Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Проблемы ЖКХ
15 декабря 08:10

Юрист объяснил, какие рычаги есть у регионов и центра для изменения ситуации в ЖКХ

174

Проблема в сфере ЖКХ, в частности с изношенностью коммунальной инфраструктуры, носит не только финансовый, но и структурно-управленческий характер. При этом повышение тарифов без системных изменений — это попытка залатать дыры в протекающем ведре, не меняя само ведро, сказал в беседе со «Свободной Прессой» главный юрист Юридического бюро «Палюлин и партнеры» Мамед Алиев.

Как правило, тариф покрывает текущую деятельность и срочный ремонт, но не формирует достаточно средств для полномасштабной замены сетей. Для этого нужны отдельные программы, дотации, займы. Зачастую даже если магистральные сети в порядке, изношенные внутриквартальные и внутридомовые сети (часто на балансе муниципалитетов или УК) сводят на нет все усилия. И рост тарифа РСО не решает проблему на этом участке.

«Еще на практике встречаются ситуации, когда внутридомовые сети оказываются бесхозяйными. В этом случае законодательство предусматривает специальную процедуру принятия их на учет, но фактически заявления заинтересованных лиц сводятся к формальным отпискам муниципалитетов, ответственных за постановку бесхозяйного объекта на учет, и перекладыванием ответственности на собственников помещений либо на РСО. Излишняя бюрократизация процедуры и бездействие должностных лиц приводят к тому, в связи с отсутствием содержания и обслуживания бесхозяйных объектов ЖКХ возникает реальная угроза аварий. При этом в отчетах подготовки к отопительному сезону он может фигурировать как исправный», — отметил собеседник издания.

Рычаги влияния есть, но их эффективность зависит от координации и объема финансирования. Так, у федерального центра — это государственные программы. Ключевой — федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры. Именно на него ссылаются, говоря о замене 50 тысяч километров сетей к 2030 году.

«Это мощный рычаг, но его масштабы, по оценкам экспертов, все еще отстают от общего объема износа. Проекты предусматривают предоставление регионам субсидий на софинансирование капитального ремонта сетей. Это главный финансовый стимул. Существует нормативно-правовое регулирование: ужесточение требований к энергоэффективности, правил технической эксплуатации, внедрение цифровых систем мониторинга (умные счетчики, датчики давления) для оперативного выявления потерь и аварий. Также есть возможность создания крупных, эффективных РСО, способных привлекать долгосрочные инвестиции», — пояснил Алиев.

Что касается рычагов субъектов, то, по словам юриста, это, в первую очередь, региональные инвестиционные программы — разработка и утверждение реалистичных программ модернизации, основанных на объективных данных об износе, а не на отчетности.

Второе — контроль за РСО и концессионными соглашениями. Регионы могут и должны использовать механизм концессионных соглашений, привлекая частных инвесторов к модернизации и эксплуатации сетей под гарантии возврата инвестиций. Также важен жесткий контроль за выполнением инвестиционных и ремонтных обязательств РСО.

Третье — административное давление и координация. Создание эффективных штабов по подготовке к осенне-зимнему периоду, координация действий между РСО, муниципалитетами и УК, оперативное превентивное устранение «узких мест». Контроль должен проводиться не для отчетности, а для понимания реальной картины износа коммунальной инфраструктуры.

Наконец, — работа с тарифом. Обоснованное тарифное регулирование, которое бы разделяло оплату текущих затрат и инвестиционную составляющую, внедрение механизмов стимулирующего тарифообразования за достижение целей по снижению потерь.

«У государства есть необходимые рычаги, а также понимание проблемы на высшем уровне (что подтверждается масштабными федеральными проектами). Ключевой вызов — в скорости и эффективности их применения. Для предотвращения коллапсов требуется беспрецедентная концентрация ресурсов, переход от политики „латания дыр“ к стратегии превентивной замены сетей и повышение ответственности как ресурсников, так и муниципалитетов за выполнение долгосрочных программ модернизации», — подчеркнул Алиев.

Ранее зампред комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева говорила, что всеобщего коммунального коллапса в ближайшее время в России случиться не должно.

Новости дня
Цитаты
Дмитрий Казаков

Член совета профсоюза "Учитель"

Виктор Данилов-Данильян

Научный руководитель Института водных проблем РАН

Фоторепортаж дня