Президент РФ Владимир Путин 10 июля подписал закон, вводящий антимонопольные ограничения для цифровых платформ — маркетплейсов и агрегаторов.
Так, вводится запрет на злоупотребление доминирующим положением для владельцев цифровых платформ, чей сетевой эффект дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров и затруднять доступ на рынок. Доля совершенных сделок через такие платформы на определенном товарном рынке должен составлять более 35%, а выручка превышать 2 миллиарда рублей в год.
Устанавливать наличие сетевого эффекта и оценивать возможности владельцев маркетплейсов и агрегаторов, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара будет ФАС России.
«Идет попытка изобразить бурную деятельность. Потому что никакой регуляторики по формальным признакам применить к маркетплейсам невозможно. Они просто выступают в виде логистического и информационного оператора. Как можно регулировать, как можно определить объем — сегодня он у любого оператора, условно, тысяча поставщиков и оборот, условно, миллиард. Завтра будет сто поставщиков и оборот 100 тысяч», — пояснил в беседе со «Свободной прессой» предприниматель, экономист Дмитрий Потапенко.
Он уточнил, что объемы и обороты, по большому счету, зависят не от самого маркетплейса, а от активности тех или иных продавцов. Соответственно, устрой какая-нибудь платформа альтернативный демпинг по условиям, когда комиссия будет не 30%, а 20%, и продавцы начнут перетекать туда.
Кроме того, с ФАС будут согласовываться сделки, цена которых превышает 7 миллиардов рублей.
«Это хотя бы функция контроля. Это делается для того, чтобы цифровые площадки не объединялись и не разбивались», — сказал в завершении Потапенко.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Ранее Потапенко объяснил, почему 44-ФЗ прижился в России.