Рената Литвинова

Актриса, режиссер и киносценарист

На фото: актриса, режиссер и киносценарист Рената Литвинова
На фото: актриса, режиссер и киносценарист Рената Литвинова (Фото: Dmitry Golubovich/Russian Look/Global Look Press)

Рената Литвинова — советская и российская актриса, режиссер и киносценарист, телеведущая. Зрителям она запомнилась, в первую очередь, своим уникальным стилем и своеобразной манерой поведения. Рената Литвинова — Заслуженная артистка РФ (2003), лауреат Государственной премии России (2002), двукратный Лауреат открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» (1994, 2006).

Детство и образование Ренаты Литвиновой

Рената Муратовна Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве.

Отец — Мурат Аминович Вергазов — работал врачом. По происхождению принадлежал к древнему княжескому татарскому роду, известно из биографии Ренаты Литвиновой в Википедии.

Мать — Алиса Михайловна Литвинова — также работала врачом, челюстно-лицевым хирургом. Однако вскоре после рождения дочери семья распалась, и матери приходилось много работать, чтобы обеспечить себя и дочь. Рената скучала по отцу, и стеснялась перед подружками, что родители расстались. В одном из интервью она говорила: «Когда ко мне приходили какие-нибудь подружки, я вешала в прихожей или мужскую кепку, или пальто, чтобы они думали, что у меня есть отец».

Рената росла самостоятельной девочкой. Она посещала Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (ЦМШ) по классу фортепиано. Девочка была высокой и переживала по этому поводу, потому что сверстники дразнили ее «Останкинской башней». Кстати, в интервью Владимиру Познеру Рената заявила, что у неё было одинокое детство, и школа вспоминается с отвращением. После занятий девочка всегда торопилась домой, подальше от учеников и учителей, к любимым книгам.

В детстве Рената Литвинова много читала, причем все подряд. Ну, а больше всего любила Николая Гоголя и мамину Большую медицинскую энциклопедию. «Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например „Шизофренический бред“… Вот все это я обожала изучать». Кроме того, девочка писала маленькие рассказы для себя. И еще, благодаря матери, она полюбила кино. Алиса Михайловна очень любила кино и всегда брала дочь в кинотеатр на вечерние сеансы.

В 1984 году Рената окончила школу и решила подавать документы на сценарный факультет ВГИКа. Экзамены в институте принимал сценарист Евгений Габрилович. Он сразу выделил Ренату из огромного количества абитуриентов, и девушка без труда поступила с первого раза.

Как сообщается в биографии Ренаты Литвиновой на сайте «Узнай всё», руководитель курса драматург Исай Константинович Кузнецов вспоминал: «Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться».

На младших курсах Литвинова стала экспериментировать со своей внешностью: она сильно выбеливала лицо, пользовалась бордовой помадой и носила накладные ресницы. Холодную маску венчал образ неразговорчивой и высокомерной девицы, который она себе придумала. За внешний вид ее прозвали «Гейшей».

Карьера сценариста, режиссера и актрисы Ренаты Литвиновой

После института Рената прошла стажировку в объединении Сергея Соловьева «Круг». Первый же сценарий «Нелюбовь» понравился руководителю, и картина с одноименным названием вышла в 1991 году.

В 1992 году вместе с Глебом Алейниковым Рената Литвинова работала над сценарием к фильму «Трактористы-2», однако вышедшая на экраны лента осталась незамеченной зрителями. Потом режиссер Кира Муратова пригласила Литвинову сыграть в ее драме «Увлеченья». Ренате досталась одна из главных женских ролей картины — медсестра Лилия, мгновенно зарекомендовавшая Литвинову как оригинальную, самобытную актрису.

Рената рассказывала, что никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Она всегда отказывалась, когда ее звали сниматься. Но отказать Кире Муратовой для нее было невозможно. Это был актерский дебют.

Потом сотрудничество Муратовой и Литвиновой продолжилось. В 1996 году режиссер взялась за фильм по дипломному сценарию Литвиновой, который рассказывал о жизни женщины средних лет, ищущей спасение от беспросветного одиночества в детских воспоминаниях. Чуть позже Рената написала сценарий для одной из новелл киноальманаха «Три истории», а также исполнила в ней главную роль, сыграв девушку по имени Офа, которая по непонятной причине ненавидит всех вокруг. Работая в архиве больницы, она отслеживала судьбы детей, от которых отказались родители. Фраза ее героини «Этой планете я поставила бы ноль» моментально пошла в народ.

Одной из самых сильных литературных работ Ренаты Литвиновой стала повесть «Обладать и принадлежать» — история о двух девушках, одна из которых глухая, мечтающих уехать в страну глухих, где царит справедливость. Прочитав ее, режиссер Валерий Тодоровский снял свою четвертую картину — драму «Страна глухих» с Чулпан Хаматовой и Диной Корзун.

Большой успех к Ренате пришел после премьеры сериала «Граница. Таежный роман» Александра Митты. Актриса воплотила образ гарнизонного медработника Альбины Ворон — женщины с тонкой, чувствительной и экстравагантной натурой. Создавалось впечатление, что роль писали специально для нее.

Пик творчества союза Литвиновой и Киры Муратовой пришелся на 2004 год — именно тогда свет увидела трагикомедия «Настройщик». На два с половиной часа экранного времени ее зрители погружались в исследование психологических мотивов, побудивших простого студента консерватории на изящную криминальную аферу. В этом кино Рената Литвинова впервые показала поцелуй. Она не раз отмечала, что ни разу не видела правдивого поцелуя в кино, а потому решила продемонстрировать его сама.

В том же году вышел фильм «Богиня. Как я полюбила» — Рената Литвинова была его режиссером, сценаристом и ключевой актрисой.

Были и другие интересные роли Ренаты Литвиновой — Тата из «Мне не больно» Алексея Балабанова, Зоя из драмы «Жестокость», Алла из экранизации романа Виктора Пелевина «Generation П».

В 2017 году Рената Муратовна стала режиссером спектакля МХТ им. Чехова «Северный ветер». До этого Литвинова только выступала в качестве актрисы в постановках «Вишневый сад», «Шага», «Свидетель обвинения». В центре сюжета — празднование нового года небольшим семейством, время действия, представленное на сцене — 50-е годы. Музыку к спектаклю написала подруга Ренаты — Земфира, а художником по костюмам стал дизайнер Гоша Рубчинский.

Личная жизнь Ренаты Литвиновой

Рената Литвинова была замужем дважды. С первым мужем кинопродюсером Александром Антиповым Литвинова прожила один год. Молодой режиссер из Питера, Александр Антипов, обратил внимание на красавицу в необычном образе во ВГИКе.

В 2001 году Рената вышла замуж за бизнесмена Леонида Добровского, от которого родила дочь Ульяну Добровскую. Через пять лет семья распалась, известно из биографии Ренаты Литвиновой в Википедии.

Как сообщается в биографии Литвиновой на сайте «Узнай всё», с 2006 года не утихают слухи об ориентации актрисы. Тесная дружба, которой связаны Литвинова и Земфира, постоянно вызывает обсуждения в прессе. Поговаривали даже, что якобы артистки сыграли свадьбу в Швеции, где разрешены однополые браки. Сама же кинодива называет Земфиру близкой подругой и соратницей, не более. А авторам скандальной публикации Рената пригрозила судебным разбирательством.

Земфира тоже поделилась новостями о своей личной жизни во время неформального общения с поклонниками, в частности, развеяв слухи о любовных отношениях с актрисой и режиссером Ренатой Литвиновой.

«То, что вам хочется видеть как каминг-аут, невозможно по многим причинам. Я очень люблю Ренату, это мой самый близкий человек и самый лучший друг. При этом у нее есть мужчина, отец ее дочери, человек, которого я очень сильно уважаю. Вы что-то там себе напридумывали, но реальность совершенно иная», — написала певица в официальном паблике «Вконтакте».

«Рената — уникум. Это другое — больше, чем талант. Рената — мое все, и меня бы не было без нее», — также отметила Земфира.

После пьяного ДТП Ефремова Рената Литвинова посетила квартиру Михаила, сообщали в новостях. Объясняя цель своего визита, актриса сообщила о том, что является крестной дочери Михаила Ефремова и, что лично с ним не общалась.

«Я не видела Мишу в этот день, я привезла свою крестницу и его дочку Анну-Марию повидаться к папе. Я поддержала Соню — его жену. И буду, конечно, принимать участие и помогать Анне-Марии дальше. А она повидалась с папой, когда он вернулся с допроса, поддержала его. Он ее отец, она его любит», — цитировала слова Литвиновой газета «Взгляд».

Помимо этого, она рассказала, что родственникам Ефремова в настоящее время очень тяжело из-за случившегося, а их дом осаждают любопытствующие.

«Под домом толпы журналистов и просто неадекватных личностей с наведенными телефонами, которые буквально одержимы преследованием его семьи», — сказала актриса.