Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
9 февраля 2012 11:16

Нефтерынок переходит на «ручное регулирование»

Вице-премьер Сечин собирается установить планку стоимости топлива в России

44

Вице-премьер Игорь Сечин дал письменное поручение ФАС, Минэнерго и Минэкономразвития разработать механизм, ограничивающий рост стоимости топлива на оптовом рынке. Сечин предлагает включать в договоры между нефтяными холдингами и независимыми продавцами бензина пункты о «предельном уровне надбавки к оптовой цене топлива». Этот способ ценового регулирования, никак не совместимый с либерализацией экономики, о которой постоянно твердит премьер-министр Владимир Путин, планируется внедрить до конца февраля, то есть — до президентских выборов.

Как утверждают чиновники, главная цель всех этих мероприятий — не допустить повторения «топливного кризиса» 2011 года, когда после снижения цен в рознице начался дефицит бензина.

Напомним, что в конце января между нефтяниками и руководством Минэнерго было достигнуто соглашение о временной «заморозке» цен на АЗС. В ближайшее время они не должны превышать прошлогодний декабрьский уровень. «У нас есть принципиальная договоренность с нефтяными компаниями и участниками рынка ГСМ о неповышении цен на энергоносители на ГСМ в рознице», — заявил тогда министр энергетики Сергей Шматко. И добавил, что его ведомство будет осуществлять «персональный» контроль за стоимостью бензина на отдельно взятых автозаправках, общим числом 1,6 тыс.

Нефтяные компании были вынуждены пойти на эти уступки, но тут же выступили с заявлением, что с учетом даже минимального, едва заметного снижения цен, их бизнес из прибыльного превращается в убыточный. Добровольно работать «в минус» нефтяники отказались, после чего Игорь Сечин пообещал компаниям компенсировать потери. В результате появился приказ сразу трем ведомствам — Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития, разработать алгоритм компенсации. Правда о том, какой она будет, пока никто ничего не знает, но в первых числах апреля, то есть — уже после выборов, работа над документом должна быть завершена.

В результате, бензин на заправках не растет в цене, и даже немного дешевеет. Но долго ли это будет продолжаться и что станется с ценами после выборов, когда срок действия договоренности закончится?

Ведь, как сообщил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, некоторые независимые поставщики топлива уже понесли ущерб от заморозки цен. По его словам, в Кемерово, Новосибирской области, на Сахалине и Алтае нефтяные холдинги держат на своих АЗС цены, не обеспечивающие необходимую рентабельность. Он отметил, что если холдинги могут компенсировать потери за счет других сегментов бизнеса, то независимые операторы — нет.

Придется ли нефтяникам снижать оптовые цены, пока не ясно. Но если придется, чтобы вернуть розничному звену традиционные 15% рентабельности, то потери нефтяных холдингов могут составить около 27 млрд рублей за три месяца, сообщил «Ведомостям» аналитик «Номос-банка» Денис Борисов. А если добавить еще два наказа правительства — заморозку розничных цен и 30%-ные скидки аграриям, которые им обещал весной премьер Путин, то общие потери могут достичь 78 млрд рублей, считает эксперт.

О том, почему цены на бензин в России постоянно растут и как на самом деле можно их стабилизировать без ущерба для производителей «СП» рассказал завлабораторией прогнозирования ТЭК ИНП РАН Валерий Семикашев.

— Существуют три группы факторов, определяющих рост цен на бензин и другие нефтепродукты в России. К первой относится привязка ценообразования и налогообложения нефтепродуктов к мировым ценам на нефть, а также периодическое увеличение налогов на нефтепродукты. Ко второй — монополизация региональных рынков нефтепродуктов со стороны крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Это касается нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и нефтебаз. Они формируют в регионе базовый уровень цен, который сегмент автозаправочные станции (АЗС), где конкуренция выше, лишь транслируют на потребительский рынок. К третьей группе причин относится неудачное географическое расположение крупных НПЗ, которое не соответствует территориальному распределению спроса и создает высокие транспортные издержки, а также низкий технологический уровень российских НПЗ и структура выпуска нефтепродуктов, не соответствующая спросу со стороны экономики. Важным фактором роста внутренних потребительских цен можно считать допущение, что производственные издержки нефтепереработки в большей степени будут отнесены на наиболее востребованные на внутреннем рынке авиационный керосин, бензин и часть дизельного топлива, чем на менее востребованную экспортируемую часть нефтепродуктов.

Эти факторы воздействуют совместно и параллельно, иногда «выключаясь», что определяет необходимость системного похода к разработке мер по ограничению роста цен на нефтепродукты, так как исключение одного фактора может привести не к снижению конечных цен, а к перераспределению составляющих цены между их получателями. Например, без ограничения монополизации на региональных рынках, снижение налогов может в большей степени привести к увеличению прибылей нефтяных компаний в конечной цене, и в меньшей степени к снижению уровня цен.

«СП»: — Какие налоговые меры нужны, чтобы сдержать рост цен на топливо?

— Для «отвязки» от влияния мировых цен на нефть можно использовать ставку НДПИ (налог на добычу природных ископаемых) для нефти, поступающей на внутренний рынок, которая будет индексироваться в соответствии с уровнем инфляции, издержками в нефтедобыче или динамикой цен на нефтепродукты в России. Другой подход может состоять в корректировке цен на нефтепродукты с помощью изменений величины акцизов. Для этого ставки акцизов должны устанавливаться в обратной зависимости от уровня мировых цен. Таким образом, сглаживается влияние колебаний мировых цен на цены нефти и нефтепродуктов внутри страны. Например, при росте цен на нефтепродукты из-за повышения цен на нефть ставки акцизов снижаются, а при снижении цен на нефть ставки повышаются. Такой вариант госрегулирования распространен в некоторых странах — импортерах нефти.

Более долгосрочная мера: уменьшение налогообложения легковых и грузовых автомобилей, сельхозтехники, с целью снизить нагрузку на низко платежеспособных потребителей. Другой мерой может стать стимулирование перехода на более эффективную технику с меньшим расходом топлива для таких потребителей. К этому же направлению относится и улучшение организации работы топливоемких предприятий, повышение эффективности их производственных и логистических процессов, а также лучшая организация поездок частных автовладельцев. Для поддержки названных направлений возможны адресные субсидии для перехода на новую технику или внедрение эффективных схем управления. Тогда при относительно высоких ценах на нефтепродукты низко платежеспособные потребители будут иметь меньшие затраты на оплату меньших объемов топлива при получении того же объема полезной работы за счет использования транспортных средств.

«СП»: — Что еще, помимо регулирования налогов, должно сделать правительство для стабилизации цен?

— Можно предложить следующие меры для сдерживания роста цен на нефтепродукты. Контроль со стороны ФАС и системная политика штрафов на нефтяные компании в противовес действующей в настоящее время, когда штрафы в итоге перекладываются на потребителя. Сюда же, кстати, можно отнести и создание государственного резерва нефтепродуктов для проведения продаж во время роста цен и закупку в период снижения цен, о котором было заявлено в конце прошедшего года. Также очень важно создание реальной биржи нефти и нефтепродуктов для прозрачного ценообразования. Тем более, что для этого существуют предпосылки: большое влияние государства на нефтяные компании, достаточно высокий спрос на нефтепродукты со стороны государственной и муниципальной сфер, заинтересованность компаний в топливоемких отраслях (транспорт и перевозки, сельское хозяйство) в снижении ценовых рисков и прозрачных условиях поставки топлива. Также нужно создавать условия для инвестиций в модернизацию НПЗ и строительство новых заводов, для географического сближения предложения и спроса на рынке нефтепродуктов. Это повысит конкуренцию на рынке, приведет к снижению издержек производителей, а также поможет развитию конкуренции среди производителей и продавцов бензина.

«СП»: — Какие шаги нужно сделать прямо сейчас, а какие в долгосрочной перспективе?

— В краткосрочной перспективе наиболее быстрой и действенной мерой с точки зрения сдерживания цен может быть снижение акцизов, особенно на товарные группы топлива, востребованного низко платежеспособными потребителями. Эффект от этой меры мог бы действовать в течение 6−12 месяцев. Чтобы не произошло перераспределение средств, ранее уходивших на оплату акцизов, в пользу прибыли нефтяных компаний или АЗС, необходим мониторинг затрат нефтепереработки и структуры цены на нефтепродукты со стороны ФАС, Минэнерго и Минфина. Другая временная мера — неформальные соглашения с нефтяными компаниями под угрозой критических штрафов со стороны ФАС в случаях, когда снижение цен на внутреннем рынке не соответствует снижению мировой цены на нефть.

Долгосрочной мерой является стимулирование инвестиций в нефтепереработку, развитие средних и малых нефтяных компаний, а также более активное строительство независимых НПЗ. Это необходимо поддерживать формированием прозрачного и конкурентного внутреннего рынка нефтепродуктов, причем, даже не обязательно биржи. Что позволит осуществить переход рынка нефтепродуктов от рентно ориентированного к конкурентному. Для первого характерно, что предложение не превышает существующий спрос, а цены устанавливаются таким образом, чтобы максимизировать выручку и прибыль. В результате цены растут и потребитель переплачивает. Для второго: доступность ресурсов позволяет направлять свободный капитал в нефтепереработку в случае ее высокой рентабельности. Например, в настоящее время прибыль по всей цепочке от НПЗ до АЗС оценивается в 30% от цены.

Проблема в том, что в рамках бюджетной и промышленной политики, которую сейчас проводит правительство, все это маловероятно.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня