Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Эксперт сделал прогноз по ценам на бензин

25297
Эксперт сделал прогноз по ценам на бензин
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Цены на топливо в России очень хорошо прогнозируются, причем, как на среднесрочном, так и на долгосрочном горизонте. Об этом «Свободной прессе» заявил старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман, комментируя данные Росстата.

Ранее сообщалось, что по данным главного статистического ведомства страны, средние потребительские цены на бензин в России за неделю с 28 июня по 4 июля выросли на 8 копеек и составили 48,17 рубля за литр.

«Нельзя сказать, что цены на нефть не влияют на рост цен на бензин в России. Просто выстроенная система регулирования цен на российском топливном рынке и „сырьевая“ структура российской экономики, подразумевают плавное и регулируемое подорожание, вне зависимости от конъюнктуры нефтяного рынка», — говорит эксперт.

Как он пояснил, если цены на нефть растут даже на 50%, то их доля в структуре ценообразования в России мала и составляет не более 7−10%, что не может привести к сильному росту внутренних цен на топливо. Безусловно, цены растут на внешних рынках, но для того, чтобы крупные игроки [ВИНК — вертикально интегрированные нефтяные компании] российского топливного рынка не повышали внутренние цены до внешних, государство ввело демпферный механизм, который компенсирует около 65% недополученной ВИНК прибыли.

Вместе с тем, если цены на нефть падают, даже на 50%, то опять же, поскольку их доля в структуре российского ценообразования мала, это не может привести к заметному падению топливных цен на внутреннем рынке.

«Однако, из-за падения экспортных доходов государства, падает курс рубля, структурно увеличивая нетбэк [разницу между ценой бензина на внутреннем и внешнем рынке], кроме того вырастают издержки ВИНК, которые также будут со временем переложены в топливные цены», — поясняет Александр Розман.

Как напоминает эксперт, именно это происходило в период топливного кризиса весны 2018 года, когда был введен демпферный механизм.

«Именно это происходит и сейчас, отсюда, кстати, и столь поспешные действия правительства России по изменению формулы демпфера для более щедрой компенсации ВИНК недоплаченной прибыли. Отсюда и регуляторные изменения по нормативам продаваемого на бирже топлива, особенно для независимых НПЗ. Отсюда и законодательные изменения, которые дают право правительству ввести временный запрет на экспорт бензина, в случае сильного роста цен на внутреннем рынке», — отмечает он.

Если взять последние пять лет, с 2016 по конец 2020 года, то средняя скорость роста цен на бензин АИ-95 составляла 0,5 процентных пунктов (п.п.) в месяц, обращает внимание Александр Розман.

«Да, конечно, в период 2019—2020 годов годовой рост цен оказывался несколько ниже исторической нормы, но уже сейчас мы видим, что придуманные кабинетом министров механизмы сдерживания роста цен ломаются, а стоимость бензина стремится к норме. Для конца текущего года такое значение находится на отметке 52,92 рубля за литр АИ-95. То есть, текущее значение в 50,55 рубля за литр может вырасти на 4,6 процентных пункта. Однако, мы понимаем, что с учетом осенних выборов, правительство во что бы то, ни стало будет „держать“ рост цен в пределах уровня годовой инфляции. Пока для этого есть ресурс и желание, но после сентября, желание может исчезнуть, и тогда риски более сильного роста топливных цен увеличатся», — указывает Александр Розман.

Новости дня
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня