Политика

Мост на Сахалин

Доходы от нефтяного шельфа Охотского моря следует направить на развитие местной инфраструктуры

  
8908
Россия. Сахалинская область.  Дмитрий Медведев  во время посещения острова Итуруп на Курилах
Россия. Сахалинская область. Дмитрий Медведев во время посещения острова Итуруп на Курилах (Фото: Дмитрий Астахов/ пресс-служба правительства РФ/ ТАСС)

Три крупнейшие гавани Сахалина — Невельск, Корсаков и Хомск могут получить статус порто-франко — свободных портов. С такой инициативой выступили местные власти. «Порты… — самые крупные в островном регионе. Их развитие сдерживается из-за отсутствия мостового перехода между Сахалином и материком», — обосновали они свою просьбу. Просьба, очевидно, адресована премьеру Дмитрию Медведеву, который вот уже несколько дней, находится на Дальнем Востоке. Такова российская традиция — приезд большого начальника — это шанс для региона решить свои больные вопросы. Доблесть местных властей как раз и состоит в том, чтобы использовать момент и «выбить» для региона преференции, которые, возможно, определят его развитие на десятилетия вперед.

То, что на Дальнем Востоке больных вопросов масса, знают все. Самый известный из них связан с принадлежностью четырех островов Южно-Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Япония считает острова своими, называя их «северными территориями». Россия после слабости 1990-х и 2000-х когда пограничные споры урегулировались исключительно в ущерб стране, наконец, уперлась и стала демонстративно обустраивать острова. Это невероятно раздражает японский МИД, который заявляет, что действия России «ранят чувства японцев» и регулярно устраивает дипломатические демарши. Очевидно, что никакого урегулирования вопроса не предвидится, а общая эскалация напряженности в мире, видимо, приведет, к тому, что Япония будет атаковать Россию по этому вопросу все активнее.

В этих условиях России следовало бы быстрее снять массу накопившихся здесь вопросов и начать решать проблемы жителей региона опережающими темпами, пока они не стали совсем уж откровенно косить глазами в сторону благополучной Японии. Очевидно, ради этого и затевался визит Медведева. Однако то, что мы наблюдали во время его поездки на Итуруп, больше напоминает этакое дальневосточное «Сколково» — много красивых слов, модных терминов, призывов, сэлфи с молодежью в ярких куртках и… на этом всё. Кстати, каковы реальные итоги подмосковного проекта «Сколково» за несколько лет его существования? Их нет, либо они виртуальные. Мол, у нас в России тоже есть нанотехнологии. Точно так же итоги визита Медведева на Итуруп никак иначе, как виртуальными, назвать нельзя.

Читайте также

Премьер принял участие в молодежном образовательном форуме «Острова», организованном «Росмолодежью». Об уровне мероприятия можно судить по одной из озвученных идей: «с помощью экспериментов на орбите и суборбите… каждый гражданин России должен иметь возможность завтракать в Ярославле, обедать в Хабаровске и ужинать в Петербурге». Неизвестно, понравилось ли это Медведеву, но премьер озвучил и собственные идеи по развитию региона. Это создание на Курилах зоны опережающего развития с активным привлечением сюда туристов и продвижением «аквакультуры» и «марикультуры». При этом Медведев поручил членам правительства посещать Курильские острова чаще. Такое впечатление, что однажды страна сможет наблюдать судебный процесс о нецелевом использовании бюджетных средств на дайвинг в Японском море и прочую рыбалку чиновников от «марикультуры».

Между тем, есть способ резко улучшить ситуацию в регионе, прекратить отток жителей и привязать эти территории к России лучше любого дайвинга и туризма. Это строительство моста на Сахалин. Вспомним, именно его отсутствием мотивировали местные власти свою просьбу о создании на острове свободных портов. Легко догадаться, что их главный интерес — именно мост, а не статус портов. В лучших традициях чинопочитания чиновники осторожно намекают премьеру, что нужен мост. Ведь в настоящее время этот крупнейший остров не имеет сухопутной связи с «большой землей». Столица региона доступна только через авиасообщение. Невозможность транспортировки больших объемов грузов сковывает экономику региона, а отсутствие нормального транзита создает у жителей ощущение оторванности от страны и ее возможностей, что стимулирует их отъезд. Появление железнодорожного и автомобильного моста вдохнет жизнь в эти территории. Огромные богатства региона и продукты их переработки станет возможно вывозить на «большую землю». Экономика расцветет. Люди станут стремиться на Сахалин. Развитие большого острова потянет за собой и развитие малых, в том числе Курильских островов. Японии останется лишь скрежетать зубами от бессилия.

Это, кстати, всегда понимали жители острова. Можно сказать, что строительство моста на материк — идея фикс на Сахалине. Существует даже общественное движение в его поддержку, собираются подписи, выходят публикации. Люди чутко следят за каждым словом власти на эту тему. Ну, когда же, когда? А воз и ныне там. О необходимости и важности строительства моста на Сахалин говорили и полпред президента Виктор Ишаев, и глава РЖД Владимир Якунин. Последний уже не на своем посту, а моста по-прежнему нет. Видимо, для столь масштабного проекта чего-то не хватает. Политической воли? Скорее всего. Разоренный «арабской весной» Египет построил новое русло Суэцкого канала длиной 80 км всего за один год, вместо трех. Вот что значит маршал у руля страны! А богатая Россия десятилетиями не в состоянии связать должным образом свои территории, расположенные всего лишь на расстоянии 7−8 километров по обоим берегам пролива Невельского.

Интересно, что при последнем волевом руководителе нашей страны — Иосифе Сталине связать Сахалин с материком намеревались с помощью тоннеля. Были проведены все предварительные работы, однако смерть генералиссимуса остановила реализацию проекта. Вот как об этом вспоминал молодой инженер Ю. А. Кошелев:

«Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера ещё работали, а сегодня сказали: „Всё, больше не надо“. Проходку тоннеля мы так и не начинали. Хотя для этой работы всё имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие. Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия — продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобождённых уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой-то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное — тоннель действительно необходим стране…».

По всему получается, что без политической воли в таком масштабном деле никуда.

Читайте также

А политическая воля до сих пор была направлена в этом регионе немного на другое. На извлечение максимального количества нефти и газа из здешнего шельфа. Так, в проект Сахалин-1 на условиях раздела продукции была допущена голландская Shell и ухудшение отношений с Нидерландами на этом никак не сказалось. Более того, только что Медведев подписал постановление правительства о присоединении к территории России куска шельфа Охотского моря площадью 50 тысяч километров. Когда его спросили зачем, он пояснил: «Это означает, что мы можем заниматься нашим шельфом. Там — огромные источники сырья, огромные источники энергии». Вот так. Опять все мысли только о нефтяных доходах. А каково об этом слышать жителям Сахалина? Скажут, опять кремлевские на нас зарабатывают, а нам хрен без масла. Этак и до сепаратизма недалеко. Кто мешал обусловить допуск Shell к нашим недрам соответствующими «отступными» для развития местной инфраструктуры? И кто мешает сейчас, немедленно, не откладывая объявить о начале строительства моста на Сахалин? Или для этого нужен новый Сталин?

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Андрей Дмитриев

Сопредседатель партии «Другая Россия»

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня