Новый кризис в отношениях или угроза реальной войны?
Россию необходимо лишить права вето в Совете Безопасности ООН. Об этом в ходе интервью на телеканале «Прямой» заявил президент Украины Петр Порошенко.
«ООН требует немедленного реформирования, лишить права вето страну-агрессора», — сказал он. «Второй вопрос — нам нужно повысить эффективность других безопасных союзов, в том числе НАТО», — добавил украинский лидер.
Кроме того, Порошенко заочно обратился к российскому президенту Владимиру Путину на «ты».
«Это на тебе лежит ответственность за ежедневные ранения и убийства украинских военных и украинских гражданских, на тебе лично лежит ответственность за развертывание войны и агрессии против нашего государства», — заявил он, добавив, что российский лидер «легко может прекратить гибель мирных людей и украинских военных в Донбассе, не применяя право вето».
Порошенко также заявил, что вопрос с развертыванием миротворческой миссии в Донбассе тормозится исключительно правом вето России.
«На сегодняшний день уже создается атмосфера, что миротворцы нужны, без миротворцев нельзя. И ты не можешь, уважаемый господин Путин, либо неуважаемый, объяснить миру, а почему ты против. Значит, это на тебе лежит ответственность за ежедневные ранения и убийства украинских военных и украинских гражданских, на тебе лично лежит ответственность за развертывание войны и агрессии против нашего государства», — сказал он.
Новый кризис в отношениях или угроза реальной войны?
— Предложение лишить Россию права вето, а в идеале права голоса вообще, в ООН и других международных организациях, превратилась в навязчивую идею для многих западных и прозападных политиков, — считает доцент НИУ ВШЭ Павел Родькин.
— Она, если и не «витает в воздухе», то периодически всплывает по самым разным поводам или даже без них. Призывы Порошенко не оригинальны и пока еще, несмотря на антироссийскую истерию, маргинальны.
«СП»: — Его слова для кого-нибудь что-нибудь значат? На что он рассчитывает этим заявлением?
— Антироссийская риторика со стороны украинских политиков стала настолько дежурной, что теряет всякий смысл, и в этом отношении даже все меньше и меньше решает внутриполитические проблемы киевской власти. Эти заявления имеют скорее медийный эффект, чем реальное политическое значение.
«СП»: — Насколько вообще реально лишить Россию права вето в Совбезе?
— Место России в Совбезе ООН закреплено по итогам Второй мировой войны и является частью сложившейся после нее миросистемы. Попытка слома этой системы действительно дает основания для самого радикального переформатирования международной политики, но оно реализуется состоявшимися субъектами мировой политики, к которым вряд ли можно отнести большинство постсоветских стран.
«СП»: — Если гипотетически представить себе, что Россию лишили права вето, что бы с этого получил Киев?
— Выгодополучателем от подобного сценария являются США и ведущие страны Запада, для которых тем самым в мировой политике полностью развязывается руки. Те же США этим успехом не будут делиться не только со своими «вассалами», но и ближайшими союзниками. Было бы политически наивным считать, что Украина, или любая другая страна, не являющаяся самостоятельным игроком, получила бы от этой ситуации хоть какие-то выгоды. Напротив, разрушение системы мировых сдержек и противовесов, альтернативных позиций, привело бы к расширению списка жертв очередных «гуманитарных бомбардировок».
«СП»: — Говоря о необходимости повысить эффективность безопасности других союзов, включая НАТО, что он имеет в виду? Как ее повысить?
— Речь в данном случае идет об усилении имеющихся или создании новых антироссийских союзов и коалиций, в которые украинским политикам так хотелось бы принять деятельное участие и получать на эту деятельность соответствующе финансирование. Ведь именно от основных бюджетов и Украина, и та же Прибалтика полностью отрезаны.
— Это именно то, о чем я говорил относительно истинных целей организаторов «Дела Скрипаля»: их цель — получить право блокировать решения России на международной арене, в том числе — право применять право вето в Совете Безопасности ООН, — отмечает профессор МГУ, доктор политических наук, член научного совета при Совбезе РФ Андрей Манойло.
— Комбинация здесь в основе лежит очень простая: 1) Россия совершила военную агрессию против народа Великобритании, применив в Солсбери оружие массового уничтожения (именно так заявил Полпред Соединенного Королевства при СБ ООН). Следовательно, Россия — агрессор, и ее руководство должно быть объявлено вне закона, признано нелегитимным, также как и все его полномочные представители. 2) Допустим, США вносят в СБ ООН резолюцию об установлении над Сирией «бесполетной зоны» (с этого, кстати, началась Ливийская война, стоившая Каддафи жизни, Ливии — государственности). РФ, разумеется, блокирует это решение, используя право вето. 3) В этот самый момент дружно поднимаются представители США, Великобритании и, возможно, Франции, и хором заявляют: право вето у России есть, но применить она его не может, так как для этого у нее нет легитимного субъекта — спецпредставитель России таковым не является, так как руководство, назначившее его на эту должность, более не является легитимным и признаваемым таковым западным сообществом — это агрессоры, отдавшие приказ применить ОМУ против мирных граждан Великобритании. То есть, право вето есть, но применять его некому. И попробуй в такой ситуации докажи, что ты не верблюд.
Действия Порошенко полностью вписываются в эту схему — он тестирует реакцию на возможное лишение полпреда России применять право вето, то есть — действует как «пробный шар». Он уже заявил, что руководство России должно быть признано вне закона, поскольку это — агрессоры, и лишено права вето.
Понятно, что в этих условиях требование Порошенко лишить Россию права вето будет признано чрезмерным и осуждено как клиническая глупость значительной частью даже западных государств, потому что это грубо нарушает все мыслимые и немыслимые нормы международного права. Но если затем, осудив Порошенко за «максимализм», кто-нибудь вроде той же Великобритании заявит, что можно не лишать Россию права вето, а просто лишить полпреда России это право от имени России применять — то с этим, не исключено, многие согласятся, облегченно при этом вздохнув, потому что эта санкция на фоне заявления Порошенко выглядит намного более мягкой. Но на самом деле, и то, и другое, в случае их одобрения хотя бы частью западных стран, приведут к одним и тем же результатам.
«СП»: — Что Порошенко получил бы от гипотетического лишения России права вето?
— Порошенко от этого практически ничего не получит — он может только надеяться, что США сочтут возможным внести в СБ ООН новую резолюцию по Украине, которая даст ему возможность пустить конфликт в Донбассе по ливийскому сценарию. Но он не понимает, что для США он — всего лишь статист, послушно выполнивший поставленную ему задачу. А статистам за работу не платят. Кроме того, никакая помощь США не спасет его от удара по морде, который он обязательно схлопочет за то, что обратился к нашему президенту на «ты».
Российская дипломатия апеллирует к международному праву, которое умирает на глазах
«СП»: — Насколько это вообще возможно — лишить какую-то страну права вето? Или изменить устав и вообще убрать этот механизм?
— Лишить постоянного члена Совбеза ООН права вето нельзя — это право прописано в уставе ООН. Для этого надо либо менять устав, либо упразднять саму ООН. Но, повторю, можно заявить об отсутствии легитимного субъекта, способного этим правом воспользоваться.
«СП»: — Ранее систему Совбеза ООН неоднократно критиковали как раз из-за механизма вето. Насколько, по-вашему, он эффективен сегодня?
— Конечно система ООН эффективна — только наличие ООН останавливает разного рода хищников типа США или хамов типа Великобритании от очередного передела мира.
«СП»: — По словам Порошенко, так же нужно повысить эффективность безопасности других союзов, в том числе — НАТО. О чем он вообще? НАТО и ООН совершенно разные категории. И может ли сегодня какая-либо другая международная организация заменить ООН.
— Порошенко очень хочет в НАТО, поэтому все время его упоминает всуе. А кто всуе нечистого помянет, к тому ночью это самое НАТО и придет. Уверен, что Столтенберг икнул от ужаса при одной только мысли о том, что Порошенко однажды может оказаться в НАТО и начать его информировать.
Санкции: Великобритании планирует расширить санкции против российского бизнеса
Удар по Сирии, последние новости: Асад высоко оценил советское оружие после удара по Сирии