Уверены, что в ближайшие недели наш давний и хороший знакомый — наставник сборной России Ильгар Мамедов, как и его подопечные, будут в центре внимания. Не нужно быть оракулом, чтобы увидеть дальнейшую жизнь спортивных героев Олимпиады: прямые и не прямые эфиры на различных каналах ТВ, награды, звания, премии, встречи на самом высоком уровне. Победителей любят все. А сразу же после официального окончания соревнований фехтовальщиков наставник дал интервью «СП».
Мужик — сказал. Мужик — сделал
«СП»: — Ильгар, в принципе, многое было сказано во время самих Игр. Мы даже вместе с вами вели чуть ли не он-лайн репортажи, когда выступали девушки- саблистки и мужчины-рапиристы. Коллеги оценили. Не думаете всерьез журналистикой заняться? Тем более, что совместные репортажи оказались фартовыми. Мы золото брали.
— Спасибо за предложение, но пока профессию менять не собираюсь. Может попозже, когда останусь не у дел. Хотя у вас же тоже конкуренция будь здоров, не знаю, пройду ли отбор? А если серьезно, то хотел бы поблагодарить ваше издание за поддержку. Поверьте, это не дежурные слова. С репортерами «Свободной прессы» был на связи каждый день, знал, что люди действительно переживают. Тем более что контакт был еще дружеским, мы знали, что во вред друг другу не сработаем. Да и учитывая разницу во времени, понимаю, что журналистам приходилось работать ночами. Так что победе порадуемся вместе.
«СП»: — Команда и тренерский штаб уже порадовались. Вам пришлось расстаться с роскошной шевелюрой, поскольку заключили пари. Можно подробнее об этой истории?
— Действительно, сейчас голова у меня обрита. Тут вот в чем дело. Перед Играми, понятно, было жуткое волнение. И у спортсменов, и у тренеров. Наставники между собой определили некий «секретный план» — минимум две золотые награды. Чтобы разрядить обстановку и еще «подхлестнуть» спортсменов, сказал: если завоюем больше главных наград — побреюсь наголо. Но какой этот минимум, поначалу не озвучил. После третьего золота все стали меня подкалывать. Но я и не думал отказываться. Как говорится: мужик — сказал, мужик — сделал. Готов все время заключать подобные пари, если будет такой же результат.
На старые грабли не наступили
«СП»: — Понятно, что четыре золота — результат великолепный. Но вы говорите, что перед Рио было сильное волнение. А ведь выступление на чемпионате Европы-2016 было феерическим. Если мы не ошибаемся, то это самое лучшее выступление сборной России на первенствах континента. Кроме того, был выигран уже четвертый подряд чемпионат мира в командном зачете. То есть Россия ехала на Игры явным фаворитом.
— Можно три года подряд выигрывать все, что можно. И потерпеть поражение на Олимпийских играх. И все предыдущие успехи будут перечеркнуты.
Действительно, на первенстве Старого Света в польском городе Торунь мы завоевали половину золотого запаса. Из 12 видов оружия победили в шести. Но однажды, как раз это было в олимпийский год, на чемпионате Европы-2012, мы первенствовали даже в семи видах. А потом на Играх-2012 в Лондоне взяли только два «серебра»: Софья Великая в индивидуальной сабле и команда в женской рапире. Была еще одна бронза. Её завоевал Николай Ковалёв в сабле. Так что не хотелось повторения той истории. Слава богу, на старые грабли не наступили.
Был и еще один повод для волнения. На олимпийских турнирах в командных состязаниях проходит ротация. В 2016 году наступило время пропустить командные состязания мужчин-саблистов и женщин-рапиристок.
«СП»: — Жалко, это как раз «наши» виды, где мы обычно выигрываем.
— Да. Это действительно обидно. Подтверждение — чемпионат мира по фехтованию-2016. Он проходил 25−27 апреля в Рио-де-Жанейро. На турнире были разыграны награды в командных первенствах по фехтованию как раз на саблях среди мужчин и рапирах среди женщин. То есть в тех видах, которые не входили в программу нынешних Олимпийских игр. К слову, то первенство стало первым чемпионатом мира, прошедшим на территории Южной Америки. В обеих дисциплинах мы победили. У женщин чемпионками стали Инна Дериглазова, Аида Шанаева, Лариса Коробейникова, Аделина Загидуллина, а у мужчин Дмитрий Даниленко, Камиль Ибрагимов, Николай Ковалёв, Алексей Якименко. Можно сказать, заранее проверили и зал, и публику.
«СП»: — Кстати, каковы перспективы включения еще двух фехтовальных дисциплин в олимпийскую программу? Чтобы в программе было не 10, а 12 комплектов наград? Ведь нынешний президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах — фехтовальщик. В 1976 году он даже выиграл «золото» в рапире.
— Именно поэтому мы и смотрим в будущее с оптимизмом. Приятно, что президент МОК — бывший фехтовальщик. Идет целенаправленная работа в этом направлении. Очень многое делает президент Международной федерации фехтования (FIE) Алишер Усманов и генеральный секретарь FIE француз Фредерик Петрушка, который, кстати, выиграл золото на Олимпийских играх-1980 в Москве. Было подсчитано, что ни квоту (по-моему, общее количество мест фехтовальщиков - 220 человек), и даже количество дней, когда идут соревнования, можно не увеличивать. В личных соревнованиях допускаются по 32 спортсмена в каждом виде оружия, а в командных состязаниях по восемь команд.
«СП»: — То есть, если бы эти командные виды были в программе, у России было бы еще больше наград в фехтовании?
— Это можно только предполагать. Я уже приводил примеры выступлений перед Лондоном-2012. В большом спорте все может быть.
Люблю цифру тринадцать
«СП»: — Большинство спортсменов суеверны. Как вы отреагировали, что сборная России по фехтованию будет жить на 13-м этаже в Олимпийской деревне?
-Только положительно. Я лично обрадовался. К примеру, мой друг, фехтовальщик Дмитрий Шевченко родился 13 ноября. Но это не помешало ему стать и чемпионом Европы, и чемпионом мира, и чемпионом Олимпийских игр. Добавлю, что многим фехтовальщикам везет именно 13 числа. Командное золото в женской сабле, по местному времени также взяли 13 августа… А спортсмены действительно суеверны. Но нельзя же бояться собственной тени! Тем более что мы не жили в Олимпийской деревне. Нашли великолепное место в 75 километрах. В Олимпийскую деревню заезжали только накануне соревнований. В результате вся нервотрепка и суета, которая там обычно царит, прошла стороной.
«СП»: — Всегда интересовал вопрос, почему в фехтовании на шпагах, в отличие от рапиры и сабли, так часто побеждают не фавориты, а «темные лошадки»?
— Шпагой занимаются в мире чуть больше, чем другими видами оружия. В шпаге считают очки за обоюдные уколы, в отличие от рапиры и сабли. Шпага уникальна тем, что в этом виде оружия решают доли секунды. Это не значит, что в сабле и рапире можно все делать медленно. Просто в шпаге эти мгновения становятся еще ценнее. Скажем, шпажист встал не с той ноги, и у него чуть-чуть притупилась реакция. И все — проигрывает. И наоборот. В фехтовании на саблях и рапирах можно приготовить, так называемое «домашнее задание» и ему следовать в поединке. В шпаге это исключено. Именно поэтому в шпаге частенько выигрывают не признанные лидеры, а те, от кого этого меньше всего ждешь.
Моцарта и Тайсона из меня не вышло
«СП»: — Вы стали фехтовальщиком случайно. Хотя ваш папа и является президентом фехтовальной федерации Азербайджана…
— Из меня хотели сделать Моцарта. Или Бетховена. В пять лет, к радости моей мамы, стал перебирать по клавишам. Правда, сидеть за фортепьяно по многу часов в день мне удовольствия не доставляло. Хотелось все бросить и бежать во двор играть в футбол. Но бабушка и мама были уверены, что к музыке я отношусь очень серьезно. Когда мне было 10 или 11 лет, папа понял: Моцарта из меня не выйдет. И сказал: «Пойдем в секцию бокса».
«СП»: - Как отреагировали мама и бабушка?
— Заохали. Мама даже схватилась за голову: «Что?! Мальчика в мордобой?! У него такие тоненькие ручки…». Руки у меня действительно были тонкие. Я и сейчас не ширококостный. Но папа отрезал: «В боксе руки окрепнут. Там быстро становятся мужчинами». Так я стал боксером. По понятиям бокса был дистрофиком. Бокс мне понравился. Кстати, даже сейчас иногда провожу занятия с фехтовальщиками. Беру боксерские перчатки, показываю, как бить по боксерской груше. Для разнообразия. Считаю, что это помогает в фехтовальной тактике. Боксом занимался полтора года, потом перешел в фехтование. Мама и бабушка успокоились. Им фехтование было больше по душе. Фехтовальная секция была расположена в том же большом здании «Динамо». Я только с одного этажа перешел на другой.
Корейцы из кожи вон лезли
«СП»: — На своей первой и третьей Олимпиаде вы завоевали золотые награды. А на второй и четвертой даже не стали призером. Как это можно объяснить?
— На первые свои Олимпийские игры, в Сеул-88, попал, когда мне было 23 года. О медалях и не мечтал. За год до Игр на чемпионате мире был только одиннадцатым. Тренировался у знаменитого Марка Петровича Мидлера, двукратного олимпийского чемпиона. В сборной СССР готовился к соревнованиям вместе с многократным чемпионом мира Александром Романьковым. Сеул очень приятно вспомнить! Корейцы из кожи вон лезли, но наши хорошо «держали удар» в индивидуальных турнирах. А потом еще золото в команде взяли.
Что же касается 1992 года, то было очень обидно проиграть. У нас была очень сильная команда. Мы в последний раз представляли СССР. Прибыли в Барселону без флага и гимна. Но почти все считали себя именно представителями СССР. Мы переживали, что распалась страна. Верили, что все опять вернется, восстановится, воссоединится.
В 1996-м, в американской Атланте, тоже была сильная команда. Но таких сильных команд в тот раз было минимум восемь. В четвертьфинале выиграли у Венгрии — 45:43. В полуфинале соперниками были кубинцы. Шли очко в очко. Победили с разницей в один укол — 45:44. В финале нам противостояли поляки. Было, как на качелях. То мы вели в счете, то они. В какой-то момент показалось — все, приплыли. Они выигрывают со счетом 40:35. Но потом мы собираемся, и Дима Шевченко ставит победную точку 45:40!
Ну, а 2000 году я поехал на Игры в Сидней случайно. Уже практически закончил карьеру, решил стать тренером. Мне предложили контракт в Америке. Ждал визу. В самом конце 1999 года мне позвонил Мидлер. Попросил помочь сборной пройти отбор на Олимпийские игры в Сидней-2000. Так и попал на четвертые Игры. К моменту старта рапиристов и фехтовальщиков в копилке российской сборной были уже две золотые медали от шпажистов. Выиграли Паша Колобков в шпаге и команда девчат. Я тогда сказал своему другу Стасу Позднякову, саблисту, в будущем первому президенту Федерации фехтования России: «Нам тяжело будет. Русским все время побеждать не дадут». Так и вышло. Но я самого начала понимал, что это уже не моя Олимпиада. Как спортсмена. Теперь мое дело — воспитывать других. Что и продолжаю делать.
Справка «СП»
Ильгар Мамедов. Родился 15 ноября 1965 года. Окончил Азербайджанский государственный университет. Выступал за ЦСКА (Москва). Заслуженный мастер спорта. Чемпион Олимпийских игр 1988, 1996 годов в командном первенстве по фехтованию на рапирах. Чемпион мира 1989 года. Победитель Кубка Европы 1995, 1996, 1998, 2000 годов. Неоднократный чемпион СССР и России.
В настоящее время главный тренер сборной России по фехтованию, член судейской комиссии Международной федерации фехтования (FIE), председатель судейско-технической комиссии и член тренерского совета ФФР. В 2008 году окончил Дипломатическую академию МИД РФ. Подполковник запаса ВС России.