Кто принудит Украину и ее партию войны к миру
Белорусы и украинцы являются родными друг для друга. Об этом в ходе совместного брифинга с Петром Порошенко заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Брифинг состоялся 26 апреля после посещения двумя президентами Чернобыльской АЭС и был приурочен к годовщине аварии на электростанции.
«Мы родные люди. Мы можем прийти к вам, или приехать, как я говорил, на тракторе, помочь вам пахать землю, если нужно, что мы и делаем в приграничной зоне», — подчеркнул белорусский лидер, добавив, что украинская земля для него «не чужая». «Здесь совсем рядом, между Киевом и Черниговом, зарыты и корни моих предков. Поэтому мы будем делать все во имя того, чтобы у нас был мир и порядочные отношения», — резюмировал он.
Впрочем, отношения Миска и Киева также нельзя назвать ровными. В марте этого года Киев подверг Минск критике за, якобы, неуважение к Украине, которое заключалось в «обвинения граждан Украины в возможной причастности к экстремистской деятельности, унизительные определения в адрес героев Небесной сотни и защитников Революции достоинства». Это произошло после того, как в Белоруссии были задержаны вооруженные боевики, проходившие до этого подготовку в лагерях на территории Украины.
Отметим, что официальный Минск неоднократно неоднозначно характеризовал происходящее на Юго-Востоке Украины, обещая подвергать уголовному преследованию всех своих граждан, участвовавших в конфликте в Донбассе, независимо от того, на чьей стороне они воевали.
Кто принудит Украину и ее партию войны к миру
— Прямого конфликта между Украиной и Белоруссией никогда не было, — напоминает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Однако отношения между двумя странами неоднозначные. С одной стороны, Белоруссия несколько «побивается» Россию, и в противовес ей строит свои отношения с Украиной, пытается выступать в роли посредника и за этот счёт укрепить положение в мире. А для украинского президента белорусский коллега — канал связи с Владимиром Путиным, который терять не следует. С другой стороны, Александр Лукашенко подозревает Украину в участии в подготовке белорусского майдана, а украинское руководство подозревает Батьку в «излишне близких» отношениях с Россией. Поэтому ничего удивительного, что отношения двух стран то «теплеют», то «холодают». Они слишком противоречивые.
«СП»: — Лукашенко заявил, что белорусы и украинцы являются родными друг для друга. То же самое он говорил про белорусов и россиян. Но на Украине россиян теперь родными не считают. Как понимать такой диссонанс?
— Лукашенко прав. И русские, и украинцы являются для белорусов братскими народами. Значительная часть простых белорусов находятся в ужасе от того, до чего дошли отношения России и Украины. Что касается отношения к России среди украинцев, то страна расколота по данному вопросу. Если для украинской власти Россия — враг, то в народе как было, так и осталось разное отношение к России. Очень многие всё равно считают жителей России братским народом — даже если не любят российское руководство. И в данном случае Белоруссия выступает в роли такого «миротворца», младшего брата, который мирит старшего со средним. Для неё эта роль выглядит достаточно естественно.
«СП»: — Президент Украины заявил о полученных им от своего белорусского коллеги Александра Лукашенко гарантиях, что война между двумя странами невозможна. А кто-то ожидал войну между Украиной и Белоруссией? Разве такое вообще можно представить?
— Такую войну можно представить только в пьяном бреду и больном воображении. Очевидно, Порошенко говорил для особо радикально русофобской части украинцев, что Белоруссия не станет вместе с Россией воевать с Украиной (раз уж на Украине пропаганда рассказывает, что страна якобы воюет с РФ). Другого объяснения здесь не вижу
«СП»: — Насколько вообще Белоруссия нейтральна в отношении гражданского конфликта на Украине?
— Белоруссия нейтральна в том смысле, что в ней существуют разные точки зрения на творящееся на Украине. Есть люди пророссийские, есть проукраинские, но в массе своей белорусы просто находятся в ужасе. Что касается государства, то Лукашенко пытается извлечь выгоду из своего положения, торгуя со всеми, поддерживая связи со всеми. Иначе белорусское руководство просто не может себя вести.
«СП»: — Если рассуждать гипотетически, при каких обстоятельствах Минск мог бы хотя бы поддержать российскую позицию относительно гражданской войны на Украине, хотя бы перестать преследовать белорусов, участвовавших в войне на стороне республик?
— Белоруссия преследует участников конфликта с обеих сторон. Преследовать тех, кто воевал за ДНР и ЛНР, она будет только в том случае, если Россия жёстко на неё в этом смысле надавит. Пока такого давления Россия не оказывает. Поддерживать Россию Белоруссия станет только в случае попытки майдана в Минске и его успешного подавления. Только тогда Лукашенко почувствует прямую угрозу и станет более определённым. В любом другом случае, он так и продолжит балансировать.
Отметим, что далеко не все эксперты относятся с таким же пониманием по отношению к многовекторности белорусского президента, самой мягкой характеристикой которой они называют «попыткой сидеть на двух стульях».
— Лукашенко никогда не был последовательным политиком, тем более, политиком идеологически мотивированным, — уверен главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Он классический диктатор, и все, что делает, делает для сохранения власти. Но надо отдать ему должное — он эффективный диктатор. А национальные чувства, на которых Лукашенко играет — это тоже инструмент.
«СП»: — Совсем недавно Киев обвинял Минск во враждебных высказываниях. Конфликт преодолен?
— Если анализировать с идеологической точки зрения позицию Лукашенко затруднительно, то уж в отношении Киева это вообще невозможно. Если в Белоруссии популистская диктатура эффективная, то в Киеве она и неэффективна потрясающе.
В Донбасс приехали американские инструкторы проверять боеготовность ВСУ
«СП»: — Откуда вообще взялась мысль о возможной войне между Украиной и Белоруссией?
— Ну как откуда такая мысль? Украина же три года воюет с Россией! Правда, российская сторона воевать отказывается, но кого это волнует? Вот это такой упрек — Белоруссия-де для Украины не агрессор, а вы там, москали, бачьте да чекайте, пока до вас украинские сбройные силы не досягнут…