Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Мастера этнических чисток

Война взаимных обвинений между Киевом и Варшавой набирает обороты

8945

Украина может «выставить счет» Польше из-за признания геноцидом Волынскую резню. Об этом в интервью газете «День» заявил замдиректора по научной работе Института украиноведения НАН Леонид Зашкильняк. Он убежден, что если опираться на международное понятие геноцида, то Польша несколько раз устраивала геноцид украинцев.

«Конвенция о геноциде от 9 декабря 1948 трактует понятие геноцида очень широко. В частности, согласно второму пункту этой конвенции, мы имеем полное право обвинить межвоенные польские правительства в геноциде украинского народа. Это касается ограничения прав национальных меньшинств, которые имели место и, в частности, касались отбора детей от семей. Тогда мы вправе предъявить счет о геноциде польской межвоенной власти и польского подполья в годы Второй мировой войны. И мы можем сказать, что нападения на Сагрыни 10 марта 1944 и на Павлокому 1 — 3 марта 1945 Армии Крайовой — это было не что иное, как геноцид украинского народа. Так что можно выставить полякам счет за геноцид», — подчеркнул украинский историк.

Напомним, на прошлой неделе внефракционный депутат Верховной Рады Олег Мусий предложил признать геноцидом действия Польши по отношению к украинцам в 1919—1951 годах. Сканированную копию законопроекта в четверг, 4 августа, он опубликовал на своей странице в Facebook.

Читайте по теме

В документе говорится о том, что польское государство физически уничтожало украинский народ. Сутью государственной политики Варшавы по отношению к этническим украинцам Восточной Галичины, Волыни и других регионов в первой половине прошлого века, по утверждению автора, была полонизация, депортация и физическое уничтожение.

«История украинских земель под властью Второй Польской Республики и Народной Польши — это история несправедливости, угнетения, притеснений, репрессий. Это история геноцида украинского народа, системно и последовательно совершенного польским государством», — отмечается в законопроекте, и предлагается 24 марта предлагается сделать Днем памяти украинцев — жертв польского геноцида.

На инициативу в тот же день отреагировали в Варшаве. Как сообщает Польское радио, спикер Сената Польши Станислав Карчевский предостерег Киев от принятия подобного решения…

Карчевский заявил, что только разговоры могут дать надежду на понимание с украинцами на тему общей истории, добавив, что Польша должна говорить правду о Волынском преступлении и принятие постановления польским парламентом было свидетельством этого.

«Надо идти к истине. Мы сделали смелый и решительный шаг, потому что то, что сделали украинцы, было геноцидом», — подытожил он.

«Мы отметили регистрацию в Верховной Раде Украины 3 августа проекта резолюции, название которой вызывает у нас удивление», — заявил пресс-секретарь польского МИД Рафал Собчак. Он добавил, что текст документа пока не опубликован, и комментировать его рано.

— Согласно современной украинской историографии, самым ярким представителем которой является директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, в прошлом веке между Польшей и Украиной случилось аж две войны: одна в 1918—1919 гг., другая — в 1942—1947 гг., — напоминает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.

— В обоих случаях украинцы, согласно Вятровичу, были жертвами, а сами войны носили национально-освободительный характер. Такая героическая историография изначально создавалась для внутреннего пользования, но после недружественного по отношению к Киеву решения Варшавы признать Волынскую трагедию геноцидом польского народа новейшие исторические мифы Украины вполне могут быть использованы и в международных спорах.

«СП»: — Допускаете ли вы принятие этого решения или это просто «бряцанье оружием», попытка доказать что-то полякам?

— Украина слишком сильно зависит от Польши, поэтому такой шаг со стороны Киева был бы крайне опрометчивым. Думаю, украинские власти всё-таки смогут соблюсти баланс между внутриполитическим популизмом и внешнеполитическим реализмом.

«СП»: — К чему приведёт решение о признание? Как это повлияет на отношения между странами?

— Отношения между Варшавой и Киевом строятся в большей степени на прагматизме, а не на историческом романтизме. Не существует причин, по которым Польша откажется от своих планов по включению Украины в свою сферу влияния («маленький Евросоюз»), как не существует и причин, по которым Киев отвернётся от Варшавы — хотя бы потому, что в непосредственной близости у него тогда вообще не останется никаких союзников.

Другое дело, что на бытовом уровне к украинцам, которые приезжают в Польщу на учёбу или работу, отношение ещё больше ухудшится за такую, с некоторой точки зрения, неблагодарность со стороны Киева.

«СП»: — В чем, по-вашему, причины сегодняшнего «меряния геноцидами»? Польша всегда выступала «адвокатом Украины» на международной арене, поддерживала ее против России… Что произошло?

— Польша продолжит выступать «адвокатом Украины», но при этом будет снова и снова указывать Киеву на его место — не партнёра, но клиента. У Польши существуют исторические претензии ко всем своим соседям, а в польском национализме, как, кстати, и в украинском, нет концепции «братских народов». Список претензий и обид в отношении русских в Варшавы постепенно иссякает, Германию трогать пока боязно, а Украина — это очень удобный случай, когда можно обострять отношения, играя на исторической памяти польского народа, не опасаясь при этом каких-то серьёзных ответных действий со стороны Киева, кроме, в самом крайнем случае, «сам дурак».

Что касается Украины, то вся её национально-освободительная мифология строится на противостоянии русским и полякам, поэтому Киев не может «дать в обиду» Организацию украинских националистов* Степана Бандеры или Украинскую повстанческую армию*, и уличить их в геноциде мирного польского населения на Западной Украине.

«СП»: — Насколько глубоки исторические противоречия между Польшей и Украиной? Удастся ли их когда-нибудь сгладить в обозримой перспективе? Или они еще долго будут разделять страны?

— Знакомый польский аналитик в личном разговоре недавно заметил, что его соотечественники должны быть по гроб жизни благодарны Советской России, освободившей Польшу от «украинского вопроса» по итогам Великой Отечественной войны. Напомню, в межвоенный период до 30% населения Польши составляли украинцы, далеко не все из которых желали, что называется, евроинтегрироваться в польское общество. После войны, изменения границ и массового обмена населением между Польшей и СССР украинцев в Польше практически не осталось, как и поляков в западных областях Украины и Белоруссии.

На территориях нынешних Украины и Белоруссии в течение веков шли различные этнологические процессы, на которые накладывалась политика государств, к которым эти территории относились в то или иное время. Политика государств, собственно, тоже менялась. Была ещё политика отдельных местных чиновников, а также местной интеллигенции, которая пыталась ответить на вопросы: кто мы? с кем мы? против кого мы?

Если общим местом русской общественно-политической мысли второй половины XIX в. было то, что на западе Украины и Белоруссии живут «окатоличенные» и «ополяченные» русские, то поляки были убеждены, что «украинцы» и «белорусы» — это потомки польских крестьян, слишком долго находившихся под властью Московии, вследствие чего забывшие о своём происхождении. Соответственно этим доктринам и шла политика русификации или полонизации — на одних и тех же территориях и по отношению к одному и тому же населению, но в разное время. «Особая» этническая идентичность жителей этого региона, которые не относят себя ни к русским, ни к полякам, по умолчанию предполагает некое, как минимум, недоверие к более сильным соседям.

Впрочем, историческая память в новейшее время — это конструкт, который складывается в основном за счёт государственной системы информации и обучения. Поэтому при наличии государственной воли и вложении соответствующих ресурсов можно за декаду серьёзно изменить мировоззрение, в том числе историческое, нового поколения в той или иной стране.

Обозреватель ИА «REGNUM» Станислав Стремидловский отмечает, что пока что это личная инициатива внефракционного депутата, и в таком контексте ее восприняли власти.

— Но могу сказать, что, конечно, нардеп Мусий получил свою порцию славы в Польше — 4 августа, он стал «героем номер один» в польских средствах массовой информации, на него обратили внимание спикер Сената Станислав Карчевский и МИД Польши. Правда, я совсем не уверен, что это хорошо и для Мусия в частности, и для Украины в целом.

«СП»: — Дойдет ли дело до реализации этого постановления? К чему это приведет? Как отреагирует Варшава?

— Когда речь идет об Украине, сказать очень сложно, поскольку реакция политического класса этой страны основана на эмоциях и чувствах, а не логике. С логической точки зрения, даже просто обсуждение этого постановления станет еще одним серьезным ударом по польско-украинским отношениям. Но ныне на Украине логика — на последнем месте. Что говорить, если, например, мэр Тернополя Сергей Наддал дает такой комментарий о последних событиях: «Досадно, что по российскому сценарию сегодня действуют представители правящей партии в Польше, которые добились такого позорного решения в Сейме, решения, которое унижает наших героев из Украинской повстанческой армии и бросает тень на всех украинцев, ведь в те сложные исторические времена гибли люди с обеих сторон». Сказать Варшаве, что своих дорогих мертвецов она поминает по приказу Кремля — худшего оскорбления полякам трудно нанести.

«СП»: — Насколько исторически обоснованы измышления Мусия?

— Никак они не обоснованы. Во-первых, операция «Висла» была обычной практикой для послевоенной Восточной и Центральной Европы. И обмен населения, польского и украинского, в рамках это операции прошел куда спокойней, чем, скажем, выдворение немецкого меньшинства из Польши. Во-вторых, обратимся уже к истории Волынской резни, если бандиты из числа украинских националистов преследовали поляков именно за то, что они поляки, то ответные действия Армии Крайовой были направлены преимущественно против вооруженных «партизан».

«СП»: — Порошенко в отношении двух стран провозглашает принцип «прощать и просить прощения». Как к этому относятся в Польше?

— Дело не в словах, а в делах. Нельзя с одной стороны просить прощения, а с другой — возвеличивать память убийц поляков. И каковы на самом деле намерения Киева? Скажем, я читаю у одной украинской журналистки в отношении глорификации националистов, что «поляки это воспринимают очень болезненно, но, возможно, они не всегда анализируют нынешнюю ситуацию, не понимают, что не они — адресаты этих посланий, потому что ими являются украинское общество в настоящий момент и соседняя Россия, проспект Бандеры был перед тем Московским, а не Варшавским». То есть, прославление Бандеры является элементом украинской политики со всеми вытекающими последствиями. Я уже не говорю о том, насколько бесчувствен украинский политикум, не обладающий даже зачатками эмпатии… Когда в Житомире местные «свободовцы» требуют от мэра отменить решение об установке памятника Яну Игнацию Падаревскому, и это накануне приезда в город нового посла Польши на Украине — как после такого слушать рассуждения президента Порошенко о прощении?

Читайте по теме

«СП»: — Почему, по-вашему, спустя годы «мерение геноцидами» становится весомым политическим инструментом? Тоже самое, например, у армян и турок… Насколько это вообще продуктивно?

— Говорить о геноциде надо потому, чтобы это страшное явление прошлого не повторилось в настоящем. Если вы думаете, что между убитыми польскими детьми на Волыни в 1943 году и убитыми детьми в Донбассе в наши дни нет прямой связи, то ошибаетесь. Та логика, которая более 70 лет назад руководила украинскими националистами, желавшими «освободить» от поляков Украину, сегодня в полной мере присутствует в действиях Киева и его всевозможных «добровольцев»…


* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня