«Всего 200 лет Закавказье находится в русской цивилизации. И мы его опять теряем...»
Каринэ Геворгян
В России набирает высокий темп разорение малого бизнеса. Повышение налогов вкупе с другими факторами сказалось даже сильнее, чем ожидалось. Один из самых пострадавших регионов — Башкирия. Республика экономически проседала последние годы. Неудивительно, что здесь закрылись порядка 300 только одежных магазинов.
Покупатели не спешат сочувствовать предпринимателям. Некоторые даже злорадствуют: «Жадность барыг сгубила. Появились конкуренты в виде маркетплейсов — так скидывай цену, снижай аренду и так далее. Всех спекулянтов — на строительство дорог и уборку улиц». Однако на деле чем меньше будет конкуренция, тем меньше будет ассортимент товаров, но выше цены. Это закон рынка.
Интересно, что некоторые потребители сильно рассчитывают на Китай. Мол, если российские предприниматели разорятся, их место займут китайские поставщики.
Врач министру пилюлю прописал: Минздрав хорошо осваивает деньги, с лечением получается плохо
40% пациентов не могут попасть к врачу, несмотря на миллиарды, выделенные на модернизацию
Пожелавшая остаться неизвестной уральская предпринимательница с большим стажем работы в малом бизнесе описала «Свободной Прессе» сегодняшнюю ситуацию в сфере торговли так:
— У всех сейчас плохо. Одежда, обувь, сумки не исключение. Такого января, как в этом году, за мои 30 с лишним лет в торговле не было никогда.
«СП»: Это уже дно? Или дальше будет еще хуже?
— Многие ещё закроются. Аренда дорогая, выросшие налоги (стоимость патентов выросла в разы), зарплаты. У многих накопились долги перед поставщиками. Да и сами поставщики взвыли. Это информация из первых рук.
«СП»: И что делать? Закрываться?
— Кто-то закрывается, кто-то приспосабливается. Я вот вовремя производство добавила, я молодец!
«СП»: Все-таки почему так получилось, что многие предприниматели разоряются? Накопительный эффект от комплекса причин сказался?
— Да, тут комплекс причин: маркетплейсы, инфляция, общее настроение у народа.
«СП»: Настроение тоже фактор?
— Да. И важный. Покупка чего-то — это всегда хорошее настроение, радость. Но сейчас в обществе другие настроения. У людей нет желания радоваться.
«СП»: Может, у людей просто нет денег?
— Я бы уточнила: нет свободных денег. Это тоже фактор. При этом в банке у некоторых могут лежать на счетах миллионы рублей под проценты.
Челябинский предприниматель Андрей Кристелли так прокомментировал «СП» ситуацию в российской торговле:
— Конечно, главная причина закрытия магазинов (одежных и не только, вплоть до продуктов питания) — маркетплейсы. И это, похоже, навсегда. У маркетплейсов реклама, объемы.
«СП»: Чтобы работать через маркетплейсы, не нужно арендовать площади под магазин — на этом главная экономия выходит?
— Да, арендовать большие площади под магазин, особенно в центре города, дорого. Плюс издержки на персонал классического магазина. Челночный бизнес, грубо говоря, всё. Конец.
«СП»: Но у маркетплейсов и комиссии дикие. И оттуда малый бизнес тоже уходит.
— Есть такое дело. Вообще обнищание населения идет дикое. Резко падает потребительский спрос. В результате средний класс идет под нож, как и коровы у фермеров.
Еще один предприниматель, ранее делавший бизнес на продаже импортных джинсов, высказался так о причинах кризиса в российской торговле:
— Причин несколько. Во-первых, развитие онлайн-торговли. Во-вторых, повышение налогов. В-третьих, общая ситуация в экономике. Инфляция и многократный рост цен. Многие уже и аренду не тянут.
Уральский предприниматель Константин Федоринин специализируется на продажах периодической печатной продукции (журналы, сканворды). В разговоре с «СП» он обстоятельно описал текущую ситуацию для малого бизнеса:
— Появление маркетплейсов, с одной стороны, расширяет для предпринимателя аудиторию до необъятных границ России, с другой, вынуждает менять бизнес-модель, основанную на IT-технологиях. Не все готовы перестраиваться и искать новые товарные ниши.
На традиционную торговлю давит рост арендных и коммунальных платежей и снижение платежеспособности населения.
Поднятие цен не всегда дает положительный результат. Ассортимент товаров за последние 4 года сильно снизился. И покупатель все больше ориентируется на основную потребительскую корзину, снижая набор товарных предпочтений.
«СП»: Для покупателей появление маркетплейсов точно плюс.
— Да, появление маркетплейсов сильно повлияло на новые предложения. Покупатели получили возможность выбрать нужный ассортимент по привлекательной цене в удобном для себя месте получения заказа.
Произошло давление на офлайн-розницу, не способную представить широкий ассортимент за достойную цену.
Пробег по закону. За «коррекцию» одометра — в тюрьму?
Для чистки подержанного автомобиля мастера используют машину времени
«СП»: Многие товары, которыми торгуют в России, сделаны в Китае…
— А это третий фактор — массированная экспансия китайских товаров на рынок с жестким демпингом цены (речь про период последних четырех лет). От этого пострадали в первую очередь производители в сфере легкой промышленности.
В 2025 году закрылась обувная фабрика «Юничел» в Челябинске, не выдержала ценовой конкуренции с китайцами. Какую-то роль в этом сыграли и маркетплейсы. Они дают неограниченные преференции китайским компаниям.
«СП»: «Юничел» вроде бы перенес производство в Китай.
— Насчет переноса производства в Китай — я бы так не сказал. «Юничел» продолжает заказывать обувь для формирования ассортимента в собственных обувных магазинах. Но он полностью потерял рынок оптовых поставок из-за проигранной конкуренции с китайцами.
Доля розницы в товарообороте была значительной, но не существенной. Фабрика полностью закрыла производство из китайских «запчастей», уволив в 2025 году более тысячи человек.
«СП»: Цены растут тем временем и на маркетплейсах.
— Четвертый фактор — то, что рынок маркетплейсов достиг своей зрелости. Заметно сбалансированное ценообразование площадок. В основе рентабельность и окупаемость услуг. В то же время видим безудержный рост цен на коммунальные услуги. Наценки на услуги маркетплейсов за три года выросли на 40−60%. Селлеры вынуждены снижать маржу, конкурируя друг с другом.