Америка не способна соревноваться с Россией в Арктике и уже безнадежно отстала от нее. Такое заявление сделал в интервью журналу Newsweek начальник береговой охраны США Пол Цукунфт. «Мы даже не играем с Россией в одной весовой категории. Мы вообще не участвуем в игре», — считает он.
Чтобы хотя бы попытаться на равных вести с Москвой борьбу за Заполярье, уверен Цукунфт, в первую очередь США не хватает мощных ледоколов. В данный момент у Америки только два крупных дизельных судна такого типа. Лишь одно из них, Polar Star, в рабочем состоянии. Второй тяжелый ледокол под названием Polar Sea сломался несколько лет назад и до сих пор не вернулся в море.
При этом Америка пытается одновременно использовать ледоколы и в Антарктике, что окончательно лишает ее способности оперативно наращивать силы в северных широтах. В США уже составлена петиция о закупке новых судов такого класса, однако результатов пока нет.
Для сравнения: у России в строю пять атомных ледоколов. Они позволяют организовать навигацию практически в любой точке Северного Ледовитого океана, во льдах любой толщины и в любой момент. Дизельных ледоколов у нас - больше дюжины.
Кроме того, пишет Newsweek, чтобы конкурировать с Россией в этом регионе, США необходимо сформировать жизнеспособную стратегию освоения Арктики, которая уже есть у России и успешно ею реализуется.
По сведениям американского журнала, сегодня Россия создает в Арктике 10 поисковых станций, 16 портов, 13 аэродромов и 10 позиций для войск ПВО. В этом году премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о возобновлении исследований в регионе. Возобновят работу дрейфующие станции, последняя из которых была закрыта в 2013 году.
Между тем, ещё совсем недавно Россия сворачивала все арктические программы. Пустели порты и посёлки на побережье Северного Ледовитого океана. Из Арктики уходили российские военные. За двадцать постсоветских лет был введён в эксплуатацию только атомоход «50 лет Победы», строительство которого началось ещё в 80-е годы прошлого века.
Так на самом ли деле Россия далеко оторвалась от США в освоении Арктики? Или заявление Пола Цукунфта — типичный для американских военных сигнал властям с целью выбить дополнительное финансирование на оборону?
— Наше нынешнее привилегированное положение сохраняется благодаря советскому периоду, когда СССР вкладывал огромные средства в освоение Арктики, — считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Для нас этот регион всегда имел особое стратегическое значение, хотя в 90-х годах мы об этом на время забыли. К счастью, прежнего задела хватает. Я говорю, в первую очередь, об атомном ледокольном флоте. И сейчас наше возвращение в Арктику происходит хотя бы не с нулевых позиций.
А США прежде недооценивали значение Арктики. Их основные интересы были сосредоточены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Там они пытались и пытаются противостоять растущей мощи Китая.
Заявление начальника Береговой охраны США — типичный приём американских военных, когда они хотят привлечь внимание властей. Дескать, противник нас обошёл, ситуация критическая. Иными словами, в условиях обострившихся противоречий между Россией и Западом американские военные не прочь добиться дополнительного финансирования для развития своих вооруженных сил в Арктике.
«СП»: — Они будут услышаны властями?
— Не исключаю, что уже в ближайшие годы мы станем свидетелями активнейшего включения Соединенных Штатов в «арктическую гонку». Возможно, США поможет Канада, у которой больше опыта освоения Арктики. Но даже вместе им придётся очень постараться, чтобы догнать Россию. Поскольку, к примеру, в строительстве и освоении атомного ледокольного флота начинать придётся с нуля.
— Вообще арктическая зона США относительно небольшая, — говорит военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. — В основном, это морской шельф возле Аляски. Ну, ещё проливы между Чукоткой и Аляской.
Поэтому у американцев всего один действующий ледокол. Нет полярной авиации, нет серьёзных навигационных систем за Полярным кругом. Но поскольку сегодня ценность арктического региона всё время возрастает, США, безусловно, хотят «держать руку на пульсе». Они привыкли доминировать в мире и потому хотят нарастить свой военный и гражданский флот, чтобы показать России, что они тоже претендуют на кусок арктического «пирога».
Тем более что союзники США по НАТО — Канада, Дания, Норвегия тоже имеют амбиции в этом регионе. Американцы, с одной стороны, могут рассчитывать на их поддержку. С другой существует и внутренняя конкуренция между членами альянса. Поэтому американцы всерьёз заинтересованы самостоятельно развивать своё военное (и не только!) присутствие в Арктике.
Кстати говоря, далеко не только Россия и страны Запада борются за влияние в этом регионе. В эту конкуренцию включается Бразилия, страны Юго-Восточной Азии. А Китаю Россия в лице Дмитрия Рогозина вообще предложила активней включаться в освоение Арктики. И китайцы не прочь освоиться на Северном морском пути. Они провели уже один караван по нему. Россия же предлагает делать это чаще.
Во-первых, чтобы иметь свою выгоду от обслуживания этой гигантской трассы. А, во-вторых, чтобы подспудно препятствовать экспансии США в Арктике. Дальний прицел — выстроить единый «фронт» против США в регионе. Не исключено, что кроме Китая туда войдёт Индия. Эта страна тоже проявляет интерес к арктическим проектам. В перспективе Севморпуть может стать российским «Суэцким каналом», благодаря которому мы сможем получать серьёзные деньги.
«СП»: — Так ли уж важно значение Арктики для обороны России?
— Арктика — это место, откуда американцам удобно перехватывать наши межконтинентальные баллистические ракеты. В этом смысле они заинтересованы в том, чтобы их корабли с системами ПВО постоянно несли боевую службу в акватории Северного морского пути. Поэтому Арктика для нас имеет огромное оборонное значение.
Не случайно, мы ставим на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа и в других местах новые радиолокационные станции, системы ПВО
Кроме того, из Арктики можно достать до нашей территории стратегическими крылатыми ракетами, используя атомные подводные лодки. Подводный флот СССР доминировал в Арктике. Россия не должна утратить это преимущество.
«СП»: — Арктические базы подводных лодок России расположены на Кольском полуострове. А есть ли смысл создать новые, где-нибудь в Дудинке?
— Не думаю. Это лишние траты. Современные российские подлодки месяцами могут патрулировать Арктику вне зависимости от места базирования. Подо льдом их обнаружить практически невозможно. При этом с помощью специальных торпед атомоходы могут пробивать лёд, чтобы оказаться в нужный момент в надводном положении и осуществить пуски своих ядерных ракет.
«СП»: — Атомные ледоколы имеют военное значение?
— На любом гражданском судне предусмотрены площадки для установки вооружения. В первую очередь — зенитного. Современный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» в условиях военного времени вполне можно установить на российские ледоколы.
«СП»: — Россия сегодня достраивает новый атомный ледокол. В планах — ещё два. Санкции, наложенные на нашу страну, как-то могут помешать их строительству?
— Не думаю, что санкции будут иметь серьёзные последствия в этой области. Ядерные реакторы Россия полностью производит сама. Металлические корпуса — тоже. Могут быть проблемы со вспомогательными турбинами, которые прежде нам поставляла Украина. Но к 2018 году Дмитрий Рогозин пообещал наладить их производство в России. А что касается электронного оборудования, мы закупаем его в Китае, на Тайване, в Южной Корее. Эти страны готовы помогать нам решить те проблемы, которые возникают из-за санкций.
— Сегодня у России четыре атомных ледокола в строю, — говорит заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Росатомфлот» Андрей Смирнов. — Один в резерве. Финансирование выделено на три новых ледокола. Один уже в следующем году будет спущен на воду. Достроят его на воде. Окончательный ввод в эксплуатацию должен произойти не позже конца 2017 года.
Второй атомоход уже заложен на Балтийском заводе. Скоро будет заложен и третий. Сейчас идёт экономическое обоснование строительства ещё более мощных ледоколов. Уже сегодня перевозки на Севморпути в несколько раз увеличены. Поэтому атомный флот будет расширяться.
Санкции создают некоторые проблемы. Но у нас большой опыт самостоятельного строительства этих судов, поэтому все трудности мы преодолеем.
«СП»: — А как быть с электроникой, которую мы закупали на Западе?
— В основном, мы закупали электронику для навигационного оборудования. У нас есть свои компании, вроде «Трансзас», способные восполнить основные пробелы. В каких-то случаях можем прибегнуть к закупкам в Юго-Восточной Азии, где сегодня производят тоже довольно качественную продукцию.