Администрация президента представила очередной проект отбора чиновников
Череда губернаторских отставок, похоже, закончилась: за три недели Москва отправила на покой, либо на повышение глав 11 регионов. После «зачистки» региональных элит новая задача Кремля — это формирование повестки дня и пула кандидатов для президентских выборов.
Партия скажет спасибо Собчак
В четверг завершилась череда губернаторских отставок, которая стартовала 25 сентября. На этой неделе были отправлены «на покой» глава Омской области 54-летний Виктор Назаров (он занимал этот пост с мая 2012 года) и губернатор Ивановской области 59-летний Павел Коньков (он возглавлял регион с октября 2013 года).
Последним был отправлен в отставку губернатор Псковской области 41-летний Андрей Турчак, который возглавлял регион с февраля 2009 года. Место Турчака занял 42-летний Михаил Ведерников, ранее заместитель полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе (курировал он развитие Калининградской области). До этого Ведерников пять лет был заместителем полпреда президента на Северном Кавказе.
Ушедшему с поста губернатора Турчаку подобрали весьма неплохую должность: он возглавил Генеральный совет партии «Единая Россия» (правда, пока что временно) вместо Сергея Неверова, который, в свою очередь, возглавил фракцию «Единая Россия» в Государственной Думе.
Администрация президента представила очередной проект отбора чиновников
Партийная ротация также стала возможной исключительно благодаря губернаторским перестановкам: до них фракцию «Единая Россия» возглавлял Владимир Васильев, однако он был назначен врио главы Дагестана. Также Васильев имел еще одну должность — он был вице-спикером Госдумы, а после назначения в Дагестан этот пост получила депутат Ольга Тимофеева, избранная от Ставропольского края.
Кстати, и для 40-летней Тимофеевой это может быть карьерным трамплином: одно время ее прочили на пост губернатора Ставропольского края, а сейчас активно обсуждается возможность ее участия в президентских выборах. Еще в сентябре деловая газета «Ведомости» сообщила, что Кремль подыскивает женщину-кандидата в качестве «спарринг-партнера» Владимира Путина. Но потом у нее нашлась соперница куда известней Тимофеевой.
Еще одним возможным претендентом на эту роль называли телеведущую канала «Дождь» Ксению Собчак, которая недавно отметила 35-летие (это минимальный возраст для участия в президентских выборах). Возможное участие Собчак в выборах вызвало бурное обсуждение в соцсетях и изданиях различного толка (припоминали и не самые лучшие факты ее биографии: например, то, что она была ведущей «Дома-2» или «Блондинки в шоколаде»). Хотя сама телеведущая переговоры с Кремлем категорически отрицала.
В субботу Ксения Собчак, как сообщает «Би-би-си», а за ним другие СМИ, встретилась с президентом России в Кремле, чтобы взять у него интервью для фильма об Анатолии Собчаке — отце теледивы, первом мэре Санкт-Петербурга и бывшем руководителе и друге Путина. После окончания интервью президент и телеведущая еще о чем-то поговорили с глазу на глаз — и это сразу породило новую волну слухов о возможном участии Собчак в выборах.
Референдум или выборы?
В этой кадровой чехарде многие, конечно задались вопросом, почему так обесценена должность губернатора? Ведь это выборная должность. Заметим, что сегодня в 9 регионах страны не проводятся прямые выборы губернаторов: это пять республик Северного Кавказа (Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Ингушетия), три автономных округа (Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский) и Республика Крым.
Впрочем, и в остальных регионах губернаторов лишь номинально можно считать выборными. За пять лет с тех пор, как в России вернули прямые выборы губернаторов, лишь однажды действующий глава региона проиграл их: это было в сентябре 2015 года в Иркутской области. С результатом 56,4% голосов во втором туре победил коммунист Сергей Левченко (действующий глава области единоросс Сергей Ерощенко получил лишь 41,2% голосов).
То есть фактически выборы превращаются в референдум доверия кандидату, которого предложил президент. А вот уволить избранного губернатора могут в любой момент — не считаясь с мнением избирателей, которые за него голосовали.
— Уволить губернаторов можно было и раньше, но сейчас увольняют чаще и, самое главное, в том числе губернаторов, которые сравнительно недолго занимали свои посты, — говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Но есть два «смягчающих» обстоятельства. Первое: увольнение — хотя бы не арест (а то всего были арестованы четверо глав регионов). Кстати, что касается значимости выборов, то в Коми Вячеслав Гайзер был арестован сразу же после выборов в республиканский парламент, которые «Единая Россия» под его руководством убедительно выиграла. Второе: для оставшихся облегчилась возможность для переизбрания. Теперь роль конкуренции уменьшилась, и губернатор фактически может сам определять круг своих соперников, участие кандидатов от всех партий парламентской оппозиции необязательно.
13 неприкосновенных «тяжеловесов»
— Должность губернатора выборная, но новые главы регионов проходят не через конкурентные непредсказуемые выборы, а через предсказуемый плебисцит (он же референдум о доверии), — согласен с выводами «Свободной прессы» руководитель московской «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Референдумный характер выборов дает возможность населению согласиться или не согласиться с рекомендующим врио президентом. Логично было бы тогда и решение об увольнении подтверждать соответствующим плебисцитарным голосованием. Но это уже из области фантастики.
В ближайшие 2−3 года будет окончательно сломан сложившийся баланс ядерных вооружений
Понижение статуса губернаторов началось с отмены выборов и перехода к назначениям. Возвращение выборов повышением статуса и возможностей, увы, не сопровождалось. Конечно, увольняемым обидно. Конечно, хотелось бы, чтобы губернатор был не только исполнительным технократом, но и генератором идей, драйвером развития территории, защитником и лоббистом её интересов, политическим тяжеловесом.
Но доведенная до крайности централизация требует иного. С другой стороны, сильных глав регионов не увольняют, — заключает Калачев.
В настоящее время среди действующих губернаторов России остается лишь 13, которые занимают свой пост более десяти лет. И только двое — более двадцати лет. Так, например, 67-летний губернатор Евгений Савченко возглавляет Белгородскую область шесть сроков подряд (23 года), а 73-летний Аман Тулеев в Кемеровской области недавно отметил двадцатилетие нахождения в должности. Действительно, губернаторы-«тяжеловесы» прошли все возможные испытания и сохранили свои должности, невзирая на регулярные слухи об их уходе. И вес этих губернаторов, заметим, не уменьшится даже с их уходом.