По итогам совещания в среду, 6 ноября, президент Владимир Путин принял решение, что на инфраструктурные проекты в условиях «глобальной неустойчивости» из Фонда национального благосостояния (ФНБ) может быть потрачено не более 40% средств, хотя чиновники просили 50% и даже 60% народных денег.
Напомним, что ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, которые сохраняются правительством для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России в будущем, а также обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. По состоянию на 1 ноября, размер средств ФНБ составлял 2,85 трлн рублей, из которых во Внешэкономбанке уже размещено 670 млрд рублей — «на внутренние нужды». В соответствии с принятым ранее решением президента Путина, на реализацию инфраструктурных проектов из ФНБ будет направлено 450 млрд рублей. Таким образом, на сегодняшний день задействованными являются 34% средств фонда из 40% возможных.
При этом предварительно согласованные направления расходования этих средств пересмотрены: финансирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань отложено, а сэкономленные 150 млрд рублей пойдут на другие проекты, с которыми правительство обещает определиться до конца ноября. Остальные 300 млрд рублей из ФНБ, как и предполагалось, пойдут на модернизацию Транссиба и БАМа, а также строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье.
Однако появляются и новые заявки. К примеру, неожиданно на деньги фонда стал претендовать «Росатом» со своими иностранными проектами. «Это особенные проекты: они создают много добавочной стоимости и загрузки для отечественных мощностей, но проекты эти — для строительства мощностей за рубежом, поэтому здесь нужно дополнительно подумать», — заявил по итогам совещания первый вице-премьер Игорь Шувалов. И добавил, что президент поручил правительству «дополнительно поработать» над проектами «Росатома».
Впрочем, и без «Росатома» желающих получить пенсионные деньги хоть отбавляй: о своем намерении «попробовать побороться» за них ранее заявляли добывающие компании. Например, гендиректор «Тувинской энергетической промышленной корпорации», олигарх Руслан Байсаров в середине октября сообщил о переговорах по привлечению средств ФНБ под освоение Элегестского каменноугольного месторождения в Тыве. Шувалов не исключил, что к этому вопросу чиновники еще вернутся через две-три недели, когда будет доработан список проектов — претендентов на финансирование.
Когда госбюджет был устойчиво профицитным, и недостатка средств на «мегапроекты» не было, чиновники говорили о том, что резервные фонды государства, и особенно ФНБ нужно непременно сохранить для будущих поколений, а также на случай мирового кризиса, как это было в 2009 году. Но сейчас, когда все прежние «мегакормушки» для чиновников, такие как форум АТЭС во Владивостоке и Олимпийская стройка в Сочи закончились, они активно ищут новые источники «кормления». Поэтому в последнее время все активнее обсуждается тема: как потратить резервные фонды.
Деньги карман жгут
Президент Путин подписал выделение денег из ФНБ на инфраструктурные проекты «на возвратной основе» еще нынешним летом. Тогда же сообщалось, что в будущем средства ФНБ могут пойти и на другие проекты, а в октябре Минэкономразвития предложило поддержать рост ВВП средствами из ФНБ аж на сумму в 1,2 трлн рублей.
Между тем, как говорится в распоряжениях правительства, подписанных 5 ноября премьер-министром Дмитрием Медведевым, выделенные РЖД на модернизацию БАМа и Транссиба 150 млрд рублей пенсионных денег должны будут принести государству доход всего в 2%-3% годовых, и то, лишь начиная с шестого года реализации проектов. В переводе на русский язык, это означает, что вложения денег ФНБ, с учетом шести 6-процентной инфляции, прогнозируемой правительством на ближайшие годы, принесут будущим пенсионерам как минимум 3% убытка. Ну и где же здесь «возвратность», о которой говорил президент?
Еще 150 млрд рублей из ФНБ выделены «Автодору» на строительство ЦКАД в Подмосковье. Доходность от этой инвестиции оценивается на уровне инфляции, плюс один процент. Но — только с 2022 года. Получается, что в ближайшие девять лет государство не получит с этих денег вообще ничего, то есть, с учетом срока возможного президентства, они для Путина тоже практически невозвратные.
Конечно, это плохо, что деньги резервных фондов не работают в отечественной экономике, а лежат в госбумагах США и Евросоюза. Но с учетом современных российских реалий, когда масштабы воровства и коррупции при строительстве государственных «мегапроектов», таких как форум АТЭС и Сочи, просто невероятные, может быть, надежнее хранить их подальше от вороватых российских чиновников? Об этом «СП» спросила председателя Русского экономического общества, доктора экономических наук Валентина Катасонова.
— Конечно, для того, чтобы деньги ФНБ действительно работали в экономике, и прирастали прибылью, необходимо вкладывать их в инвестиционные проекты. Но если мы просто будем вынимать деньги из фондов, и вкладывать их без экономического обоснования, то ничего хорошего из этого не получится. Все будет разворовано, выведено в офшоры, и даже, может быть, конфисковано западными финансовыми элитами, как это произошло на Кипре.
«СП»: — Вы имеете в виду такие проекты, как высокоскоростная магистраль Москва — Казань, которая явно не наберет достаточного пассажиропотока и никогда не окупится?
— Нужно понимать, что чем больше и нереальней проект, тем на нем проще воровать. И я не исключаю, что какие-то чиновники пробивают этот «мегапроект», рассчитывая на обогащение за счет денег государства и откатов олигархов. Конечно, нам необходима реконструкция железных дорог, но к таким проектам, видимо, нужно подходить с участием правоохранительных органов. Как, например, вице-премьер Дмитрий Рогозин, когда столкнулся с размерами коррупции и воровства в российском ВПК после ухода Сердюкова, заявил, что без активного подключения к государственному оборонному заказу правоохранительных органов, он не сможет гарантировать его выполнение.
«СП»: — Что нужно для того, чтобы инвестиционные проекты были экономически обоснованы?
— Для этого России нужно ведомство, которое бы действительно занималось долгосрочным планированием экономики, и Министерство экономического развития для этого не подходит. Посмотрите на положения этого ведомства, которые невнятно прописаны, и, главное, не имеют конкретного экономического плана и директивности, обязательности исполнения своих разработок. На данный момент это просто какое-то аналитическое ведомство. Вспомните советское время, когда пятилетний план развития экономики принимался как государственный закон, и санкции за его неисполнение были весьма строгими. А сейчас все происходит на уровне дискуссий, большого количества ФЦП (Федеральных целевых программ — ред.), и заканчивается, как правило, говорильней. И большинство средств этих ФЦП прописаны как «внебюджетные источники» — это, фактически, «дырка от бублика». Поэтому я считаю, что сейчас распаковывать «кубышку» ФНБ пока еще рано.
«СП»: — Значит, пока деньги ФНБ нужно оставить в американских и европейских госбумагах?
— Во-первых, в течение ближайших месяцев нужно решить вопрос, как размещать средства ФНБ, потому что политическая ситуация в мире сейчас очень рискованная. Вспомните, что произошло с государственными активами Ливии, когда 150 млрд долларов их резервов были заморожены властями США. Взять тот же Иран, у которого американцы заморозили 50 млрд долларов. И в случае обострения отношений с США, особенно в свете последних событий с Сирией, кто даст гарантию, что Америка, а следом за ней и Европа не заморозят деньги наших фондов? Поэтому нужно срочно перераспределять эти активы.
«СП»: — А во что их перекладывать?
— В первую очередь, нужно обратить внимание на вложения в золото. Хотя это нужно было начинать раньше, а сейчас на рынке золота ситуация очень жесткая — все скупает Китай за любые деньги, при негласной поддержке группы Ротшильдов. Правда, у нас есть своя собственная добыча золота, но здесь проблема в том, что у наших производителей есть право самостоятельного выхода на рынок, и неизвестно, будут ли они его продавать государству.
«СП»: — Куда еще можно надежно вложить деньги ФНБ?
— Вопрос сложный, потому что сегодня фактически любая развитая стран в мире находится под контролем ФРС США. С моей точки зрения, деньги ФНБ можно вкладывать в реально работающие предприятия — приобретать пакеты акций в странах СНГ и ближнего зарубежья — бывшего «советского блока». По крайней мере, надо этим заниматься, и параллельно проводить полную реорганизацию Минэкономразвития, чтобы оно стало таким же авторитетным, как в свое время Госплан.