофами.
Что ожидает энергетику Прибалтики в ближайшие дни, и как эти страны планируют решать проблему в будущем? На эти вопросы «Свободной Прессы» ответил президент Российской Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич:
— Замёрзнуть до весны прибалты не успеют. Будут экономить газ, как в доме экономят крайнюю ложку соли или последний кусочек сахара, но его хватит. Есть для этого возможности, включая манёвр со сжиженным газом (США отправили в балтийские порты несколько газовозов, один из них наполнен СПГ для Украины, остальные — топливом для местных — «СП»).
Но это, конечно, ненормальное обеспечение энергобезопасности. Однако угроза блэкаута никого особенно не беспокоит, потому что ситуация в странах Прибалтики регулируется таким образом, чтобы население испытывало постоянное ощущение опасности, страха.
Если не боятся Россию — пусть боятся зимы или цен. Неважно, но страдать должны все.
«СП»: Николай Маратович, в странах Прибалтики проживает довольно много русских, в Эстонии есть даже русские города. Эти люди тоже согласны страдать в результате искусственно созданных проблем в отношениях с Россией?
— У генерала Власова тоже русские корни, а русский язык для него уж точно был родным. И не только у него одного. Тем не менее, они выбрали свой путь.
То же самое можно сказать и о русских, живущих в Эстонии, где их довольно много, и в других странах Прибалтики, где поменьше. Нет в них русского патриотизма. Я могу с ходу назвать десяток враждебных нам политиков, русских по крови. Возьмём, к примеру полпреда Эстонии при НАТО. Это Юрий Луйк (известный крылатой фразой: «Эстония потеряет инициативу, если откажется обострять военные действия против России» — «СП»). Вообще-то он — Гаврилов как по отцу (известному врачу-онкологу — «СП»), так и по лицу. Но я говорю, как человек, который с ним пять лет пересекался на переговорах: предпочёл бы иметь дело с настоящим эстонцем.
Поэтому надеяться на какой-то здравый смысл, на каких-то умных людей в среде переродившихся русских абсолютно бессмысленно.
«СП»: Почему Литва запросила о помощи в энергетике именно Китай?
— Все энергетические соединения у них ненадёжны, все энергосистемы постоянно выходят из строя. Европе нет до этого дела. Она будет щедра на слова.
Но помогает в двух случаях: если считает это своим стратегическим проектом (как Украину — «СП»), либо когда у европейцев самих всё в избытке. Электричества достаточно в ядерных Франции и Бельгии, но как оттуда его перекинуть в Эстонию?
«СП»: Почти как из Китая — не ближний путь.
— Поэтому и первый, и второй мотив Европы — не случай прибалтийских сестриц, хотя прибалты, конечно, будут старательно пытаться доказать Брюсселю, что только они своей армадой способны задавить Россию.
А мы, в принципе, можем только приветствовать бедственное энергетическое положение Прибалтики. Слишком уж они пафосно и демонстративно веселились в момент отключения от БРЭЛЛ.
Топливная блокада Кубы может закончиться новым Карибским кризисом
Борис Мартынов: Головокружение Трампа пройдет, стоит только Гаване попросить у Москвы военную помощь
Это как с разводом. Можно развестись цивилизованно, а можно попытаться на прощание выкинуть в окно чемодан. Вот Прибалтика постаралась сделать именно так. Мы не злорадствуем, но мы ей, конечно, этого не забудем.
«СП»: То есть, если прибалты вновь попросятся в БРЭЛЛ — мы их обратно не примем?
— Ну они же молодцы, я их за это и люблю. Они не просто отсоединились, они ещё линии электропередач порезали, все провода сняли, оборудование разрушили и сдали в металлический лом. То есть никаких путей обратно в энергетическое кольцо сами себе не оставили. Что называется, сожгли мосты.
«СП»: Население постсоветских балтийских республик сокращается, уровень жизни падает, население бежит. В связи с подорожанием электроэнергии объём прямых иностранных инвестиций в промышленность сократился в 16 раз. И что и их ждёт в будущем?
— Одно из двух. Либо демографическая катастрофа наступит раньше, чем экономическая, либо наоборот. Мне более вероятным представляется второй вариант. Но в обоих случаях итогом станет Terra nullius (с латинского — «ничья земля», населённая малочисленными аборигенами, которую согласно римскому праву может использовать кто и как хочет" - «СП»).