
Сотрудники кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета запустили исследование по изучению специфических особенностей киберспортсменов высокого уровня. Доцент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Алексей Репетюк рассказал «Известиям», что в работе будет произведена оценка качества жизни и рисков для здоровья, связанных с длительным пребыванием за компьютером.
Начальник отдела развития хайтека и цифровых видов спорта Московского центра воспитательных практик Максим Залилов в интервью «Свободной Прессе» отметил, что если подобные исследования проводятся, вероятно, кто-то в них заинтересован. Но практическая польза и применимость на такой нерепрезентативной выборке сомнительны.
«В Москве из-за массовой релокации за рубеж профессиональных коммерческих киберспортивных клубов сейчас просто нет команд высокого уровня. Да и в России сейчас на уровне Tier1 успешно выступает, пожалуй, только якутская Hotu. Для полноценного исследования необходимо, чтобы в нем приняли участие, по крайней мере, 8 киберспортивных команд высокого класса», — заявил Залилов.
Завкафедрой киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия» Елена Скаржинская в беседе с «СП» уточнила, что качественные эмпирические исследования физиологии киберспортсменов в нашей стране успешно проводятся с 2013 года и любые попытки научного осмысления цифровых видов спорта можно только приветствовать. Однако в данном случае предлагаемая методология не вполне корректна как с точки зрения используемого понятийного аппарата, так и репрезентативности выборки.
«Во-первых, авторы исследования заявляют, что в нем принимали участие профессиональные киберспортсмены высокого уровня, а потом сами уточняют, что речь идет о командах уровня Tier2 и Tier3. Профессиональными киберспортсменами можно считать только тех, кто заключил контракты с киберспортивными клубами. Игроки высокого уровня — это те, кто участвуют в международных турнирах Tier1, например, составы Hotu. В нашей стране их сейчас очень немного, поскольку почти все профессиональные коммерческие киберспортивные клубы релоцировались за рубеж, чтобы избежать санкционных ограничений», — пояснил собеседник издания.
По ее словам, из оставшихся в РФ про-игроков никто в данном исследовании участия не принимает. Более того, авторы указывают, что многие его участники занимаются всего 5, 6 или 12 часов в неделю, а это явно не профессиональные игроки.
Сомнения вызывает и выборка. В исследовании принимают участие 35 киберспортсменов, играющих в шесть разных игр. Скаржинская уверена, что исследования должны выделять что-то специфическое в однородных группах одного уровня, иначе будут выявлены не закономерности, а случайный набор цифр.
«В процессе игры у киберспортсмена происходит адаптация к специфической нагрузке, и тогда у него проявляются специфические свойства, которые исследуют ученые. А если игрок не получил конкретную нагрузку, и не включились механизмы адаптации под нее, то и предмета исследования нет. Измерение разных показателей у игроков в разные игры просто не даст в итоге целостной картины», — подчеркнула эксперт.
Главный специалист Службы по развитию фиджитал-спорта Федерального центра подготовки спортивного резерва Дмитрий Штаненко сказал, что эмпирические исследования позволяют определить реальное влияние тех или иных факторов и процессов на деятельность в интересующей предметной области. Но если говорить об этом исследовании, то не совсем корректно утверждать, будто оно изучает здоровье профессиональных киберспортсменов, поскольку ни один профессионал, по данным авторов, в нем участие не принимал. Несмотря на это, исследование «вполне может стать неплохой отправной точкой и базой для дальнейшей научной работы», заключил собеседник «Свободной Прессы».
Ранее стало известно, что рекомендации для блогеров, утвержденные рекламной отраслью, могут в итоге оформиться в федеральный закон «О блогерах».