Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Мистралям» уготовили судьбу Му-Му

Париж решает, что делать с «Владивостоком» и «Севастополем»: продать, резать или затопить

8894

Париж рассматривает возможность уничтожения вертолётоносцев «Владивосток» и «Севастополь» в случае, если они не будут поставлены Москве. Корабли могут демонтировать, утилизировать или даже затопить в открытом море, сообщила 6 мая газета Le Figaro. При этом такой вариант развития событий издание называет «шокирующим».

По словам одного из французских военных, подобные меры «недопустимы хотя бы с точки зрения отношения к рабочим верфей Сен-Назера, где были построены корабли». При этом автор статьи сомневается, что «Мистрали» могут использоваться во Франции. Во-первых, Париж сокращает военный бюджет, во-вторых, вертолётоносцы были модифицированы под российские стандарты и «их придётся в таком случае перестраивать и переоборудовать, что, по мнению экспертов, обойдётся в сотни миллионов евро».

— Что же делать с этими двумя жемчужинами французского флота, специально построенными на верфях Сен-Назера для российской армии, и за которые Москва уже заплатила Франции 890 млн. евро, — задаётся вопросом издание.

Единственный шанс спасти «Мистрали» от уничтожения — попытаться найти новых покупателей, пишет французская газета.

— Независимо от того, какое решение будет принято, стоить оно будет дорого, — приводит издание слова представителя Вооружённых сил Франции.

Напомним, в июне 2011 года «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS заключили контракт стоимостью 1,2 млрд. евро на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль». По условиям договора срок сдачи первого корабля — 1 ноября 2014 года. Однако Париж приостановил выполнение контракта, сославшись на украинский кризис.

— Я не думаю, что Франции удастся куда-либо еще пристроить корабли, которые строились специально для России и под арктические условия, — говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Из перечисленных в СМИ стран — якобы потенциальных покупателей вертолетоносцев — только Канада имеет территории в Арктике. Но ей, как и России, в принципе «Мистрали» не нужны, к тому же их придется переделывать под свои стандарты, а это влетит в «копеечку». Хотя, конечно, в рамках НАТО Канаде они нужнее, чем России. Но тратить большие деньги на корабли, которые придется переделывать, Канада вряд ли будет. Так что, их утилизация возможна.

Военный эксперт Владимир Щербаков замечает: для этого придется потратить дополнительные деньги, и не факт, что в таком случае будет получен какой-то доход.

— «Мистрали» — это все-таки не старые советские корабли 70-х годов постройки, у которых металла столько, что его можно было выгодно реализовать после утилизации. Затопление этих, так сказать, военных паромов, на мой взгляд, действительно более предпочтительный вариант, чем утилизация. Дело в том, что за такие деньги, за которые французы «впарили» нам «Мистрали», их никто покупать не будет. В свое время австралийцы отказались покупать у Франции вертолетоносцы не только из-за разногласий по поводу места постройки двух кораблей, но и из-за их высокой стоимости.

Президент Франции Франсуа Олланд вроде выразил готовность вернуть России деньги, уплаченные в рамках сделки. Но в итоге сумма в 1,2 млрд. евро просто-напросто ляжет бременем на бюджет французского правительства, потому что компания DCNS ни в чем не виновата — она построила корабли в срок. Что Париж будет делать с этими «Мистралями»? Французским ВМС они не нужны — у них и так есть три «Мистраля» — Mistral, Tonnerre и Dixmude — и им этого хватает с избытком. Объединенных сил НАТО, для которых могли бы приобрести корабли, по большому счету, не существует, потому что объединенные силы НАТО — это всего лишь кусочки национальных вооруженных сил стран, входящих в Североатлантический блок. Европе эти корабли не нужны, в Америке есть свои. Соответственно, остается только одна возможность — продать их хоть за какие-то деньги — не за 1,2 млрд. евро, а, к примеру, за 400 млн. При таком подходе, если французское руководство не начнет жадничать, а оно это делает постоянно, Париж сможет найти покупателя на вертолетоносцы. Понятно, что убыток будет, но хотя бы половину суммы французы «отобьют».

"СП": — СМИ не раз сообщали, что «Мистрали» могли бы купить ЮАР, Бразилия, Индия и Канада.

— На счет Канады я сильно сомневаюсь. А вот у Бразилии на самом деле достаточно амбициозная программа военного кораблестроения и развития ВМС, включая постройку атомной подводной лодки. Другое дело, что у этой страны есть определенные проблемы с экономикой, но насколько они сильны и длительны — неизвестно. На мой взгляд, Бразилия, Индия и Китай - это те страны, которые с удовольствием бы купили эти корабли, но, конечно, не за те деньги, за которые мы их согласились покупать. Китайцы сами хотят строить корабли подобного класса, и им было бы интересно поглядеть, как все устроено на «Мистралях». Глядишь, с нашим «Балтийским заводом» скооперировались и довели бы их до своих стандартов.

Индийское руководство нацелено на стремительное развитие своих ВМС, и им бы вертолетоносцы пригодились. Правда, в этом случае столкнутся, так сказать, два клиента, которые постоянно торгуются за каждую копейку и за каждую технологию, и в этом случае контракт явно будет подписан не сразу.

«СП»: — С технической точки зрения вертолетоносцы «Владивосток» и «Севастополь» подойдут ВМС других стран?

— Ледовые крепления, антиобледенительная система на полетной палубе, увеличенная высота вертолетных ангаров не ограничивают эксплуатационные возможности этих кораблей в других флотах. Вооружение на корабли должно было устанавливаться в России, под него были сделаны тумбы, выделены места, проложена кабельная трасса. Но на самом деле для потенциального покупателя это не такая уж и громадная проблема. В крайнем случае, на эти «Мистрали» можно не ставить вооружение, потому что это не крейсера и им хватит турельных установок зенитно-ракетного комплекса. Если ракета противника пройдет через корабли охранения, то никакая система ПВО, установленная на вертолетоносец, не спасет.

В общем, варианты у Франции есть, все зависит от руководства страны, а также от Соединенных Штатов. В конце концов, если в США решили таким способом, как они считают, подорвать обороноспособность нашего государства, то там могли бы найти в своем огромном бюджете деньги, чтобы выкупить эти два корабля у Франции, а потом расстрелять их где-нибудь на учениях.

Бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко также считает, что вертолетоносцы можно переделать под стандарты ВМС других стран, но это потребует довольно приличных затрат.

— Что касается утилизации «Мистралей», то, к примеру, Индия всегда с удовольствием покупала большие корабли для металла. Конечно, сколько от этого можно выручить денег - вопрос, надо составлять бизнес-план. При строительстве вертолетоносцев использовано много композитных материалов, но сам короб сделан из металла.

Снимок в открытие статьи: вертолетоносный корабль-док «Севастополь» типа «Мистраль» на судостроительном заводе фирмы STX Europe в городе Сен-Назер/ Фото: Григорий Сысоев/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня