Захар Прилепин: Украина и наша «пятая колонна» живут одной надеждой — Россия вот-вот развалится
Экс-президент Грузии, экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили заявил, что у него есть план, который предусматривает изменение Украины за 70 дней.
«У нас есть два главных плана. Первый — это собрать людей, которые создадут украинское парламентское большинство. Это очень важно. И второй план — это план „70 дней“: как изменить Украину за пять сессионных недель. Если не изменить Украину за пять сессионных недель, то ее не изменят никогда», — сказал политик в ходе пресс-конференции во Львове.
Саакашвили добавил, что план расписан по неделям.
«Это закон об олигархах, это уменьшение налогов, это отказ от 80% всех административных регуляций, это новая система здравоохранения и образования, это совершенно новая система административных отношений, это отмена региональных администраций», — бегло прошелся по пунктам экс-президент Грузии.
Поясним: накануне, 12 сентября, Саакашвили во Львове мирно подписал протокол о совершении административного правонарушения — незаконного пересечения границы. Присутствующий при этом сотрудник Госпогранслужбы Украины сообщил, что рассмотрение дела начнется 18 сентября в Мостисском райсуде Львовской области.
И тут Саакашвили сделал очередной неожиданный ход.
«А я до 18 сентября — если еще какие-то препятствия мне не сделают, — я начинаю свою поездку по Украине. С завтрашнего дня у меня начинаются встречи по всем регионам Украины», — объявил бывший грузинский лидер.
Захар Прилепин: Украина и наша «пятая колонна» живут одной надеждой — Россия вот-вот развалится
И вот, сутки спустя, интрига продолжает закручиваться: в турне Саакашвили будет лично представлять план «70 дней», а заодно набирать политические очки.
Заметим: на реформы в Грузии — стране с населением 3,7 миллиона человек — у команды Саакашвили ушли годы. А реформировать 42-миллионную Украину грузинский политик собирается за два месяца с небольшим.
Понятно, что план «70 дней» предельно популистский, и никогда не будет реализован. Но Саакашвили этого и не нужно. Главное, план позволяет экс-лидеру Грузии играть против Киева. Грубые промахи, которые допустил в последнее время президент Украины Петр Порошенко, восстановили против него ведущих украинских политиков, занимающих оппозиционную нишу, и на какое-то время сделали экс-президента Грузии «точкой сборки» оппозиционных сил. Теперь, надо думать, Саакашвили постарается выжать из создавшейся ситуации максимум возможного.
Что стоит за планом «70 дней», на что рассчитывает Михаил Саакашвили, отправляясь в турне по Украине?
— Михаил Саакашвили полон иллюзий, он считает, что недовольство Киевом среди населения таково, что люди клюнут на любого решительного критика власти, — отмечает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Но, разумеется, невозможно радикально реформировать Украину за 70 дней, как говорит грузинский экс-лидер.
Замечу, кое-что из его предложений рационально и правильно, но вместе с тем чрезвычайно наивно. Прежде всего потому, что нынешний состав Верховной Рады ни один пункт плана Саакашвили не поддержит. Получается, для реализации плана нужен иной парламент, с иными установками. Но получить такую Верховную Раду — если исходить из опросов украинского общественного мнения — сегодня невозможно.
На мой взгляд, план «70 дней» — лишь попытка Саакашвили сохраниться в большой политике, без каких-либо перспектив реализации.
«СП»: — Какие пункты плана вы считаете рациональными?
— Прежде всего, более простое получение административных услуг, как это было сделано в ходе реформ в Грузии. Замечу, кое-что из того, что получилось в Грузии, пытаются повторить и на Украине, но дело движется чрезвычайно вяло, и ограничено низовой коррупцией.
В Грузии, кстати сказать, коррупция на высшем уровне процветала и при Саакашвили. Но на низовом уровне ее действительно удалось победить. Прежде всего, благодаря специфическим особенностям маленькой страны с чрезвычайно низким жизненным уровнем.
Так, в дореформенной Грузии сотрудники дорожной полиции получали зарплату 30 долларов в месяц. Когда в процессе реформы МВД полицейским — на деньги американского финансиста Джорджа Сороса — подняли зарплату до 300 долларов, они были счастливы. Грузинские правоохранители поначалу так держались за эти деньги, что полностью отказались от любых форм взяток. Впрочем, сейчас, по моим данным, ситуация вернулась на круги своя.
По аналогичному сценарию в Грузии разворачивались события и в других сферах, прежде всего, связанных с обслуживанием населения.
На Украине, подчеркну, этот опыт пытались повторить, но безуспешно.
Есть в плане Саакашвили и другой рациональный пункт: то, что он называет «законом об олигархах». Речь идет о демонополизации, и это правильное направление. Другое дело, что с монополизмом на Украине невозможно покончить быстро — можно лишь планомерно пытаться разрушить действующую систему.
Как видите, план Саакашвили выглядит набором популистских заявлений с элементами разумного и необходимого.
Дискриминационный закон об образовании сделал Киев врагом Будапешта
«СП»: — Саакашвили говорит, что план № 1 — создать новое украинское парламентское большинство. Он надеется на досрочные выборы в Верховную Раду?
— Нынешний состав парламента «наклонить» под предложения Саакашвили нереально, но следующий состав — в теории — может быть каким угодно. Для смены парламента нужны внеочередные выборы. Но на Украине все рычаги для запуска таких выборов находятся в руках президента.
Если Порошенко не хочет досрочных выборов Рады (а он этого не хочет), заставить его пойти на такой шаг — большая проблема. Можно, конечно, блокировать трибуну в Раде, объявить, что действующий парламент не выполняет своих функций. Но с какой стати депутаты, которые заседают в нынешнем парламенте, будут это делать?!
У Саакашвили нет в Раде ни большинства, ни даже влиятельного меньшинства. Стало быть, описанный выше сценарий нереален.
Да, если динамика рейтинга Саакашвили будет развиваться позитивно, его партия — гипотетически — может прорваться в следующий парламент. Но мне трудно представить, что даже это приведет к возникновению в Раде реформаторского большинства.
Наконец, есть главное препятствие. Все, что Михаил Саакашвили предлагает и хочет, упирается в принципиальную вещь, которую он не готов изменить. Экс-президент Грузии настроен решительно антироссийски. Между тем, без поворота в сторону здравого смысла в отношениях с Россией никакие реформы не способны дать экономический толчок развитию Украины.
Саакашвили, со всеми его разговорами, на такой поворот не настроен. А любые надежды на преобразование Украины с позиций радикальной русофобии, которые он разделяет, попросту нереальны — я абсолютно в этом убежден.
«СП»: — По-вашему, Саакашвили все еще набирает политические очки после «прорыва» границы, или начинает выдыхаться?
— Саакашвили уже признал, что у него и Юлии Тимошенко — разные дороги. И это означает, что антипорошенковская коалиция все-таки не складывается. А у партии самого Саакашвили, я считаю, нет шансов стать влиятельной политической силой в «незалежной».