Как сообщил глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко, его ведомство возьмет на вооружение опыт соответствующих структур ОУН-УПА* тридцатых-пятидесятых годов прошлого века.
«Для СБУ не надо придумывать ничего лишнего — важно опереться на традиции и подходы к работе Службы безопасности ОУН-УПА в 1930—1950-х годах. Она работала против агрессора в условиях временной оккупации территории, имела патриотическое воспитание, боевую контрразведку и опиралась на мирное украинское население, пользуясь его беспрецедентной поддержкой», — пояснил Наливайченко подоплеку озвученных им планов по реставрации «бандеровских» порядков в своем ведомстве в интервью газете «День».
Он также признался, что вынашивал такие планы еще будучи в оппозиции. В частности, изучал опыт пособников фашистов. Теперь же Наливайченко полон решимости реализовать его на практике. Свое предложение глава СБУ аргументировал организационными преимуществами СБ ОУН-УПА.
Так, по его словам, референтуры Службы безопасности Украинской повстанческой армии, в отличие от департаментов КГБ, имели более широкие функции. Включая информационную войну против врага и связи с общественностью. Справедливости ради, упомянутые «связи с общественностью» подопечные Степана Бандеры и Романа Шухевича использовали посредством внесудебных расправ над теми украинцами, кто не разделял идеи создания «могучего противобольшевистского фронта».
«По сути, референтура означает, что это подразделение выполняет функции спецслужбы, но имеет больший контакт с общественностью и возможность задействовать внештатных сотрудников не только на основе привлечения, а и на основе общественной поддержки, патриотических мероприятий и общественного неприятия всех проявлений сепаратизма. Обычные люди видят намного лучше любой спецслужбы, кто и как относится к сепаратизму. Поэтому референтуры вместе с общественностью должны получить право действовать более решительно, противостоять любым проявлениям сепаратизма или попустительству агрессору в бизнесе или какой-то другой сфере общественной жизни», — пояснил принципы работы обновленной СБУ Валентин Наливайченко, которые больше напоминают тотальное стукачество и доносительство.
Несмотря на чисто демагогический тезис о «юридической чистоте» ОУН-УПА (эта организация не была осуждена Нюрнбергским трибуналом), не секрет, что она пополнялась из числа подконтрольных фашистам подразделений украинских националистов, вставших на путь коллаборационизма - «Нахтигаль», «Роланд», дивизия СС «Галичина». Эти вооруженные формирования вместе с украинской вспомогательной полицией вместе совершали военные преступления. В частности, участвовали в массовых убийствах мирных граждан и карательных акциях против партизан в Белоруссии и на Украине.
Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков заявил, что не удивлен выбором г-на Наливайченко.
— Хорошо известно, что Организация украинских националистов и Украинская повстанческая армия это, по большому счету, террористические бандформирования. На постмайданной Украине они считаются «третьей силой», которая якобы боролась и против нацистской Германии, и страшного «советского оккупанта» в лице СССР.
Предпринимается попытка представить эту террористическую структуру в качестве защитницы национальных интересов Украины, которая боролась за ее свободу. Поэтому все, что связано с ОУН-УПА, героизируется и преподносится как истинно украинское.
Идеологический посыл, что современная Украина снова стала жертвой «России-агрессора», лежит на поверхности. Одновременно предпринимается попытка «обелить», легитимировать как бандеровских карателей, так и их нынешних последователей. То есть, налицо продолжение курса на нацификацию Украины.
Естественно, Наливайченко не может перенимать опыт КГБ или НКВД. Поскольку в трактовке нынешних киевских властей это спецслужбы, которые представляют страну-оккупанта.
Кстати, стоит заметить, что все наиболее талантливые и способные сотрудники КГБ старой закалки, еще в середине 1990 гг. уволились из СБУ. Поскольку они отдавали себе отчет, какой власти эта организация служит и каков профессионализм оставшихся кадров. Вторая «чистка» прошла уже в начале 2000 гг. Причем она проводилась не по профессиональному принципу, а по идеологическому. То есть, тех, кто отказывался разделять идеологию нынешней Украины, просто увольняли или выживали из органов.
«СП»: — А как понимать пассаж главы СБУ о том, что его служба «опирается на мирное украинское население, пользуясь его беспрецедентной поддержкой»? Это неадекватность или пропаганда?
— Это бессовестная ложь. Сотрудники СБ ОУН-УПА занимались запугиванием и уничтожением местного населения. Оуновцы утверждали свою власть при помощи террористических методов. Жертвами их расправ становилось крестьянское население (те, кто отказывался поддерживать «бандеровцев»). Кто был замечен в симпатиях к большевикам, уничтожались по наговору или доносу. Остальные демонстрировали лояльность исключительно из страха.
Например, наем в УПА имел недобровольный характер. Это была насильственная вербовка. Те, кто отказывался, воспринимались как предатели, их ликвидировали.
То же самое и сейчас, когда глава СБУ заявляет, что киевский режим «пользуется поддержкой мирного населения» (причем он имеет в виду Донбасс). Вся политика СБУ и участников «АТО» говорит о том, что местное население они воспринимают как враждебно настроенное по отношению к Киеву. Очень часто сотрудники СБУ просто похищают местных, пытают, а потом обменивают их на военнопленных ВСУ.
Кроме того, происходит создание военно-гражданских администраций (о чем Порошенко подписал соответствующий указ). На мой взгляд, это также свидетельствует, что местное население, которое подконтрольно как Киеву, так и донбасским республикам, рассматривается как население оккупированных территорий. Только оккупированных не республиками, а самим Киевом.
Сама отсылка к практике деятельности СБ ОУН-УПА подтверждает, что ведомство г-на Наливайченко не чурается применять её террористические методы «работы» с населением.
Еще один важный момент — нынешняя практика СБУ вполне укладывается в методику ЦРУ. Такие же пытки в секретных тюрьмах Европы, похищения, выход за правовые рамки.
«СП»: — Руководитель СБУ, помимо прочего, пообещал «пойти в массы», создавая вместо «чекистских» департаментов «референтуры» для привлечения лояльного населения в качестве доносителей.
— Это поощрение политического «стукачества». Важно посеять в обществе атмосферу страха и всеобщего доносительства на своих противников. Кстати говоря, я предполагаю, что под этим «соусом» будет происходить массовое сведение личных счетов. Например, в случае борьбы за жилплощадь, за карьерный рост
«СП»: — Тогда методы работы СБ ОУН-УПА и СБУ будут абсолютно неотличимы.
— Для УПА это был самый главный «инструмент работы». Стараниями таких людей как Наливайченко Украина превращается в террористическое государство, где вместо силы закона придет право сильного, применяемое по отношению к собственным гражданам. То есть, террористические методы возводятся в ранг государственной политики.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский:
— Валентин Наливайченко стремится к тому, чтобы его служба работала в связке с общественным мнением. Он ощущает, что сегодняшняя ситуация не гарантирует наличия такой связки. То есть, люди не разделяют те цели, которые обсуждаются или могут быть поставлены его командой. Глава СБУ хочет добиться того, чтобы это было «гласом народа».
«СП»: — Вы хотите сказать, что Наливайченко на полном серьезе представляет, что такой опыт был в свое время у СБ ОУН-УПА? То есть, что репрессии со стороны представителей этой структуры были проявлением «воли народа»?
— Я сейчас не буду говорить, какой репутацией пользуется упомянутая им структура. Я рассуждаю как политолог. Сама модель службы безопасности партизанских объединений не может быть примером для реформирования государственной службы безопасности.
«СП»: — Воспользовался хотя бы опытом ЦРУ, который ему ближе. Если уж «чекистская» организация, как все советское, ему претит.
— Вот именно. В мире много доказавших свою состоятельность спецслужб. Например, МИ-6 или израильская политическая разведка Моссад. Я лично рекомендую использовать Моссад, самую эффективную в мире спецслужбу. А так человек явно что-то не то сказал.
«СП»: — Бытует мнение, что Наливайченко и его ведомство играет на стороне Яценюка (главу СБУ назначает Верховная Рада). Служба безопасности может стать инструментом в олигархических разборках при дележе собственности? Начало чему было положено отставкой Коломойского.
— Я не сторонник этой версии. Полномочий у СБУ и так вполне достаточно. Просто тема реформирования уже навязла в зубах. И все вынуждены предлагать свои проекты. Если реформируется МВД, то СБУ не должно отставать. Я не считаю, что в этом есть задняя мысль. Мне кажется, что все, что у нас происходит в политике, на 80% политикой не является. Это пиар, а не политика.
Заявление руководителя СБУ — это лишнее подтверждение того, что возглавляемое Валентином Наливайченко ведомство в своем нынешнем виде представляет собой откровенно репрессивный аппарат, считает сопредседатель Народного фронта Новороссии Константин Долгов.
— Это своего рода машина по борьбе с инакомыслящими, аналог которой существовал в фашистской Германии в виде гестапо (тайной политической полиции). Кроме этого, Наливайченко дает четкий сигнал всем, кто работает в СБУ или планирует трудоустроиться в эту структуру. Дескать, ребята, СБУ борется с инакомыслием, с «агентами Кремля», с «российской агрессией», и ничем другим вы заниматься не будете. То есть, если вы полагаете, что СБУ озабочена обеспечением безопасности Украины, то вам здесь не место, подавайте на увольнение. Иначе сами рискуете стать нашими «клиентами».
"СП": — Если бы СБУ действительно заботилась о национальной безопасности, то агент ЦРУ Наливайченко никогда бы её не возглавил.
— Совершенно верно. Тогда СБУ занималась бы президентом Ющенко, который подарил Румынии часть черноморского нефтегазоносного шельфа вокруг острова Змеиный. Вместо этого, спецслужбисты обвиняют в «сепаратизме» и «пособничестве российской агрессии» тех, кто выходит выступать против роста коммунальных тарифов. Что такое безопасность Украины? Это, например, ее вступление в Таможенный Союз в 2013 году. Поскольку это отвечало экономическим и геостратегическим целям и задачам, стоящим перед Украиной. Способствуя экономическому росту и стабильному развитию украинской промышленности.
К сожалению, СБУ уже давно не выполняет тот «функционал», который прописан в законах Украины. Вместо этого занимается политическим сыском. Безопасностью граждан Украины сейчас никто не занимается. Они предоставлены сами себе и, поверьте, отвечают СБУ взаимностью. Так что информаторов Наливайченко вряд ли дождется. С СБУ сейчас вообще лучше не связываться — люди здесь пропадают, после чего их следы теряются. МВД Украины, с которым я имел дело в прошлом году, начинает идти по тому же пути. Слава богу, в руки СБУ я тогда не попал, иначе не отделался бы так легко.
* - В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.
Фото: ТАСС/ Максим Никитин