Александр Сокуров — советский, российский кинорежиссёр и сценарист, народный артист Российской Федерации (2004). Считается мэтром русского киноискусства. По решению Европейской киноакадемии, его имя включено в список лучших режиссеров мирового кино.
Александр Сокуров является заведующим кафедрой режиссуры кино и телевидения Института истории, филологии и СМИ Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова (с 2010). Кроме того, он член Попечительского совета эндаумента Государственного Эрмитажа.
Сакуров — член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Ранние годы и образование Александра Сокурова
Александр Николаевич Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвихе Иркутской области. В настоящее время этой деревни уже нет, так как в 1956 году ее затопило при заполнении Иркутского водохранилища.
Отец будущего режиссера был участником Великой Отечественной войны.
В связи с тем, что отец Александра Николаевича был военнослужащим, семья часто переезжала в разные гарнизоны, где приходилось служить отцу. Поэтому Александр начал учиться в Польской Народной Республике, а получил аттестат о среднем образовании в Туркмении.
Александр Сокуров окончил школу в 1968 году и поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета.
Получив в 1974 году диплом, Сокуров не стал педагогом, а внес существенные изменения в свое образование. Он решил связать жизнь с кино, поэтому в 1975-м поступил во ВГИК.
Там молодой человек начал посещать творческую мастерскую режиссуры научно-популярных фильмов под руководством Александра Згуриди.
Сокуров был отличником, за что и удостоился престижной стипендии им. Сергея Эйзенштейна. Бесспорно, полученное предыдущее историческое образование помогло Александру Николаевичу сдать экзамены экстерном и окончить ВГИК досрочно. Однако уже тогда будущего режиссера стали обвинять в формализме. Кроме того, его укоряли в антисоветских настроениях.
Карьера Александра Сокурова в кино
В начале своей кинематографической карьеры Александр Сокуров снимал короткометражные картины. Его дебютом стал фильм «Одинокий голос человека» (1978), основанный на произведениях Андрея Платонова. Но картину не приняло руководство института и призвало ее уничтожить.
Фильм сберег от уничтожения оператор Сергей Юриздицкий, подменив пленку и забрав оригинал. А творение Сокурова дожидалось своего признания еще 9 лет.
Между прочим, картина, которую хотели ликвидировать, стала номинантом и призером на нескольких кинофестивалях. Эта работа Александра Сокурова получила положительный отзыв от Андрея Тарковского, который в дальнейшем поддерживал начинающего коллегу. Он считал, что в этой работе Сокурова есть «странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные, несвязные». Но, несмотря на это, назвал режиссера гением.
Сначала Александр Сокуров хотел связать жизнь с «Мосфильмом», но его не устроили условия труда. Поэтому выбор Сокурова пал на «Ленфильм». По рекомендации того же Тарковского его туда зачислили в 1980 году. В 1981 Александр Николаевич стал режиссером трагического реквиема «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната».
С 1983 по 1986 годы Александр Николаевич снимал фильм «Скорбное бесчувствие». Это было прочтение пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
В 1984 году он стал автором короткометражного фильма «Жертва вечерняя», получившей приз Международной федерации кинопрессы на 15-м Московском международном кинофестивале и специальный приз памяти Андрея Тарковского. Но этот фильм тоже вышел на экраны с задержкой в три года.
Работы Сокурова подвергались критике, так как его творчество кардинально отличалось от предпочтений Госкино и государственных органов: вплоть до конца 1980-х ни одна работа режиссера не была допущена до зрительного зала.
В конце 1980-х ситуация изменилась: фильмы, которые не удостоились проката, были показаны широкой аудитории и представляли Россию на всевозможных фестивалях. В 1987 году «Бронзовый Леопард» кинофестиваля в Локарно получил фильм «Одинокий голос человека», тогда же у Сокурова была номинация на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие».
Далее Сокуров снял фильм по мотивам произведения Аркадия и Бориса Стругацких «Дни затмения». Эта картина получила приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа и номинацию на первом вручении «European Film Awards», позднее вошла в список 100 лучших за всю историю отечественного кинематографа по версии Гильдии кинокритиков России.
Далее в фильмографии Сокурова были фильмы «Спаси и сохрани», «Круг второй», «Камень». В 1994 году Александр Николаевич представил зрителям экзистенциальную драму «Тихие страницы».
Затем Александр Сокуров снял документальный фильм про жизнь и творчество японского писателя Тосио Симао. Эта картина была отснята по заказу телевизионного канала Страны восходящего солнца.
В 1999 году у Сокурова вышел художественный фильм «Молох». Это была первая картина из так называемой «тетралогии власти». В этом фильме его героем стал Адольф Гитлер, которого сыграл актер Леонид Мозговой.
Продолжением тетралогии в 2000 году стала драма «Телец». Главная роль и на этот раз досталась Леониду Мозговому — он сыграл Владимира Ильича Ленина в последние годы его жизни. Картина получила премию «Ника» в 7 номинациях, в том числе за лучшую режиссерскую работу. Следующий фильм серии под названием «Солнце» Сокуров посвятил японскому императору Хирохито.
В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный орден Восходящего солнца с золотыми лучами. На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией «земель, принадлежавших японскому народу».
Экспериментальным проектом режиссера стала лента об истории Зимнего дворца «Русский ковчег», снятая единым дублем без использования монтажа.
В 2009-м Александр Николаевич представил зрителям документальный фильм «Читаем блокадную книгу», в котором участвовали Олег Басилашвили, Ольга Антонова и Иван Краско.
Сокуров открыл свою мастерскую сначала на кафедре кино и телевидения КБГУ в Нальчике, а затем и в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения.
В этот период режиссер снял последнюю, 4-ю часть тетралогии — фэнтези-драму «Фауст». Эта картина удостоилась нескольких престижных премий, среди которых был и «Золотой лев».
Затем Александр Николаевич пополнил свою фильмографию картиной «Франкофония» совместного производства Франции, Германии и Нидерландов. В 2015 году режиссер представил ее на Венецианском кинофестивале. В снятой в документально-игровом формате ленте Сокуров сам выступил рассказчиком.
В 2018 году режиссер стал участником документального фильма «Молния бьет по высокому дереву», посвященному 100-летию со дня рождения известного российского писателя Александра Солженицына.
Общественная позиция и политические взгляды Александра Сокурова
У Сокурова свои взгляды на российскую политику.
«Я верю, что положение в России можно изменить и сверху. И хорошо бы начать сверху, если во главе государства становится человек с абсолютно гуманитарной программой, абсолютно гуманитарным сознанием», — говорил Сокуров «Фонтанке».
Помимо этого, Александр Николаевич высказался по поводу конфликта с Украиной: по его мнению, украинцы — это самобытный народ, имеющий право претендовать на отдельное государство.
На парламентских выборах 2016 года Сокуров возглавлял петербургский список партии «Яблоко», при этом оставаясь беспартийным.
Википедия сообщает, что в феврале 2017 года Александр Сокуров сказал, что российские политические комментаторы, а также сотрудники российского телевидения и радиовещания рано или поздно предстанут перед Гаагским трибуналом, поскольку они «являются провокаторами, которые во время пожара разбрасываются спичками».
29 марта 2017 года, получая премию «Ника» в номинации «За честь и достоинство», Сокуров произнёс речь, часть которой была посвящена школьникам и студентам, вышедшим на акции протеста. Сокуров говорил о необходимости для власти вести диалог с молодыми людьми и о недопустимости «гражданской войны» с ними, а также выступил за освобождение осужденного по обвинению в терроризме украинского режиссера Олега Сенцова.
В 2018 году Сокуров стал членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
В 2019 году лидер КПРФ Геннадий Зюганов в соцсетях ответил Александру Сокурову, который во время встречи президента РФ Владимира Путина с членами Совета по правам человека раскритиковал губернатора Иркутской области Сергея Левченко.
Как отметил Зюганов, Сокуров «сообщил президенту фактически ложную, клеветническую информацию о состоянии дел по устранению последствий наводнения в Иркутской области».
Скандалы с Александром Сокуровым
В 2021 году в ходе встречи российского президента с Советом по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Сокуров сказал Путину, что республики Северного Кавказа якобы стали националистическими, и предложил «отпустить» тех, кто не хочет входить в состав России. Путин ему возразил, сказав, что в России никто не хочет сепаратизма.
«Дагестан — это многонациональная республика. Что предлагаете? Разделить весь Дагестан или Карачаево-Черкесию? У нас 2000 территориальных претензий по стране. Дорогой Александр Николаевич, вы хотите повторения Югославии на нашей территории?», — спросил Путин у Сокурова.
Кроме того, глава государства пригласил режиссера к себе, отметив, что тот затронул «очень тонкие вещи» и он готов лично «с удовольствием подискутировать».
«Если он повторит предложение, то почему бы и нет. Надо встретиться нам — это прекрасно. Если президент считает, что нам есть что обсудить, то надо встретиться. Интересно будет послушать его, что на самом деле он думает по поводу того, что я говорил, потому что мне показалось, что Владимир Владимирович неправильно меня понял во многих вопросах», — цитировало Сокурова РИА Новости.
Личная жизнь Александра Сокурова
Сокуров не женат, у него нет детей.