Станем ли мы первопроходцами в создании одноступенчатой многоразовой ракеты?
«Мы рассматриваем вашу страну в качестве стратегического союзника, давнего и надежного друга. Вьетнам является для нас важнейшим партнером по обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе», — сказал министр обороны России Сергей Шойгу 23 января на встрече с главой военного ведомства Вьетнама генералом армии Нго Суаном Литем.
По словам Шойгу, Россия и Вьетнам подготовили план сотрудничества в военной сфере и совместных учений с 2018 по 2020 год. План предусматривает большое количество учений, встреч и других совместных мероприятий.
«Вьетнам — наш давний испытанный партнер, с которым нас связывают доверительные отношения, основанные на дружбе и взаимовыгодном сотрудничестве. Готовы принять ваших экспертов для консультаций с нашими специалистами и поделиться опытом испытаний техники в реальных боевых условиях», — сказал Шойгу.
По словам Шойгу, поддержание тесных и доверительных отношений с Вьетнамом является для России одним из внешнеполитических приоритетов.
«Подписан ряд документов о военном взаимодействии, в том числе меморандум о сотрудничестве в области миротворческой деятельности на основе устава ООН. Высоко оцениваем российско-вьетнамские связи в военно-морской области и в сфере военного образования», — сказал Шойгу.
Станем ли мы первопроходцами в создании одноступенчатой многоразовой ракеты?
Как намекнул ранее российский министр обороны, ряд стран Юго-Восточной Азии заинтересованы в приобретении противоракетных комплексов С-400. Есть все основания полагать, что именно Вьетнам станет в ближайшем будущем обладателем этих уникальных комплексов.
Однако обращает внимание, что буквально вслед за Сергеем Шойгу Ханой посетит глава Пентагона Джеймс Мэттис. Да и Китай вряд ли будет сильно рад активизации военно-технического сотрудничества между Россией и Вьетнамом.
— Надо исходить из того, что вьетнамские дипломаты на сегодня избавлены от «идеологических комплексов» и стереотипов, — говорит доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России Пётр Цветов. — Они готовы сотрудничать с теми странами, которые представляют для Вьетнама интерес вне зависимости от общественного строя этих стран. Поэтому Социалистическая Республика Вьетнам на сегодня выстраивает стратегическое взаимодействие не только с Россией, но и с США, с Китаем и ещё с пятнадцатью другими государствами. Именно в последние годы Ханой стал вести себя активно в международных отношениях.
Тем не менее, Шойгу прав, говоря, что у нас отношения не просто партнёрские, но и союзнические. И то, что нашего министра обороны приняли хоть немного, но раньше, чем его американского коллегу, говорит о том, что во Вьетнаме настроены дружить с Россией всё же больше, чем с Америкой. Именно у нас вьетнамцы покупают больше всего современных вооружений.
При этом надо понимать, что США сейчас активно набиваются в «друзья» Вьетнама. Они это делают из геополитических соображений, видя растущую мощь вьетнамского большого соседа — Китая. Именно поэтому они продают Вьетнаму катера береговой охраны, другую военную технику. В какой-то степени можно сказать, что американцы наступают России на пятки. Они тоже заинтересованы в том, чтобы продать Ханою побольше оружия. Таким образом они пытаются склонить Вьетнам на свою сторону в их уже очевидном соперничестве с Китаем.
«СП»: — А как сегодня можно охарактеризовать отношения Ханоя и Пекина?
— Конечно, не всё гладко. Остаются нерешёнными территориальные споры. В частности, Вьетнам оспаривает у Китая некоторые острова в Южно-Китайском море. При этом китайцы закрепляют своё присутствие на многих островах. Строят военные гарнизоны, взлётно-посадочные полосы
Визит Сергея Шойгу во Вьетнам — событие довольно важное. Он показывает, что Россия готова дружить с этой юго-азиатской страной, развивать сотрудничество в военной сфере.
«СП»: — Вьетнамцы любят говорить, что с американцами они воевали только один раз, а с китайцами воевали много раз на протяжении тысячелетий. То есть оба эти народа как бы ждут подвоха — один от другого. Как в этой ситуации Китай может отреагировать на то, что мы продаём Вьетнаму современное вооружение?
— Китайцы пока стараются не обращать особого внимания на это. Тем более, если говорить о противоракетных комплексах С-400, о которых упомянул сегодня Шойгу, то точно такие же комплексы мы уже поставили и Китаю. То есть к нам претензий в том, что мы продали Вьетнаму какое-то сверхоружие, какого нет у Поднебесной, быть не должно. При всём том надо понимать, что военный потенциал Китая в любом случае намного выше, чем у Вьетнама. И, конечно, китайцы не имеют оснований опасаться, что Ханой решится отвоевать у них спорные территории.
— Вьетнам со всеми пытается дружить, — соглашается старший научный сотрудник ВШЭ Василий Кашин. — И с США, и с Россией. И даже с Китаем у вьетнамцев не такие уж плохие отношения, как иногда пытаются представить. У Пекина и Ханоя довольно тесные экономические, межпартийные связи и так далее.
Россия, конечно, не является крупным игроком, влияющим на расклад сил в Юго-Восточной Азии. Да и не стремится таковым стать. Поэтому и США в этом регионе не с нами ведут борьбу, а с Китаем.
Адмиралы спорят о судьбе легендарного подводного ракетоносца
«СП»: — Как раз Вьетнам американцам интересен как страна, которая может пригодиться в противостоянии с Китаем. Понравится ли Пекину, что Москва собирается усилить военную мощь Ханоя?
— Вьетнам покупает оружие у России, Израиля и европейских стран как раз для того, чтобы не покупать его у американцев и не впадать в зависимость от них. Это позволяет Вьетнаму не превратиться в пешку, которая используется Вашингтоном в игре против Пекина. Вьетнам одновременно в чём-то сдерживает Китай, а в чём-то сотрудничает с ним. Вьетнамцы хотят примерно так и продолжать. И китайцев это устраивает. Поскольку для них важно, чтобы Ханой не оказался вынужденным закупать оружие у США.
Сам Вьетнам не сильно настроен на сближение с США, есть определённые границы, поскольку это страны с разным общественно-политическим строем. Коммунистическая система Вьетнама, конечно, не нравится американцам, но они вынуждены не очень её критиковать как раз из геополитических соображений.
«СП»: — Кому больше нужны анонсированные Шойгу совместные учения с Вьетнамом?
— У России логика здесь проста. Мы недавно проводили совместные военно-морские учения с Китаем. А теперь надо показать нашим вьетнамским партнёрам, что мы, по-прежнему, ценим их и готовы политически поддержать при необходимости. При этом мы как бы показываем, что в территориальных спорах между Пекином и Ханоем мы занимаем равноудалённую нейтральную позицию.