«Москва зарабатывать на горожанах не должна»

Эксперты рассказали, сколько в столице серьезных проблем и легко ли их решить

  
7524
На фото: виды Москвы
На фото: виды Москвы (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)
Материал комментируют:

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, давая интервью российским телеканалам, заявил:

— Обязанность любого руководителя нашей страны следить за самой территорией. Мы Москву все знаем и любим. В этом городе колоссальное количество проблем. Коррупция — невиданные масштабы, пробки на дорогах, транспортный коллапс, и не только из-за того, что президент или премьер на машине проехали. Бездумно натыкали зданий. Неблагоприятная конкурентная среда: все подряды и тендеры кто выигрывал до последнего времени? Знаю, как такие решения принимались, всему этому надо положить конец. Я надеюсь, что новый мэр будет это все делать.

Примечательно, что говорились эти слова в далеком теперь уже 2010 году, когда чиновник выражал поддержку новому мэру Москвы Сергею Собянину, когда перед сменщиком Юрия Лужкова ставилась задача всю эту кучу, образно выражаясь, «разгрести» — навести порядок в городе, повести борьбу с коррупцией, транспортным коллапсом и создать комфортную конкурентную среду.

Пролетели годы, однако, как говорил герой известной советской кинокомедии, «если взять телескоп и взглянуть вооруженным глазом», то станет видно, что с тех времен проблем в главном мегаполисе России меньше не стало. Все чаще жители Москвы начинают пенять властям мегаполиса на то, что практически все реализуемые социальные проекты, начиная от благоустройства улиц с расселением жилого фонда и заканчивая модернизацией транспортной системы с решением вопросов трудоустройства, всерьез бьют по кошелькам рядовых граждан. Такого же мнения придерживаются и политики с экономистами.

Читайте также

Взять хотя бы проблему трудовых мигрантов. Каждый москвич и гость столицы имеет возможность неоднократно лично убедиться в том, что представители ближнего (а иногда и дальнего) зарубежья практически полностью оккупировали сферы строительства, торговли и обслуживания, не говоря уже о коммунальном хозяйстве.

Конечно, до той степени напряженности, которая царит, например, в Германии, проблеме с трудовыми мигрантами в Москве довольно далеко. Но постоянно проскакивающие в криминальных сводках сообщения о побоищах выходцев из бывших южных республик СССР в формате «стенка на стенку» не могут не волновать москвичей. Кроме того, из-за наплыва мигрантов, готовых днем и ночью работать едва ли не за еду и ночлег, многим жителям столицы проблематично устроиться куда-либо.

Говоря об этой проблеме, политик, кандидат экономических наук, претендент на кресло мэры Москвы от КПРФ Вадим Кумин признает — город не может замыкаться в себе. Тот, кто замыкается, тот не может выжить, это общая аксиома, следовательно, размер населения столицы должен отвечать ее потребностям. Соответственно, к приезжим, считает он, нужно относиться спокойно. Только следует понимать, что они должны подчиняться здесь определенным правилам, и всё это не должно быть за счет москвичей.

— Ничего здесь сложного нет, это примеры общечеловеческих ценностей, так в любом городе происходит, — поясняет он. — Нужно обеспечить, чтобы работу получали преимущественно москвичи, потому что сейчас неравные условия. Мигрантов привозят, за них платят деньги, отмечают их в ведомости, забирают себе часть этих денег, будь то частный или государственный сектор, и, естественно, не платят при этом налоги. Это совершенно неравные условия.

А сфера жилищно-коммунальных услуг! За последние два месяца по столице прокатилась волна мирных митингов, в ходе которых граждане массово требуют проверки работы многих районных подразделений столичного ГБУ «Жилищник». Последний такой прошел в Южном административном округе на улице Мусы Джалиля, где горожане на протяжении двух лет требуют качественного выполнения работ по текущему ремонту здания от московского ГБУ «Жилищник района Зябликово», однако не имеют информации о финансовой смете затрат на ремонт.

— ЖКХ в Москве — это просто «мафия», — констатирует Вадим Кумин. — Никто не знает, куда и сколько денег расходится, под какие программы подпадает — под капремонт, под реновацию, под текущий ремонт. Все уже запутались, никто ничего не понимает. Надо, чтобы власть четко сказала: берем ответственность за жилой фонд в Москве. Что требует переселения — подпадает под реновацию. Что можно отремонтировать — подпадает под капремонт. В остальном делать текущий ремонт под контролем муниципальных депутатов.

«СП»: — А они сейчас не могут проконтролировать, как конкретный дом ремонтируется?

— Обязаны, но им никто не дает на это полномочий. Все полномочия забрали в пользу столичной мэрии. Вот результаты — люди оказались между программами. Так делать нельзя.

«СП»: — Тогда как можно? И как нужно?

— Давайте отвечать за все. Затеяли массовое «великое переселение народов» — давайте с полной ответственностью. А не так, что это будем [делать], этого не будем. Критерии непонятны. Нужно, чтобы такое жилье, вне зависимости от того, «хрущевка» это или не «хрущевка», подлежало программе реновации. Иначе будет беда.

«СП»: — Что же мешает «отцам города» подходить к решению проблем рядовых москвичей с пониманием и ответственностью?

— Вы знаете, у нас мэрия занята другими задачами. Она занята мегапроектами. Их задача — сделать город, как они говорят, удобным для жизни через то, чтобы весь его перекопать. Или затеять громадную программу реновации так, чтобы была суперпрограмма какая-то. На это настроены «отцы города» нынешние. Видимо, их возможности на этом исчерпываются, это их стратегия действий. Я думаю, что мэрии в этом составе не под силу сменить курс.

Градостроительная политика властей также не вызывает у москвичей восторга. Примеров много, один из характерных — проект транзитной автомагистрали «Северная рокада», которую власти столицы планируют проложить прямо через жилую застройку Бутырского района. По словам местных жителей, она сделает их жизнь невыносимой, так как в дополнение к путям Октябрьской железной дороги буквально в полутора десятках метров появится дополнительный поток автомобилей. Новая магистраль притянет на себя мощный трафик из северных областей России, однако весь поток упрётся в светофоры и пешеходные переходы улицы Академика Королёва, что создаст постоянную, гарантированную пробку.

Новая архитектура в столице также далека от совершенства. Как отметил координатор и идеолог проекта «АрхЛаб» Захар Прилепин, Москва стала слишком эклектичным городом.

— В этом, конечно, есть и плюсы, — признал он. — Но за последнюю пару-тройку десятилетий накоплены и колоссальные минусы. Потому что самые разные даже не «архитектурные школы», а, скорее, «бизнес-проекты» прошли, наследили, настроили, и в итоге Москва может поражать чувством вопиющего абсурда. Ее каким-то образом надо возвращать от бесконечного масштабирования обратно к людям.

По мнению Вадима Кумина, подобные планы и проекты принимаются исключительно в интересах строительной «мафии». Иных слов, уверен он, для этого подобрать нельзя.

— Их всего 5−10 компаний, — рассуждает политик. — Что они строят? То, что нам нужно? Архитектура такая, какая нужно? Или они о прибыли думают? Они хотят только строить тысячами и миллионами квадратных метров. Других интересов у них нет, чем больше этажей, чем выше — тем лучше. Мы предлагаем с этим бизнесом расправиться. Мы предлагаем, чтобы такого бизнеса в Москве не было.

«СП»: — И что дальше?

— А дальше нужно ввести новые концепции, чтобы коммерсант, когда он строит здесь, соблюдал социальную составляющую. Раньше это было, любой дом, который в Москве строился, 10−15−20 процентов [жилплощади] отходило городу. Сейчас это все ушло, никого это не интересует. Выделяют участок, дальше строят, получают прибыль, всю забирают себе, точка. Что с этого имеет Москва, я не очень понимаю. Вот это нужно прекратить. Должно быть, чтобы те же 10−15−20 процентов были в пользу города. И дальше [раздавать их] в социальном режиме — либо молодым семьям, либо очередникам, либо для нужд города. Но это должно быть социальное жилье. Это первая нагрузка на бизнес.

«СП»: — А вторая?

— А вторая нагрузка — просто заставлять их работать по правилам и следить за ними с помощью антимонопольных процедур. Они в нашей стране отсутствуют, у нас правят бал монополии, чего в мире нигде больше нет. Везде федеральные антимонопольные службы — сильнейший орган, который может карать бизнес. А у нас же это совершенно беззубое всё — непонятно, где щука, а где карась? Но наш антимонопольный орган, ФАС — точно не щука.

Читайте также

Количество обманутых дольщиков в столице, несмотря на все декларируемые законодательные новации, призванные улучшить ситуацию в этом вопросе, не снижается. Их число, по словам Вадима Кумина, достигает на сегодняшний момент ста тысяч человек. А власть при этом поднимает руки вверх и говорит — извините, пожалуйста, мы ни за что тут не отвечаем, наша хата с краю, до свидания.

— Но если власть дала земельный участок, если она выдала разрешение на строительство, раз она имеет [контрольные] механизмы в лице Москомстройнадзора, она должна принять на себя ответственность и за негативные результаты тоже, — считает политик. — Люди заплатили, ничего не получили — извините, выплатите людям [деньги] и разбирайтесь потом сами со своими мошенниками. Потому что сама по себе выдача участка означает, что власть признала легитимность проекта. Ведь вы попробуйте просто так пойти и получить разрешение на строительство, годами будете получать! А потом вдруг власть говорит — мы ничего не знаем, мы сами пострадавшие, чего вы от нас хотите? А в чем они пострадавшие? У них же есть все механизмы надзора. Которые могут при желании за один день душу вывернуть из любого! Запретить, выгнать. Однако же видят, что объект не строится — и все молчат.

«СП»: — И как с этим бороться?

— Мы должны сказать им: это вы, ребята, отвечаете за все. И заставлять их разными способами признать главное — раз они виноваты, то должны это и поправить.

«СП»: — Что мешает столичным чиновникам прямо сейчас, безо всякого нажима со стороны, взять и решить проблему обманутых дольщиков?

— Честно говоря, формально она вроде бы решена. В феврале 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что с дольщиками надо расплатиться. Но только «внизу» все это умерло. Я подозреваю, что если бы он хлопнул кулаком по столу, дело пошло бы быстрее. Мы же прекрасно знаем, как головы летят налево и направо, как во время «подковерной» борьбы кто-то вылетает оттуда «мертвый» уже.

То есть это вполне можно сделать. Так что здесь вопрос только проявления воли и ответственности. Чувствуешь ответственность — помогай людям. Не чувствуешь — будь готов к тому, что люди будут соответственно к тебе относиться.

«СП»: — Как на практике может выглядеть подобная помощь?

— Если объекты будут передавать другим инвесторам — пиши пропало. Принципиальная задача — создать стопроцентно специальную городскую по типу участия компанию со стопроцентной ответственностью, которая возьмет на себя решение этих проблем. Если там опять появится бизнес — у людей не останется ничего.

«СП»: — И на сколько она тогда потянет?

— Мы с коллегами подсчитали: при желании решение проблемы всех абсолютно дольщиков Москвы обойдется городу в 50 миллиардов рублей. Это всего лишь 2% совокупного ежегодного городского бюджета.

Еще одна так и не излеченная за столько лет «ахиллесова пята» мегаполиса — парковки.

 — Что нам рассказывали, когда их внедряли? — задается вопросом Вадим Кумин. — Что нужно разгрузить центр города от пробок. Однако за последние годы загруженность центра Москвы, согласно показателям «Яндекса», только возросла. Тем временем платные парковки дошли уже до МКАДа. Мы подсчитали с коллегами, что в среднем москвич за год проводит порядка 20 дней в пробках — если считать по 2 часа за один рабочий день. По итогам реализации программы «Моя улица» в Москве пробки появились там, где их никогда не было. Например — на Лубянке.

«СП»: — Почему же так произошло?

— Это прямое следствие нынешней транспортной политики, заточенной на зарабатывание денег. 200 рублей в час, которые нужно заплатить за парковку в центре города, делают невозможной поездку в город для социально незащищённых. А платить 1600 рублей за парковку на протяжении полного рабочего дня будет накладно даже представителю городского среднего класса.

Читайте также

Уверен, что зона платных парковок имеет право на жизнь только в отдельных секторах в самом центре города, и стоимость парковки там не может превышать 100 рублей в час. За пределами же Садового кольца платных парковок быть не должно в принципе.

Но самое главное — судьбу платных парковок, как, впрочем, и любого другого принципиального для жизни города вопроса, москвичи должны иметь возможность решать на референдуме, который в своё время инициировался КПРФ, но был заблокирован московским ТИКом. В качестве транспортного решения для пересадочных узлов на конечных станциях московского метро я предлагаю вернуться к благополучно забытой идее строительства многоуровневых паркингов.

Конечно, нам нужно и дальше развивать общественный транспорт, чтобы в городе люди меньше пользовались личными автомобилями. Но это не значит, что автомобилистов нужно «выжить» из Москвы, как это фактически происходит. Я предлагаю закрепить единый тариф на проезд в общественном транспорте на весь срок полномочий мэра.

«СП»: — Но ведь тогда столичный транспорт станет убыточным…

— А что в этом плохого? Бюджет Москвы может себе позволить дать соответствующую дотацию. Город зарабатывать на москвичах не должен. Москвичи платят налоги, этого достаточно.


Новости Москвы: Кандидат в мэры Москвы Дегтярев назвал способ решить проблему миграции

Выборы мэра Москвы: Когда нужно отвечать перед людьми, власть присылает Росгвардию

Следите за специальной темой «Свободной Прессы» — Выборы мэра Москвы

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня