Как только сборная России на Олимпиаде-2016 берет золото, то даже непосвященному человеку становится понятно: очередную награду высшей пробы завоевали либо дзюдоисты, либо фехтовальщики. Так произошло и в очередной день Игр. Золотую награду завоевала мужская сборная по фехтованию на рапирах. Наша команда в финале переиграла французов - 45:41.
Теперь в копилке сборной России пять золотых наград. Три — в активе фехтовальщиков. Две — дзюдоистов. Но мастера татами свои выступления уже закончили, а у «мушкетеров» еще будут командные соревнования по женской сабле и мужской шпаге. Есть неплохие шансы на пополнение «золотого запаса».
Вытащили безнадежный финал. По-русски
Журналисты «СП» переживали решающие поединки вместе командой рапиристов в режиме он-лайн. Поэтому поподробнее расскажем, что же происходило.
Итак, в полуфинале командного турнира по фехтованию на рапирах сборная России выиграла у американцев со счетом 45:40. Сразу после этого журналисты «СП» позвонили главному тренеру сборной по фехтованию Ильгару Мамедову.
«СП»: — Поздравляем, с победой, выходом в финал и гарантированной медалью. Между финалом и полуфиналом перерыв в несколько часов. Останетесь в зале или отправитесь в Олимпийскую деревню?
- Спасибо за поздравления. Уже в автобусе и едем в наш промежуточный лагерь. Вы же знаете, в Олимпийской деревне мы постоянно не живем. У нас основная база находится в курортном месте Магаративо, примерно в 60 километрах от Рио. В Олимпийскую деревню заезжаем за сутки до соревнований, а затем уезжаем обратно. Мы иногда приезжали в деревню в промежутках между четвертьфиналами и полуфиналами в личных соревнованиях, и между полуфиналами и финалами в командных. Сейчас это как раз тот случай.
«СП»: — В команде четыре человека, но пока фехтовали трое…
— Действительно, пока выступали только Тимур Сафин, Алексей Черемисинов, Артур Ахматхузин. Наш запасной Дмитрий Жеребченко еще на дорожку не выходил.
«СП»: — Как будете готовиться к финалу?
— Ребята будут отдыхать, а мы — тренерский штаб — начинаем работать над «домашним заданием». Неожиданно в другом полуфинале французы победили итальянцев, причем с крупным счетом — 45:30. Думали, что итальянцы будут в финале. Теперь надо правильно построить тактику.
Ну а затем состоялся валидольный финал, в котором наши спортсмены сумели вырвать победу у французов со счетом 45:41.
После финала, который завершал Черемисинов, на фехтовальной дорожке образовалась куча-мала. На Черемисинова с разбега свалились Сафин и Ахматхузин. На пару секунд позже на них прыгнул Жеребченко. Еще через секунду подбежал тренер Стефано Чериони. Еще полсекунды и куча-мала увеличивается. Добавляется Ильгар Мамедов. Дальше все они разбегаются в разные стороны и начинают танцевать.
Не проходит и пяти минут, «танец с рапирами» еще не завершился, а «СП» звонит Ильгару Мамедову.
«СП»: — Тысячу поздравлений! Вытащить такой финал!
— Да уж. Финал складывался для нас очень драматично. Первый бой мы проиграли 1:5. Временами отставали на семь-восемь уколов. Но надежда умирает последней.
«СП»: — Верили в удачу и победу?
— Верили. И я, и старший тренер по рапире — итальянец, двукратный чемпион мира и двукратный чемпион Олимпийских игр Стефано Чериони, очень надеялись, что сможем переломить ситуацию.
«СП»: — Артур Ахматхузин сделал невозможное?
— Да. Артур выиграл свой микропоединок со счетом 10:3, и мы не только сравнялись в счете, а вышли вперед — 38:37. Мы очень правильно распределили спортсменов, четко определили, кто за кем выступает. Правда, французы сами нам немного помогли.
«СП»: — Как это?
— Они посчитали, что уже выиграли. Сделали замену. На дорожку вышел четвертый рапирист, чтобы тоже получить золотую медаль. И просчитались. Ставить его против Артура Ахматхузина было слишком самоуверенно. А Артур был великолепен. На заключительный бой мы поставили Алексея Черемисинова. И он не подвел. Свою лепту, конечно, внес и Тимур Сафин. И еще. В силу того, что в фехтовании идет ротация, то мы олимпийские чемпионы на ближайшие восемь лет. На следующих Играх командных соревнований по рапире не будет.
«СП»: — Если, конечно, Томас Бах, как глава МОК, и сам олимпийский чемпион в командной рапире не поменяет это правило, и не введет еще два командных вида в официальную программу Олимпиад.
— Что ж, тогда мы выиграем внеплановое «золото»!
Так что все получилось чисто по-русски. Создали себе трудности и героически их преодолели.
Двадцать лет спустя. Как у Дюма
Остается добавить два момента.
Первый: Ильгар Мамедов — двукратный олимпийский чемпион, и именно в командных соревнованиях рапиристов. После 1996 года, когда в последний раз сборная России выиграла олимпийский турнир фехтовальщиков, наши рапиристы не завоёвывали «золото». То есть победа была добыта 20 лет спустя! Совсем как в романе Дюма про мушкетеров. Только вот его соотечественники -потомки проиграли. Не надо пижонить и не уважать соперника. Тем более в финале Олимпийских игр.
Второй немаловажный момент: награждал наших рапиристов сам Томас Бах. А это, как говорится, дорогого стоит. Особенно на фоне того негатива, который царит вокруг нашей команды. И со стороны западных СМИ, и, увы, некоторых спортсменов.
Уступили только роботам-китаянкам
Отметим также тот факт, что наши девушки Анастасия Войнова и Дарья Шмелева в командном спринте в велосипедных гонках взяли серебро. Букмекеры определяли им место в первой тройке. Был ли шанс на золото? Теоретически — да. Но практически — нет. Китайский дуэт — настоящие монстры! В хорошем спортивном смысле этого слова. Своими впечатлениями сразу после финиша с «СП» поделилась Анастасия Войнова:
— Две моих мечты из трех исполнились сегодня. Первая: вышла в олимпийский финал. Вторая: обогнала австралийку Анну Мирс, которая долго была моим кумиром. Жаль, что проиграли в финале китаянкам. Это была третья мечта. Но соперницы фантастические секунды продемонстрировали во втором заезде — мировой рекорд! Мы с Дашей сделали все по максимуму, но китаянки были быстрее. Кстати, их тренирует наш бывший наставник француз Витю. Мы с Дашей потом к нему подошли, поздравили друг друга с наградами.
Теперь в активе сборной России 22 медали и седьмое место в неофициальном командном зачете. У идущей третьей Великобритании - 7 золотых наград. Кто сказал, что нельзя достать?