В Петербурге учительница соблазнила ученика и отправилась отдыхать с его матерью
Голливудская эпидемия обвинений в «харассменте» — сексуальных домогательствах докатилась до России. У нас самым заметным ее фигурантом стал глава комитета Госдумы РФ по международным отношениям Леонид Слуцкий. Общество в растерянности — для России подобное пока непривычно.
Если верить британской телерадиокорпорации, то последним по времени объектом непристойного внимания Слуцкого стала корреспондент Русской службы ВВС Фарида Рустамова.
По словам Рустамовой, около года назад депутат, беседуя с ней в своем кабинете на профессиональные темы, сделал ей предложение стать его «любовницей». При этом он был настойчив, отказ Рустамовой проигнорировал и позволил себе дотронутся до нее физически. Разговор якобы был записан на диктофон.
Произошедшее нанесло Рустамовой психологическую травму. Она корила себя за то, что не сумела дать депутату немедленный отпор. Позже женщина обратилась за поддержкой к коллегам-журналистам, руководству партии Слуцкого — ЛДПР и Госдумы, руководству ВВС. Ей пообещали помощь.
В Петербурге учительница соблазнила ученика и отправилась отдыхать с его матерью
Свою запоздалую реакцию Рустамова объясняет психологической неготовностью обнародовать информацию о случившемся. Уверенности в себе ей добавили аналогичные обвинения в адрес Слуцкого со стороны замглавного редактора телеканала RTVI Екатерины Котрикадзе и продюсера телеканала «Дождь» Дарьи Жук, озвученные ранее.
Их заявления немедленно поддержал главред «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. «Моя полная поддержка Кате Котрикадзе и неизвестной мне Дарье Жук… Катя, мы с тобой. Мы понимаем, сколько нужно мужества, чтобы это сказать. За твоей спиной будут такие же ухмыляться, но мы с тобой и „Эхо“ тоже с тобой», — написал он в своем блоге.
Видимо, дело в профессиональной солидарности, поскольку аналогичной поддержки в адрес еще одной жертвы «харассмента» — актрисы и певицы Фатимы Абаскулиевой со стороны Венедиктовым высказано не было. Недавно актриса заявила, что 12 лет назад театральный режиссер Марк Розовский принудил ее вступить с ним в интимную связь, пообещав ей разговор «о карьере». Сам Розовский, разумеется, это отрицает.
В этом смысле перечисленные ситуации отчасти похожи на голливудскую историю продюсера Харви Вайнштейна, которого десятки американских актрис обвинили в сексуальных домогательствах. После этого карьера Ванштейна была сломана.
По мнению колумниста «СП» Эдуарда Лимонова, на Западе «образовалось такое направленное против жизни лобби». «Влечение мужчины к женщине — нормально, мужчина — вынужденно инициатор, поскольку обречен на такую роль, родившись мужчиной. А без влечения детей-то как делать?» — вопрошает писатель.
В 2014 году России была предпринята попытка внести в КоАП поправки для защиты женщин от сексуальных домогательств, однако закон был отклонен.
В настоящее время в Госдуме разрабатывается законопроект о профилактике домашнего насилия. Будет ли он касаться также и сексуальных домогательств — неясно. Инициатор закона — Оксана Пушкина в ближайшую неделю будет недоступна для комментариев, сообщили «СП» в Госдуме.
Между тем председатель Госдумы Вячеслав Володин посоветовал журналисткам, что если они чувствуют опасность в работе в Госдуме, то пусть сменят работу. Володин также не исключил, что это могло быть провокацией.
Эксперт Института стран Ближнего Востока Сергей Балмасов уверен, что в случае обвинений Слуцкого не обошлось без политики.
— Обратите внимание, что «мочат» человека, который активно занимается нашей внешней политикой, отстаивает интересы страны по Крыму, по Сирии, по другим внешнеполитическим направлениям. Именно он организовывал визит в Крым французов, итальянцев, пробивал блокаду полуострова. Это важная низовая дипломатия. То есть, Слуцкий очень яркий, заметный депутат и он не просто сидит в Госдуме, штаны протирает.
Возможно, его еще хотят подвинуть с позиции в комитете. Тут может быть совпадение интересов разных сил. Но, вообще, это все «ванштейнивщина» такая. Начинают «мочить» людей под разными надуманными предлогами.
«СП»: — Раньше такими методами в России, кажется, не пользовались…
— Да, это чисто западный инструмент. Кого-то потрогал, пардон, за задницу. Но девочки, а почему вы пять-восемь лет назад молчали? Почему нельзя было заявить сразу? Получается, странно — сначала позволяли себя трогать, а потом, получив посты, начинают с них «тявкать». Так не делается.
Заметьте, некоторые дамочки сейчас пытаются пропихнуть закон о «харассменте». Так что это все не просто так. Определенные люди пытаются навязать России западные порядки. Та же ювеналка уже есть. Сколько семей уже разрушено. Теперь внедрят новый «топор» про домогательства. Против тех людей, у кого серьезные подвязки, он работать не будет, а против простых неугодных граждан вполне.
По мнению председателя совета Межрегиональной общественной организации «Женское единство» Веры Плотниковой, воспитание должного поведения мужчин важнее, чем попытка пресечь их недостойные действия с помощью закона.
— У проблемы домогательств две стороны. Есть действительные сексуальные домогательства, вплоть до изнасилования. Эта ситуация требует очень серьезных, радикальных мер и пресечения на корню. Но есть и традиционные ухаживания со стороны мужчин. Если мы начнем рассматривать эти знаки внимания, комплименты, как домогательства… Не знаю, как для американок, но для российских женщин неприемлемо. Мы хотим видеть сильного мужчину рядом с собой. Иначе, о какой семье, о каком счастье, о какой демографии можно говорить? От этого и получаются однополые браки.
Какое пойло нам предлагают вместо любимых напитков
«СП»: — Но есть некая средняя линия поведения, когда ухаживание слишком настойчивое, женщина отвергает это, но мужчина не останавливается…
— Чтобы такого не было следует больше внимания уделять воспитанию мальчиков. Тогда проявляя знаки внимания к женщине он не будет нарушать этику. В том числе и в рабочей обстановке. Но посмотрите на противоположную сторону. Как некоторые девушки одеваются на работу летом. Когда симпатичная полуобнаженная молодая девчонка приходит, то как на нее смотрят? Это тоже важный вопрос. Отношения людей, пусть и на работе, никто не отменял.
«СП»: — Вы хотите сказать, что это провокативное поведение?
— Конечно. Провоцировать нельзя, ни отношением, ни одеждой, ничем вызывающим.
То есть с обеих сторон нужно отстраняться от глупостей. Не надо оглядываться на Запад. Гендерная политика должна быть направлена на нормальное взаимодействие полов, на правильное воспитание с детства. Этим должны, в частности, заниматься гражданское общество и СМИ. А с помощью закона отсекать только крайние формы, правонарушения, не трогая нормы жизни, которые уже сложились.
О своем видении ситуации с насилием со стороны режиссера Марка Розовского «СП» рассказала писатель, обозреватель ФАН Наталья Макеева.
— Трудно рассуждать о таких вещах в Великий пост. Так называемый «свободный мир» катится в пропасть, готовится легализовать педофилию и зоофилию, а там до трупов дело дойдет. Говорить о какой бы то ни было «морали», «нравственности» в этом контексте даже неудобно. Люди на саночках в ад несутся, радостно повизгивая, а им вопросы неудобные задают из серии «ой, а у вас тут девушка непонятно как одета, ай, а тут дядя к тете пристает».
В этом плане «люди» искусства давно уже впереди планеты всей. У меня есть родственница, ей скоро 70 лет будет, которой отец в своё время запретил в театральное училище поступать из-за царящих в этих кругах нравах. Девочка выросла хорошая, правильная — повезло, что строгий папа был… А ведь тогда за неподобающие поведение могли и из партии исключить, и по комсомольской линии воздействовать и на собрании, как тогда говорили, «пропесочить» — представляете, какое это было унижение для «озорника»? Но — похоже, не останавливало.
«СП»: — Вы оправдываете режиссера? Актриса сама виновата?
— Трудно и припомнить, когда в среде лицедеев был высокий морально-нравственный уровень, учитывая, что лицедейство само по себе — грех большой. Актеров раньше за оградой хоронили, вместе с самоубийцами. А где одно там и другое. Это не мои рассуждения, проблеме уже не один век. Нет, я ни в коем случае не оправдываю насильников, либо тех, кто путем шантажа добивается половой близости. Это ни в коем случае неприемлемо, даже если речь идет о проститутке, которую надо по-хорошему вывозить на поселение и лечить трудотерапией, постом и молитвой.
Я лишь хочу сказать, что проблема-то глубже. Она прошила все уровни жизни как в мире, так и в России, хотя у нас, конечно, ситуация лучше, мы все же более консервативны, возможно поэтому каждый единичный случай становится вопиющим.
«СП»: — Может быть, стоит хотя бы попытаться остановить падение?
— Как-то иначе начать воспитывать детей — например, вместо прививок от папилломы человека прививать им принципы целомудренности? Ввести цензуру на ТВ, потому как, кто бы что ни говорил, но шаблоны поведения человек берет не только от окружающих и уж точно не доходит до них «своим умом», который у него формируется во многом внешней реальностью, но и из СМИ и объектов культуры — фильмов, ток-шоу. Если каждый вечер по Первому каналу говорят о том, кто кого поматросил и бросил, кто кого домогался
Люди искусства — всегда авангард. И плохого, и хорошего. На мой взгляд, большинство из них не способно само определить свой вектор, даже самые талантливые как правило с трудом вырабатывают жизненную позицию слишком сильно зависят от чувственно-эмоциональной сферы. Что, впрочем, объяснимо.
Поэтому именно на государство должна лечь задача формирования контекста, государство должно разумно, аккуратно, чтобы не вызвать отторжения, направлять и поддерживать одно и ограничивать другое. Если, конечно, мы хотим остановиться… И, возможно, попытаться спастись. Текст Евангелия от Луки гласит: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих».
Павел Грудинин о проблемах отечественного ВПК
О том, какова мера ответственности за сексуальные домогательства по ныне действующему закону, а также правоприменительная практика, «СП» рассказал управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.
— В Уголовном кодексе РФ нет такого термина, как «сексуальные домогательства». Самые близкие по смыслу действия описаны в статье 133 УК РФ «Понуждение к действиям сексуального характера» (до трех лет лишения свободы). Для наступления уголовной ответственности эти действия должны быть совершены путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего лица.
Однако на практике эта статья практически не работает. Получается, что привлечь к ответственности лицо можно, только если было совершено изнасилование или насильственные действия сексуального характера. Проблема еще в том, что доказать сам факт понуждения очень не просто, к тому же нет однозначного толкования, что именно считается таким понуждением. Сейчас эта проблема широко обсуждается, и, может, будут выработаны более работающие нормы и более точные определения.
Однако решать эту проблему надо не только средствами уголовного права — как показывает практика США, эффективными также являются негативные меры, связанные с отказом сотрудничать с лицами, обвиняемыми в подобных деяниях. В России пока такой практики нет, но ее формированию могли бы способствовать увольнения и лишения должностей публичных лиц, в отношении которых есть доказательства совершения подобных деяний.