Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
25 января 2013 12:00

Рассея богатеющая

Покупка машин служит чиновникам главным аргументом для доказательства хорошей жизни россиян

164

Россия стала вторым крупнейшим авторынком Европы, уступив лишь Германии, а рост продаж автомобилей в прошлом году составил 10%. Такие данные приводятся в исследовании мировой аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers, опубликованном в начале недели. Значит ли это, что уровень автомобилизации населения, который однозначно говорит о росте его благосостояния, многократно вырос? Ведь именно это утверждает правительство устами Росавтодора.

Согласно оценкам этого федерального ведомства, по состоянию на конец лета 2012 года на 1000 россиян приходилось 271 единиц автомобильного транспорта. Но много это или мало? Сейчас в рейтинге наиболее автомобилизированных стран Россия занимает 46 место — между Мексикой (276 авто) и Сербией (252 авто). До лидеров рейтинга — Монако и США (908 и 802 автомобиля на 1000 населения) нам — как до Луны.

И все же, действительно ли количество россиян, которые могут позволить себе купить автомобиль, так сильно выросло, как об этом говорит статистика продаж? На этот вопрос «СП» ответил экономист Владислав Жуковский.

— Дело в том, что в силу колоссальной по своим масштабам имущественной пропасти, которая 6−7 раз превышает предельно допустимые для социальной стабильности отметки, данный показатель становится нерепрезентативным и очень сильно искажает реальную ситуацию. На деле порядка 70% населения России, в принципе, не в силах позволить себе купить новый автомобиль за собственные средства. И они либо они вынуждены довольствоваться подержанными автомобилями и тем автотранспортом, который достался им в наследство от старших поколений, либо влезать в долги, которые зачастую просто не в силах даже обслуживать.

«СП»: — Кто же в современной России может себе позволить купить новый автомобиль на свои кровные?

— Даже по официальным данным Росстата, 20% наименее обеспеченных россиян вообще не в силах позволить себе приобрести никакой, ни новый, ни подержанный автомобиль с пробегом. Следующие 20% малоимущих россиян, относимых к полунищим слоям общества, также лишены возможности приобрести новый либо подержанный автомобиль. Еще у 20% населения России, чьи доходы находятся в диапазоне 12−17 тыс. рублей ежемесячно, и которых можно смело относить к бедным слоям общества, могут купить лишь подержанную машину. Другими словами, 60% населения России либо вообще не в силах приобрести себе автомобиль, даже подержанный, либо вынуждены эксплуатировать находящиеся в откровенно аварийном состоянии бывшие в употреблении авто.

У следующих за ними 10% населения с доходами от 17 до 23 тыс. рублей, которые уже сумели вырваться из физиологического выживания и могут позволить себе машину, на долю расходов на приобретение автомобилей приходится менее 1% семейного бюджета. А значит, и они могут купить авто только если залезут в кредит на многие годы, который потом, возможно, не смогут обслуживать.

«СП»: — Однако говорят, у нас в России теперь даже появился средний класс?

— Так называют 20% более-менее благополучных россиян, которые застряли в «предбаннике» общества потребления, и чьи доходы варьируются в диапазоне от 23 до 40 тыс. рублей в месяц. Именно этих 40 млн россиян и называют российским «средним классом», которому по силам приобретение целого ряда товаров длительного пользования. Однако дорогостоящие товары, в том числе недвижимое имущество и новые автомобили, по-прежнему остаются для них мало доступной роскошью, на которую им не хватает имеющихся доходов. Они готовы тратить на покупку машины лишь 2,8% доходов, соответственно, Эти товары они могут приобрести либо в кредит, либо за счет неучтенных доходов от предпринимательской деятельности и прочих «серых» денег — коррупционных прибылей, зарплат в конвертах и так далее.

«СП»: — Так кто же у нас создает статистку 10- процентного роста продаж?

— Этому мы обязаны в основном 10% наиболее состоятельных россиян, которые умудрились более-менее удачно встроиться в российскую модель «экономики трубы» и попасть в замкнутый контур перераспределения «нефтедолларов». И теперь у них имеются вполне достаточные финансовые ресурсы, чтобы приобретать автомобили и недвижимость. Именно эта узкая группа наиболее состоятельной части российского общества и создает значимую часть статистического роста продаж автомобилей в России. Благодаря этим 15−20 млн россиян, сидящим на нефтегазовой трубе и обслуживающим интересы правящего класса, удается демонстрировать весьма неплохие социально-экономические показатели, при наличии колоссальной имущественной пропасти, сопоставимой по масштабам с пропастью в слаборазвитых странах третьего мира с архаичной структурой экономики.

«СП»: — Происходит ли в России рост благосостояния населения?

— На самом деле нет. Обнищание населения России и усиливающуюся имущественную дифференциацию российских граждан в течение длительного времени удавалось маскировать благодаря втягиванию россиян в кредитную кабалу. Согласно официальным данным Банка России, на протяжении 2000−2011 годов средние темпы роста кредитования населения превышали 55%, тогда как номинальные расходы росли менее чем на 24%, а реальные и вовсе падали для 50% населения с доходами ниже 15 тыс. рублей в месяц. Именно благодаря втягиванию бедных слоев населения (60% которого по социологическим опросам не в силах приобрести даже бытовую технику без привлечения кредита) в кредитную яму удавалось поддерживать средние темпы роста розничного товарооборота на уровне 22−23%. Другими словами, речь идет не о реальном росте заработных плат населения, которого как не было, так и нет для 70% граждан.

«СП»: — Но ведь зарплаты россиян по официальным данным все же растут?

— Растут, но никаких избыточных зарплат граждане России за последние 11 лет так и не получили. Доля оплаты труда в ВВП России как не превышала 50% в начале 2000-ых годов, так и не превышает данный показатель сегодня. Для сравнения — в США, Евросоюзе и Японии она устойчиво выше 75−80%.

Это становится еще очевидней, если принять во внимание тот факт, что даже по официальным данным Росстата более 11,5% работающего населения России имеют трудовые доходы ниже прожиточного минимума (6,3 тыс. руб.) На протяжении многих лет доходы бюджетников на 15−30% ниже средней заработной платы по России. При этом средняя зарплата в сфере финансовых спекуляций превышала средний показатель по российской экономике в целом на 241%, в нефтепереработке — на 217%, в транспортировке углеводородов по трубопроводной системе — на 75,9%. И до тех пор, пока разрыв в уровне доходов врачей, учителей, научных сотрудников, инженеров и прочих высококвалифицированных кадров с одной стороны, и работников сырьевого сектора экономики, а также разного рода финансовых спекулянтов и перекупщиков, достигает 3−4 раз, можно смело забыть про любую модернизацию, инновации и технологическое перевооружение производств.

Рейтинг благосостояния

Благосостояние населения страны в методологии Всемирного банка, определяется как Валовой национальный доход на душу населения. Всемирный банк ежегодно рассчитывает показатели национального дохода на душу населения в странах мира. Индекс ВНД на душу населения часто понимается как индекс уровня жизни или благосостояния в государстве или региона. Однако он является лишь приблизительной мерой благосостояния населения, так как не учитывает, насколько равномерно или неравномерно распределяются доходы между гражданами страны. Но и в этом рейтинге, не смотря на большое число миллиардеров, положение России незавидное.

В методологии Всемирного банка все государства классифицируются по трем категориям: страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от 12,276 долларов и выше); страны со средним уровнем дохода на душу населения (от 3976 до 12,275 долларов); страны с низким уровнем дохода на душу населения (от 1,005 долларов и ниже). Россия относится к средней группе стран.

Для сравнения приведем первую десятку самых «состоятельных» государств, с высоким уровнем дохода на душу населения:

1 Монако — 183,150 долларов

2 Лихтенштейн — 137,070 долларов

3 Норвегия — 88,890 долларов

4 Катар — 80,440 долларов

5 Люксембург — 78,130 долларов

6 Швейцария — 76,380 долларов

7 Нормандия — 67,960 долларов

8 Дания — 60,390 долларов

9 Швеция — 53,230 долларов

10 Сан-Марино — 50,400 долларов

И положение России в группе средних стран:

66 Бразилия — 10,720 долларов

67 Турция — 10,410 долларов

68 Россия — 10,400 долларов

69 Аргентина — 9,740 долларов

70 Мексика — 9,240 долларов

71 Ливан — 9,110 долларов

Из досье «СП»

По данным сайта rus98.ru автолюбители России в настоящее время в основном имеют подержанные автомобили, которых в 2 раза больше, чем новых. Агентство «Автостат» подвело итоги продаж на российском рынке и сделало вывод, что продажи автомашин б/у в 2011 году составили около 6 миллионов авто, а продажа новых составляет практически 4 миллиона.

На первом месте рейтинга подержанных иномарок находится автомобиль «Киа Москва». Вторая строчка составленного рейтинга принадлежит машине «Форд Фокус». На следующей позиции размещается модель «Фольксваген Пассат». Большая часть на вторичном российском авторынке принадлежит российским вазовским автомобилям.

Фото: Руслан Кривобок/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня