В преддверии саммита в Давосе международная благотворительная организация Oxfam представила данные своего очередного исследования о социальном расслоении в мире. Согласно выводам Oxfam, в 2009 году один процент человечества владел 44% процентами мировых богатств, в 2014-м — уже 48%. По прогнозам организации, в следующем году один процент будет контролировать уже более половины всего глобального богатства. При этом уже сегодня на 80% жителей планеты приходится только 5,5% мировых материальных накоплений.
Социальное расслоение в мире росло всю вторую половину XX века. Но, как известно, от разрастания пропасти между богатыми и бедными находится в прямой зависимости рост социальной напряженности. Значит, в ближайшее время человечество столкнется с различными потрясениями. Войны, революции — неизбежный итог нынешней политики мировой олигархии.
Но встает вопрос, под какими лозунгами человечество будет бороться за более справедливое мироустройство? В первой половине XX века широкие массы во всём мире были охвачены коммунистической идеологией. Сейчас она не имеет существенной поддержки даже во многих постсоветских государствах. Там же, где компартии занимают видное место в политическом процессе, пропагандируемая лидерами партий идеология мало похожа на то, о чем писали Маркс и Ленин. Есть желание жить по заветам классиков марксизма в КНДР, на Кубе, в Венесуэле. Но эти страны не определяют мировую повестку дня.
Правда, как говорят многие ученые, марксизм просто логичным образом трансформировался, и социалистические идеи находят своих многочисленных поклонников и свое воплощение в разных частях света. Некоторые даже приводят в качестве примера социалистических стран вполне себе капиталистические Швецию и Норвегию. Кто-то обращает внимание на стремительно развивающийся Китая, где компартия у власти.
В то же время растет в мире движение, которое не использует марксистский подход к изучению общества, но выступает за социальную справедливость. Это движение — политический ислам. О необходимости перераспределения глобальных богатств по новым принципам, с учетом интересов сотен миллионов обездоленных, говорят лидеры Ирана, Саудовской Аравии. Не секрет, что даже самые радикальные движения исламского толка на Ближнем Востоке или на Северном Кавказе вербуют своих сторонников именно благодаря обещаниям построить справедливое общество, так называемый «всемирный халифат», который будет жить в соответствии с законами Всевышнего.
Единственно, практика некоторых радикальных движений по госстроительству выглядит еще менее привлекательной, нежели опыт сталинского СССР. Вряд ли кто-то из Юго-Восточной Азии или Латинской Америки, а тем более из числа малоимущих в Европе и Северной Америки хотел бы жить при власти талибов или «Исламского государства"*.
Можно рассчитывать, конечно, и на «третий путь». Что представители того самого одного процента сверхбогатых вдруг одумаются и решат поделиться своими накоплениями со всеми остальными.
Какой вариант развития глобальных событий наиболее вероятен?
Председатель Исламского комитета России и член координационного совета «Левого фронта» Гейдар Джемаль полагает, что современная глобальная классовая борьба будет идти именно под знаменами ислама:
— Во-первых, думаю, что данные организации Oxfam сильно занижены. В частности, американские специалисты еще в 1970 году говорили, что один процент человечества владел 40% мировых богатств, сегодня можно говорить о 80% богатств, сосредоточенных в руках 1%. Во-вторых, небольшой короткий период, в 1990-х и начале 2000-х, в стане Запада существовал социальный феномен под названием «средний класс». Правящим кругам тогда удалось внушить широким массам мысль, что всё общество имеет одни цели, как повышение всеобщего благосостояния, и от последнего бомжа до Сороса все заинтересованы в этом. Но сегодня средний класс уходит в небытие, и база такой наивной «хомячковой» идеологии тоже начинает рушиться. Мы возвращаемся к классовому противостоянию, но на новом этапе.
В-третьих, классовая борьба всегда шла под религиозными лозунгами. Только в короткий период, когда появилось Просвещение, французский социализм и потом — интегрирующий эти течения марксизм, с социальной борьбы были сняты религиозные одежды. Было объявлено, что борьба идет под знаменем распределительной справедливости.
Но протест на базе распределительной справедливости обанкротился, и возвращается классовая борьба под религиозными лозунгами, какой она была в Средневековье и в Античности. Центром этой борьбы всегда была монотеистическая аврамическая традиция. Иудаизм бросал вызов установленному мировому порядку, христианство было религией справедливости и религией бедных. Ислам изначально декларирует борьбу против системы. В Коране сказано, что все правители установлены Всевышним в качестве преступников, которые интригуют во имя своей власти.
Сегодня на место марксизма приходит политический ислам, который ставит перед собой глобальную задачу сокрушения мировой системы, где немногие контролируют планету во имя абсолютного зла, всемирного отчуждения и дегуманизации человечества.
«СП»: — Может ли политический ислам охватить значительную часть человечества, ведь есть христианский Запад, самобытные культуры Индии и Китая?
— Мусульмане — это всего лишь четверть человечества. Но стоит учитывать, что Запад перестал быть христианским, он скорее постхристианский. Даже если говорить о консервативно-аристократических верхах. Поэтому мы спокойно можем списать западное христианство из той силы, которая контролирует миллионы в широких низах.
В Китае и Индии живут огромные массы. Но они политически и идеологически стали периферией человечества. Основной конфликт идет между либерализмом, у которого штаб-квартира в США, и — политическим исламом, который бросает вызов либерализму, как радикальная доктрина справедливости. Есть два полюса — Запад и «Большой Ближний Восток», который находится всюду. Ведь есть мусульмане и в Китае, а в Индии их более 300 миллионов, то есть больше, чем в любой мусульманской стране или всё население Штатов. Есть мусульмане среди французов, англичан и немцев. Они — некая универсальная всемирная диаспора. Им противостоит либерализм, который своей демагогией прикрывает контроль одного процента над 80% мировых богатств.
Да, есть китайцы и индийцы. Но они точно такая же сила как, скажем, пролетариат на Тайване или в Индонезии. Но он ничего не решает. Даже если пролетариат совершит пролетарскую революцию на Тайване, то это не изменит мировой истории, как это было возможно в XIX веке. Многие страны могут быть мировой кузницей, производящей массу продуктов, но в духовном смысле они не участвуют в главной конфронтации сегодняшнего дня. С одной стороны есть безрелигиозный и циничный либерализм, с другой — политический ислам, который приходит на смену марксизму.
«СП»: — Если гипотетически представить, что политический ислам будет распространять свое влияние, то каким будет образ будущего мира? Есть опасения, что женщинам запретят учиться, а всем — даже играть на музыкальных инструментах.
— Мы знаем, что эти страшилки не работают. В Саудовской Аравии, которой пугают маленьких детей, женщины учатся, работают и в целом чувствуют себя весьма комфортно.
Не надо смешивать политический вызов ислама и жизнь под эгидой ислама в условиях военного времени в тех местах, где он взял ситуацию под контроль. Ведь странно говорить о советском социализме и брать в качестве образца прифронтовую полосу 1942 года.
Ислам делает ставку не на победу пролетариата и построение бесклассового общества, о чем говорит марксизм. Ислам — это религиозная доктрина, которая исходит из конечности мира, то есть из эсхатологического финализма. Есть некий исторический сюжет, который закончится приходом Мессии и Страшным судом. До этого момента будет продолжаться борьба между двумя мировыми правительствами: мировым правительством господ и альтернативным правительством, которое противостоит правительству господ. Поэтому мировая история, согласно постулатам ислама, должна осуществляться как драма мировой гражданской войны, а не как путь к окончательной победе одной из сторон.
«СП»: — Возможен ли путь к построению более справедливого мира без этой драмы мировой войны и с сохранением разных культур?
— Сегодня меняется не только политический подтекст противостояния, меняются и господствующие верхи. Они становятся более циничными, действуют уже не в цивилизационных, а в глобальных категориях. Стоит посмотреть на то, как себя ведут видимые правители. Мы понимаем, что мировые лидеры это только «швейцары» глобализма. Но даже эти «швейцары» уже фактически основали свой совместный «клуб» против своих народов. Они сходятся в Давосе и совещаются, как контролировать ситуацию дальше.
Мы не можем дальше мыслить в категориях цивилизаций. Цивилизации становятся маской и прикрытием распределения человечества по зонам контроля, где просто назначаются разные «смотрящие».
В такой системе ни о какой социальной справедливости просто не может идти речи. Ведь с «золотого миллиарда» можно получать большую прибыль, чем со всех остальных. Отчуждаемое время французского офисного планктона стоит в сотни раз дороже, чем отчуждаемое время суданского нищего или нищих в Китае и Индии.
В России смогли повысить включенность масс в систему отчужденности при помощи жестких мер. Почти 150 миллионов безграмотных мужиков, чье время практически ничего не стоило, за 20 лет стали гражданами высокоразвитой страны, охваченной всеобучем и профсоюзами. Для этого надо было отнять все ресурсы у крестьян, помещиков и вложить их в советский суперпроект. Но сейчас никто не будет вкладываться в 6 миллиардов человек, не относящихся к «золотому миллиарду». Для нынешней мировой элиты они просто балласт. Поэтому противостояние на планете будет жесточайшим. Задача глобалистов — сбросить со счетов эти 6 миллиардов, которые мешают им контролировать ситуацию, контролировать историю. Против этого будет бороться ислам, чтобы не выключить эти 6 миллиардов из истории.
Руководитель Исследовательского центра «ВВП» Саид Гафуров считает, что человечество может бороться за более справедливый мир под знаменем социализма:
— Социализм сейчас динамично развивается на большей части мира. Социалистические идеи доминируют в Китае, мало кто знает, что они прописаны в Конституции Индии.
Я не считаю данные Oxfam объективными, на самом деле ситуация еще хуже. Да, формально происходит увеличение разрыва между богатыми и бедными. В Европе вследствие кризиса бедные становятся еще беднее, ведь именно их заставили заплатить за неурядицы, а все траты для борьбы с кризисом направляются на поддержку богатых. Политика «вашингтонского консенсуса» продолжает работать, особенно в периоды кризиса. В результате растет социальное расслоение.
Но одновременно происходит процесс вовлечения людей в мировое хозяйство. Это сложно себе представить, но ежегодно около 50 миллионов китайских крестьян, которые раньше были оторваны от глобального хозяйства, начинают в него вовлекаться. Примерно такое же число людей вовлекается в Индии.
Обездоленные вступили в борьбу. Особенно это видно в регионе около Средиземноморья, от Испании и Греции до Египта и Йемена. Бедные не согласны со своим положением, и не стоит недооценивать их.
Кстати, возродился и марксизм. Он преодолел кризис, связанный с поздним брежневским временем и распадом СССР. Марксизм опять начинает доминировать в Китае, Вьетнаме, то есть там, где развивается реальный сектор экономики. Причем марксизм возрождается в разных формах. Нельзя пренебрегать мощью обездоленных и голодных.
Я думаю, что в будущем обострится борьба бедных за свое право жить достойно. Исход борьбы предсказать трудно. Но вряд ли сокращение разрыва в доходах пройдет безболезненно для правящих классов.
«СП»: — Может ли идти мировая борьба за социальную справедливость под лозунгами ислама?
— Ислам бывает разным. Есть совершенно чудовищные формы, к ним надо относиться как к фашизму. Но есть вполне приемлемые формы политического ислама, вполне себе симпатичные. Как, скажем, в Иране. Там есть левое крыло, которое было представлено, к примеру, Хосейн-Али Монтазери.
Вообще, борьба за социальную справедливость под религиозными лозунгами не обязательно идет за религиозные догмы. Мы видим левый католицизм, который выступает союзником движения обездоленных от Мексики до Боливии. Социальной справедливости требует не только ислам. В Греции за справедливость выступают православные, в Италии и Испании — католики. В политическом исламе тоже есть левое крыло. Я категорический противник рисовать весь ислам одной краской. А вот, скажем, Аль-Каида** это движение богатых.
«СП»: — Есть ли способы эволюционным путем привести мир к гармонии, без революций и войн?
— Я склонен к алармистскому взгляду. Меня пугает то, что имущие классы в качестве средства борьбы с обездоленными используют внешнюю войну. Они считают, что надо массы голодных отправить на фронт. Так уже было во время двух мировых войн. Я не исключаю, что наиболее неразумная часть правящего класса рискнет развязать глобальную войну, в которой погибнут миллионы людей.
Но существует и вероятность глобального социального компромисса. Есть примеры, когда богатые были готовы поступиться своим богатством. Так было во второй половине XIX века в Англии, в 1960-е годы в целом в Европе. То есть, социальный компромисс возможен. Свертывание социальных государств в Европе сейчас означает только слабость профсоюзов. Но обездоленные опять могут начать бороться за свои права. Недавний 20-миллионный марш европейцев в Брюссель с лозунгом «Мы не хотим платить за ваш кризис» — это реальность. Беда в том, что в ЕС всем заправляет бюрократия. Если удастся вернуть сменяемость власти, подчинить Европейский центробанк воле масс, то можно заставить богатых поделиться. Скоро в Греции выборы, там может победить левая партия СИРИЗА, которая способна навязать правящему классу свою волю или довести Грецию до выхода из ЕС, и Евросоюз тогда посыплется. Тактических развилок много. В каждой стране и в каждой ситуации проблемы будут решаться по-своему.
Доктор исторических наук профессор Юозас Ермалавичюс уверен, что преодолеть глобальную несправедливость можно только на основе научного подхода:
— Усиление неравенства в мире вполне естественно, в соответствии с законом, открытым Карлом Марксом. Правящие круги в мире не хотят осознать последствий своих действий и продолжают тешить себя иллюзиями. Но нынешнее мироустройство не может существовать долго, оно просто обречено.
«СП»: — Может ли начаться борьба за социальную справедливость под знаменем ислама?
— Мировая реакция прибегает к разнообразным средствам противодействия революционным методам борьбы человечества за свое будущее. В том числе, к политизации религии. Мы видели, как германский фашизм пытался поставить себе на службу католицизм. Сейчас мы наблюдаем, как политизация ислама идет рука об руку с расцветом международного терроризма. Многие террористы на планете прикрываются исламом, хотя сам ислам тут не при чем. Дело не в религии. Но религиозные войны выгодны правящим кругам.
Сложно рассчитывать на победу социальной справедливости, улучшение своей судьбы бедными многих стран под религиозными лозунгами. Выход из планетарного кризиса, охватывающего всю человеческую цивилизацию, возможен только на основе научного подхода. Это определено мировой научно-технической революцией, становлением науки, как основной движущей силы общества. Только научный подход к общественному развитию может способствовать преодолению кризиса. Никакие религиозные, философские учения не способны на это. Из всех существующий религиозных, философских, политических, экономических учений только материалистическая диалектика способствует пониманию причин кризиса и подсказывает пути выхода из него.
Но, как показывает история, выход из кризиса будет революционным. Другого пути нет. Ныне мы приближаемся к социалистическим революциям во многих странах. Но планетарная реакция тоже не дремлет, поэтому выходить из кризиса будем очень болезненно и долго. Реакция будет провоцировать войны на религиозной и этнической почве. Выход только в научном подходе.
«СП»: — Пока год от года социальное расслоение только растет, а социалистических революций нет.
— Действия мирового финансового капитала, который представляет из себя фикцию, ведут к обвалу всего материального производства. Произойдет обвал всей жизнедеятельности. Ситуация заставит народы позаботится о своей судьбе. Дело же не в чьих-то благих намерениях. Никогда на революции не поднимались по каким-то теориям, просто объективная историческая необходимость заставляет действовать, когда встает вопрос о выживании.
«СП»: — Под какими идеями могут бороться сотни миллионов обездоленных и часто невежественных людей?
— Я думаю, под идеями гуманизма. Мечта человека быть человеком, а не товаром — очень привлекательная. Радикальный ислам хочет вернуть человечество в Средневековье. Но победят идеи прогресса, коллективизма. Завершается эпоха Великого Октября, то есть эпоха перехода от капитализма к социализму, будет открыта следующая эпоха — время коллективистских принципов организации человечества. И наши правнуки будут удивляться, в какие ямы могли попасть их прадеды, как покупались на политизацию ислама или другой религии. Дело не в самих религиях, а в мировой реакции, которые их используют. Но выйти из кризиса можно только на основе научного подхода.
* - «Исламское государство» 29 декабря 2014 года Верховным судом РФ было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена. Движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
** - Аль-Каида 13ноября 2008 года была признана Верховным судом РФ террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото: ZUMAPRESS.com/Global LOOK Press