«Всего 200 лет Закавказье находится в русской цивилизации. И мы его опять теряем...»
Каринэ Геворгян
Доцент кафедры политической экономии экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН) Максим Чирков обратил внимание, что в разные периоды мы видели подорожание в России разных продуктов питания.
«Так, в 2020-м, мы помним, гречка выросла в цене в разы. Потом, правда, цены стабилизировались, пошли вниз. Но, понятно, что уровня, какой был в 2019-м, цена уже не достигнет. Сейчас же на стоимости продуктов питания сказываются слабость рубля, а также ослабление валют торговых партнеров России», — прокомментировал он заявление российских производителей шаурмы.
Ранее производители шаурмы заявили о подорожании с сентября популярного фастфуда в среднем на 10−15 процентов. Главной причиной стало подорожание куриного мяса, которое еще в марте стоило 220 рублей за килограмм, а сейчас — 390 рублей. Таким образом, конечная цена на шарму может составить от 210 до 300 рублей, тогда как сейчас ее можно купить за 190−250 рублей.
Максим Чирков признал, что продуктовая инфляция в России очень существенна, однако судить о ней по удорожанию шаурмы было бы не совсем корректно: «Продуктовую инфляцию следует считать по всем основным компонентам изделия, а не только по куриному мясцу. В то же время, я хочу отметить, что другие составляющие этого фастфуда остались в пределах тех цен, к которым мы привыкли».
Собеседник «Свободной Прессы» обратил внимание, что в любых исследованиях, вроде «Индекса Биг-Мака», или «Индекса оливье», есть некое усреднение: «Не знаю, будет ли когда-то создан „Индекс шаурмы“, но надо учитывать не только стоимость мяса курицы, но и других составляющие. Там есть лаваш, а наши хлебопеки уже сообщили, что в ближайшее время нас стоит ожидать 10-процентное увеличение цен на хлеб. Но, согласитесь, десять процентов — это ниже, чем рост цены по курице. По большому счету, удорожание одного из компонентов, входящих в состав конечного изделия, повлияет на удорожание продукта существенно меньше, чем то, которое испытал один из продуктов».
Экономист уточнил, что в настоящее время общая инфляция выходит за рамки таргета в четыре процента, установленного Центральным банком: «Но с моей точки зрения, по сравнению с другими странами, ситуация в России достаточно стабильна. Надо понимать, что сейчас инфляция в мире разгоняется по всем странам, а в производстве продуктов питания есть серьезное влияние мировых тенденций экономики. Таким образом, разгорающийся кризис в странах Запада будет провоцировать инфляцию по всему миру, да и у нас, хотя, может быть, в меньшей степени — от этого фактора мы защищены из-за изоляции, которая произошла не по нашей инициативе. Тем не менее, этот фактор тоже будет давить, поскольку у нас во многих товарах импортные комплектующие».
Вместе с тем, по мнению эксперта, эти процессы должны стабилизироваться.
«С моей точки зрения, рубль будет восстанавливаться. Сейчас наша национальная валюта очень сильно недооценена. Потому, фактор дорожающего импорта в ближайшем будущем будет снижаться и, соответственно, цены на продукты питания должны прийти в норму», — выразил убежденность Максим Чирков.
Ранее экс-министр труда, заслуженный экономист России Сергей Калашников заявил, что идея увеличить материнский капитал не выглядит реализуемой, учитывая, что бюджет становится дефицитным.