Хаяо Миядзаки — японский режиссер-аниматор, имеет культовый статус в мировой мультипликации. Вместе с Исао Такахатой основал анимационную студию Studio Ghibli, на которой выпущено большинство его фильмов. Миядзаки чаще всего работал в жанрах фэнтези («Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке»), детской сказки («Мой сосед Тоторо», «Рыбка Поньо»), стимпанка («Лапута», «Ходячий замок») и магического реализма («Порко Россо», «Ветер крепчает»). Он снимал мультфильмы как для взрослых, так и для детей, отличающиеся яркой и детальной рисованной картинкой, и частыми обращениями к японскому фольклору, нередко с антивоенным или экологическим подтекстом.
Ранние годы и образование Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки (яп. 宮崎 駿) родился 5 января 1941 года в квартале Акэбоно-те в районе Бунке-ку (Токио, Японская империя). Он был вторым из четырех братьев в семье, где царила атмосфера инженерного творчества.
Его отец — Кацудзи Миядзаки (1915−1993) — занимал пост директора компании Miyazaki Airplane, выпускавшей детали для самолетов A6M Zero. Этот семейный бизнес обеспечивал достаток и сыграл ключевую роль в формировании интереса Хаяо к авиации, который позже отразился в его творческих работах.
Мать — Есико Миядзаки (1911−1983) — была начитанной женщиной с сильным характером. Она долгое время страдала от туберкулеза позвоночника, что потребовало постоянных переездов семьи между 1947 и 1955 годами. Эти обстоятельства, как и ее философский подход к жизни, также оказали глубокое влияние на формирование личности Миядзаки.
Детство Миядзаки пришлось на годы Второй мировой войны. В 1944 году, когда ему было три года, семья была эвакуирована в Уцуномию, а после бомбардировки этого города американскими войсками переехала в Кануму. Такие события оставили след в мировоззрении будущего режиссера, что проявилось в антивоенной тематике многих его фильмов.
Уже в детстве Хаяо начал интересоваться мангой. Манга в форме, в которой она существует в настоящее время, начала развиваться после окончания Второй мировой войны, испытав сильное влияние западных традиций. Однако манга имеет глубокие корни в раннем японском искусстве. В Японии мангу читают люди всех возрастов, вдохновляясь работами Тэцудзи Фукусимы, Содзи Ямакавы и Осаму Тэдзуки.
Однако ранние попытки рисования Хаяо Миядзаки не удовлетворяли его ожидания. Он считал недопустимым копировать стиль Тэдзуки, стремясь развить индивидуальный подход.
Школьные годы Миядзаки были связаны с частыми сменами учебных заведений. Он начал обучение в Уцуномии, позже переехал в Сугинами, где окончил начальную школу Эйфуку. Среднее образование Хаяо Миядзаки получил в школе Омия, а старшее — в школе Тоетама. В старших классах Хаяо окончательно определился с выбором карьеры. В 1958 году он посмотрел анимационный фильм Hakujaden («Легенда о белой змее»), который стал переломным моментом в его жизни. Также сильное влияние оказал фильм Льва Атаманова «Снежная королева».
В 1962 году Хаяо Миядзаки поступил на факультет политики и экономики Университета Гакусюин, который окончил в 1963 году. Во время учебы он стал членом клуба по изучению детской литературы, где исследовал произведения западных авторов, что расширило его творческий горизонт. В свободное время Хаяо Миядзаки продолжал рисовать.
Начало карьеры Хаяо Миядзаки
После окончания Университета Гакусюин в 1963 году Хаяо Миядзаки устроился на работу в анимационную студию Toei Animation на должность фазовщика*. Его первой работой стал анимационный фильм Wan Wan Chuushingura. Параллельно он принимал участие в создании сериала Okami Shonen Ken, первого анимационного телепроекта студии Toei.
В эти годы талант Миядзаки стал привлекать внимание руководства. Работая над фильмом Gulliver no Uchuu Ryokou («Космические приключения Гулливера»), он проявил себя не только как аниматор, но и как новатор. Ему доверили переписать финал картины, что стало редким случаем для молодого специалиста.
Ключевую роль в профессиональном становлении Миядзаки сыграли мастера Ясудзи Мори и Ясуо Оцука, которые обучали его навыкам анимации. Ясуо Оцука в дальнейшем стал его наставником, поддерживая в стремлении к оригинальности и вниманию к деталям.
В Toei Миядзаки познакомился с Исао Такахатой, который стал его другом и соратником. Вместе они организовали профсоюз молодых аниматоров. Под их руководством профсоюз отстаивал права работников, боролся за улучшение условий труда и справедливую оплату. Эти усилия принесли Миядзаки известность как активного и неравнодушного профессионала, но также осложнили его отношения с руководством.
Одним из важнейших этапов ранней карьеры Миядзаки стало участие в создании фильма Taiyo no Ouji Horus no Daibouken («Принц Севера») под руководством Исао Такахаты. В этом проекте он выступил главным раскадровщиком. Несмотря на то, что фильм был снят с проката вскоре после премьеры, он получил признание как один из значимых шагов в истории японской анимации.
В 1969 году Хаяо Миядзаки опубликовал свою первую мангу под названием Sabaku no Tami («Народ пустыни») под псевдонимом Сабуро Акицу. Манга была вдохновлена работами Тэцудзи Фукусимы, что стало отражением его продолжающегося поиска индивидуального художественного стиля.
К началу 1970-х годов Хаяо Миядзаки стал одним из ведущих аниматоров студии Toei, проявляя себя как универсальный профессионал с яркой креативной энергией. В этот период он накопил богатый опыт, который в дальнейшем позволил ему выйти за пределы традиционной анимации и создавать уникальные, глубокие произведения.
В июне 1985 года Миядзаки, Такахата, Токума, Судзуки основали Studio Ghibli.
После в его послужном списке стали появляться фильмы, которые зрители приняли очень тепло.
В 1986 году произошел выпуск первого фильма студии «Небесный замок Лапута». В 1988 году — релиз фильмов «Мой сосед Тоторо» и «Могила светлячков» укрепили финансовое положение студии.
В 1989 году Миядзаки взял на себя режиссуру фильма «Ведьмина служба доставки».
Далее последовали «Порко Россо» (1992), «Принцесса Мононоке» (1997). Именно «Принцесса Мононоке» становится первым анимационным фильмом, удостоенным премии Японской киноакадемии. Это первый проект Studio Ghibli, получивший широкую известность за пределами Японии, включая США.
В том же 1997 году Миядзаки ушел из Studio Ghibli с намерением заниматься некоммерческими проектами.
В 1999 году Studio Ghibli выпустила музыкальное видео «On Your Mark», которое привлекло внимание за границей благодаря экспериментальной анимации.
В 2001 вышли «Унесенные призраками», ставшие всемирным хитом и получившие «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале-2002 и «Оскар» в 2003 году.
В 2000-е годы Миядзаки продолжал работы над проектами, принесшими мировой успех, включая участие в кинофестивалях и признание критиков.
В сентябре 2001 года Studio Ghibli объявила о начале работы над фильмом «Ходячий замок» по мотивам одноименного сказочного романа английской писательницы Дианы Уинн Джонс. Studio Ghibli возобновила работу над фильмом только через шесть месяцев. Дальнейшую режиссерскую работу проделал Миядзаки. В 2004 фильм получил награду «Золотая Озелла» 61-го Венецианского кинофестиваля, а также номинировался на премию «Оскар».
В 2005 году Миядзаки был удостоен награды «Золотой лев за вклад в мировой кинематограф» 62-го Венецианского кинофестиваля.
В 2006 году студия выпустила фильм по мотивам романов Урсулы Ле Гуин о Земноморье. Миядзаки пытался получить разрешение на использование ее произведений еще раньше, однако теперь на студии решено было поручить создание картины его старшему сыну Горо, для которого «Сказания Земноморья» стали режиссерским дебютом. Отец и сын находились в крайне натянутых отношениях на протяжении работы над картиной, а Ле Гуин выразила разочарование конечным результатом.
Миядзаки разрабатывал дизайны обложек для нескольких манг, включая A Trip to Tynemouth, которую также редактировал.
Свой следующий фильм, «Рыбка Поньо на утесе», он начал создавать в мае 2006 года. Изначально аниме создавалось по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена «Русалочка», но в процессе работы обрело собственную концепцию.
В ноябре 2012 года Studio Ghibli анонсировала начало работы над фильмом «Ветер крепчает».
Премьера фильма состоялась 20 июля 2013 года. «Ветер крепчает» был удостоен премии «Анимация года» на 37-й церемонии вручения премии Японской киноакадемии. Фильм также номинировался на «Оскар».
На пресс-конференции в Токио в сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля, в конкурсной программе которого участвовала картина «Ветер крепчает», Миядзаки заявил о завершении своей карьеры в качестве режиссера.
В ноябре 2014 года он был награжден премией «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
14 ноября 2016 года стало известно, что Хаяо Миядзаки объявил о своем возвращении.
С 2016 года Миядзаки работал над полнометражным мультфильмом «Мальчик и птица» (другое название «Как поживаете?»), который планировал завершить до начала Летних Олимпийских игр 2020 года в Токио, однако картина вышла в кинопрокат лишь 14 июля 2023 года. Мультфильм был показан и в России.
Мультфильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» в 2024 году завоевал премию «Оскар» как «Лучший полнометражный анимационный фильм».
Взгляды Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки часто критиковал представителей аниме-индустрии, утверждая, что при рисовании людей они не придерживаются реализма. По его словам, аниме «создаются людьми, которые не видят других людей».
По его мнению, чтение манги — сугубо личное дело.
На протяжении многих лет политическая его позиция насчет участия США в мировых конфликтах, а также вклада страны в глобализацию американской культуры оставалась непоколебимой.
«Сколько людей погибает в результате нападений в Афганистане? Вы не знаете, какими вас видят в такой стране, как Америка», — утверждал Миядзаки.
Личная жизнь Хаяо Миядзаки
В октябре 1965 Миядзаки женился на коллеге Акэми Оте. У них родилось двое сыновей: Горо (1967) и Кэйсукэ (1969).
Сам Хаяо Миядзаки признавал, что в дальнейшем он старался создавать такие анимационные фильмы, которые в первую очередь понравятся его детям. Старший сын снял три полнометражных анимационных фильма: «Сказания Земноморья» (2006), «Со склонов Кокурико» (2011) и «Ая и ведьма» (2020), а также аниме-сериал «Рони, дочь разбойника» (2014) по сказке Астрид Линдгрен. Младший — резчик по дереву, одна из его работ использована в «Шепоте сердца».
* Художник-фазовщик — профессия, связанная с созданием промежуточных фаз движения героя мультфильма между компоновками. Художник-фазовщик при создании фаз должен учитывать характер движения заданный художником-мультипликатором в ключевых кадрах (компоновках).